Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Интервью

Дмитрий Малолетов: один на один с гитарой


      Автор: Сергей Арзуманов
      Дата публикации: 01 ноября 2000 г.

Дмитрий   МалолетовДмитрий Малолетов - известный московский гитарист, активно использующий в своей игре "фортепианную" технику (или тэппинг - tapping), которой он в совершенстве владеет. Недавно Дмитрием Малолетовым был записан очень интересный инструментальный альбом "Рыцарь Гитары", на котором все произведения были исполнены исключительно этой техникой. В продаже компакт-диск должен появиться буквально на днях.

Помимо концертной и студийной работы Дмитрий занимается и преподавательской деятельностью. Он является автором видеошколы "Фортепианная техника игры на электрогитаре", а также книг "Игра на электрогитаре. Теория и практика" и "Two-handed tapping. Прогрессивная техника игры на электрогитаре" (с аудиоприложением).

С Дмитрием Малолетовым было опубликовано уже не одно интервью. В них можно было подробно ознакомиться с его творческой биографией. Нам же захотелось задать Дмитрию более специфичные вопросы, интересные прежде всего гитаристам, как начинающим, так и "продвинутым". Надо полагать, многие из них найдут это интервью крайне любопытным...

Итак, читайте интервью, которое любезно согласился дать Дмитрий Малолетов специально для GUITAR.RU.

GUITAR.RU: Дима, не секрет, что тэппинг или "фортепианная" техника игры сейчас приобретает все большую популярность... Должен ли ею владеть каждый гитарист?

Дмитрий Малолетов: Гитара - удивительный инструмент. Она везде находит свое достойное место, будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Современная электрогитара еще больше раздвигает границы возможностей исполнителя за счет все новых приемов игры и электронных средств. Чем больше гитарист охватит этих приемов, тем разнообразнее будет его музыка или гитарные партии в песнях. Конечно, можно играть традиционные стили джаз, блюз, ранний рок без тэппинга, обычным способом. Но если гитарист хочет сделать что-то свое, современное, то без новых приемов ему не обойтись. Тэппинг хранит в себе огромный неизученный потенциал. Это та область исполнительской техники, где гитарист при творческом подходе сможет найти собственные гитарные приемы. Отказаться от этого - значит лишить себя возможности познания, отказаться от необычных музыкальных красок, новых исполнительских возможностей...

GUITAR.RU: А не скучно ли слушать гитаристов, играющих исключительно при помощи "фортепианной" техники? Может быть, целесообразнее сочетать этот вид техники с традиционным звукоизвлечением?

Дмитрий Малолетов: Это дело вкуса. Кому-то скучно слушать фортепианные концерты, но от этого, к счастью, не закрываются консерватории. Лично я с большим удовольствием слушаю сольные произведения тэппинговых гитаристов и не только с исполнительской точки зрения. В этом способе игры, в музыке, которая получается при игре этим способом, есть какая-то свежесть, новизна, при общем застое "легкого" музыкального жанра.

Что касается совмещения способов игры, то в своей книге "Прогрессивная техника игры на электрогитаре" вышедшей в 1997-м году целая глава посвящена соединению классического способа игры и "фортепианного". Еще раньше в видеошколе (1995г.) я записал "Лестницу в небо", где сочетаются разные способы звукоизвлечения. Я считаю, что гитарист должен овладеть всеми способами игры и применять разную технику в разных музыкальных ситуациях (то есть там, где это нужно).

GUITAR.RU: Почему же тогда ты записал свой последний диск "Рыцарь Гитары" (замечательный, кстати, альбом), используя исключительно тэппинг?

Дмитрий Малолетов: Потому что пьесы, которые я сочинил для двух рук, на мой взгляд, гораздо интересней групповой игры - это делают тысячи других гитаристов. С другой стороны, я сделал сугубо личный диск, где я один на один с гитарой. Мне кажется, что при таком содержании CD не устареет, так как он основан не на модных веяниях, фишках, звуках, технологиях, а на исполнении гитарной музыки (не важно даже каким способом) одним человеком. Если, как это принято считать, произведения искусства оцениваются по количеству вложенного в них труда, то двуручные пьесы для меня имеют больше ценности. Мне гораздо легче было бы сыграть тему и легкую импровизацию положенную сверху барабанного лупа и "замазать" гитару всякими инструментами и звуковыми эффектами. Но будет ли это иметь большую ценность?

GUITAR.RU: Интересно, а пробовал ли ты использовать в своем творчестве инструменты, созданные специально для тэппинга - stick, warr и подобные?

Дмитрий Малолетов: Я пробовал играть на стике (warr-гитар у нас в стране нет). Его мне показывал Антон Горбунов (бас-гитарист Линды). Кстати, он достаточно хорошо овладел им. Но все же это уже чисто тэппинговые инструменты и лишают гитариста играть традиционно. А я люблю традиционные способы игры не меньше чем тэппинг.

GUITAR.RU: То есть прием тэппинг можно с успехом использовать и на бас-гитаре?

Дмитрий Малолетов: На бас-гитарах играют тэппингом уже давно. В нашей стране есть один басист, который очень хорошо владеет игрой тэппингом на бас-гитаре. Это уже упомянутый выше Антон Горбунов. Данная техника хорошо звучит в сольных отрывках. Многие басисты не видят целесообразности использования тэппинга, так как бас-гитара - ансамблевый инструмент и имеет свою функцию в группе инструментов. А тэппинг больше эффективен в сольной игре.

GUITAR.RU: А что насчет MIDI-гитар? Имеют ли они будущее? Ты экспериментировал с ними?

Дмитрий Малолетов: Да, у меня был гитарный синтезатор. Как я его применял в сочетании с "фортепианной" техникой можно посмотреть в моей видеошколе (1995г.) Пробовал играть и на Z-tar - удивительный инструмент - вместо струн на нем установлены микроклавиши. По сути, это уже не гитара, а MIDI-контроллер с гитарным интерфейсом. Единственный счастливчик, обладатель этого инструмента, Руфат Сулейманов - ведущий специалист в нашей стране в области гитарного MIDI.

Почему я отказался от гитарного синтезатора? Основная причина в том, что технические средства с одной стороны обогащают арсенал выразительных средств, с другой - отнимают какую-то интригу, тайну.

Но все равно, сейчас практически все известные гитаристы используют (или имеют) гитарные синтезаторы и другое подобное оборудование.

GUITAR.RU: Интересно, а среди известных отечественных гитаристов кто-нибудь использует широко MIDI-гитару?

Дмитрий Малолетов: Я знаю многих гитаристов, которые имеют гитарные MIDI-устройства - Дмитрий Четвергов, Женя Хавтан из "Браво", Александр Ландышев, Игорь Бойко (правда в прошлом) и многие другие.

GUITAR.RU: Дима, какова твоя цепочка эффектов на концерте и в студии?

Дмитрий Малолетов: Я играю по очень простой схеме. У меня были процессоры и подобные вещи, но я от этого отказался, так как для хорошего звука нужна хорошая гитара, хороший усилитель и руки. Вот и все. Раньше, когда я был на стадии обучения, я хотел "спрятаться" за эффекты, создавая впечатление хорошей игры. Но потом понял, что ничего не нужно, кроме качественной гитары и усилителя. Все остальное делают руки и именно это и ценится (и музыка конечно).

GUITAR.RU: Струны какой толщины лучше использовать при игре тэппингом? Струны какой толщины и какой фирмы используешь сейчас лично ты?

Дмитрий Малолетов: Тэппингом лично я играю на комплектах 009-042 (046). Что касается фирмы, то чаще всего это струны SIT, которые имею возможность покупать по дилерской цене.

GUITAR.RU: Я где-то читал, что Стэнли Джордан советовал применять струны потолще, к примеру 011. Дескать, это дает более мягкую атаку...

Дмитрий Малолетов: Насколько я знаю, Стэнли Джордан играет на "десятках". И надо учитывать качество его инструментов, отстройку, мензуру и прочие нюансы. На моей гитаре на струнах 011 тэппингом играть очень трудно и пропадает сустейн. Я пробовал играть на толстых струнах, опуская строй гитары на пол-тона и даже на тон. Так и играть легче и гитара звучит богаче. Но многие мои пьесы записаны в нотах в стандартном строе и поэтому я не хотел бы здесь "химичить".

GUITAR.RU: Пробовал ли ты играть с различными нестандартными строями?

Дмитрий Малолетов: Пробовал, но я ничего не хочу создавать искусственного и придумывать то, что заранее не приживется в среде гитаристов. Перестраивать гитару - значит менять аппликатурное и слуховое мышление. Хотя некоторые гитаристы настраивают гитару по квартам, я играю в обычном строе, на самой обычной гитаре, без технических хитростей и каких-либо секретных ноу-хау.

GUITAR.RU: Теперь немного поговорим об импровизации. Импровизировать должен уметь любой гитарист (за исключением, может быть, гитаристов-"классиков"). Надо ли готовить импровизацию дома, или лучше играть ее спонтанно, полагаясь исключительно на свое настроение?

Дмитрий Малолетов: Никакой человек спонтанно ничего не сыграет - это будет "поиск" нужных нот, а не импровизация. На эту тему, конечно, лучше поговорить с моим другом - Игорем Бойко, достигшем в джазовой импровизации больших высот. На мой взгляд, настоящая импровизация - это творческое исполнение четко отработанных штампов, заготовок, которыми, как составными элементами конструктора, музыкант варьирует в конкретной музыкальной ситуации, опираясь на гармонию, ритм, стиль... То есть импровизатор материю музыки не создает, а пользуется накопленным материалом. Именно на этом этапе (когда есть импровизационный багаж, или просто большое количество фраз) можно говорить о состоянии, настроении, так как музыкант в момент игры может использовать самые разные сочетания наработанных штампов, сыграть более жестко или нежно, крикливо или мягко... От этого состояния и импровизация получается все время уникальной и неповторимой. Кроме этого, сами фразы могут варьироваться по ритму, то есть заготовки - это не какие-то статичные конструкции, некая константа, а "живая" ткань, которая может быть в любой момент изменена, дополнена, расширена.

Есть и другая форма импровизации, вернее игры соло. Это строго заученные партии. Такая форма больше применяется в поп-музыке и отчасти в роке. Это уже не импровизация в прямом смысле этого слова, но зачастую зрители хотят на концерте слушать то, что записано на пластинке. Например, знаменитое соло из песни "Отель Калифония" группы Eagles мне хотелось бы слышать на концерте именно так, как его я слышал сотни раз на записи. Поэтому к импровизации на лету надо относиться очень осторожно и учитывать множество факторов и прежде всего стилистику группы.

GUITAR.RU: Понятно, что "фортепианная" техника - это всего лишь техника, то есть средство игры. На первом же месте всегда остается грамотная фразировка. Что ты можешь сказать об этом? Надо ли "сдирать" фразы чужих гитаристов, или лучше использовать свои? Какой запас фраз необходимо иметь в арсенале и какие лучше - длинные, короткие?

Дмитрий Малолетов: Да, фразировка относится к категории стилистики, а не техники. Если "фортепианной" техникой играть джазовый стандарт, то конечно в импровизации нужны джазовые импровизационные заготовки, то есть нужен словарный запас, чтобы "написать" предложение или целый рассказ. "Сдирать" чужие заготовки - самый лучший способ научиться играть на гитаре, так как чужие фразы со временем видоизменяются, трансформируются в свои собственные. Самому можно сочинять заготовки только на основе отфильтрованных временем, основанных на традиции музыкальных фразах. Что касается длины фраз, то набор их в "словаре" должен быть разный - от четырехтактовых длинных пассажей, до нескольких нот. Короткими заготовками играть более логично, потому что из мелких фраз можно выстроить более замысловатую "мозаику", но для этого нужен опыт их соединения. Длинные заготовки больше напоминают выученное соло, но такие фразы обязательно должны быть в "руках" у профессионального гитариста. И чем больше, тем лучше. Кстати, длинную заготовку не обязательно играть все время целиком, в процессе импровизации можно использовать фрагменты. Хочется еще раз заострить внимание на то, что импровизационные фразы - это не кирпичи в руках строителя (это лишь образное сравнение), это тонкая динамичная материя, которая может быть расчленена, дополнена, изменена и так далее. Одна и та же фраза в руках одного исполнителя - искусство, в руках другого - набор нот. Опорой в импровизации должно быть чувство, вкус и, конечно, слух.

GUITAR.RU: Многих слушателей поражает "фортепианная" техника игры - она слушается очень эффектно, сногсшибательные скоростные арпеджио и гаммы производят впечатление. Все это - заранее заученные пассажи, доведенные до автоматизма, или так быстро можно играть сходу, сочиняя мелодическую линию "на лету"?

Дмитрий Малолетов: Сначала, на раннем этапе, все заучивается до полного автоматизма. Но когда этих заученных фраз в "копилке" становится много ими можно варьировать в зависимости от ситуации и задач. Когда этих фраз накоплено очень-очень много, гитарист обретает ту свободу, которая создает впечатления игры на лету.

GUITAR.RU: А вообще, надо ли играть много нот? Всем известна притча о молодом музыканте-"пилильщике" и пожилом музыканте, уже "нашедшем свою ноту". Ингви Мальмстин и Дэвид Гилмор - наглядные примеры подобного антагонизма. Твое мнение на этот счет?

Дмитрий Малолетов: Надо уметь играть так, как требует данная композиция. Медленно или быстро - категория вкуса исполнителя. У меня был один барабанщик, который в тихой песне, когда вокалист шепотом шептал нежные для женского уха слова, мог со всей силы стукнуть по тарелке и сделать брейк, как в песне AC/DC "Поцелуй меня в задницу". Я думаю, что читатель понял, что я имею ввиду - нужен вкус и хорошая техника, которую надо научиться разумно (музыкально) применять. Но иногда бывает так, что гитарист, не владея гитарой, "прячется" за эту формулу и в кульминации рок-н-ролла, когда надо "мочить" что есть мочи играет единственный выученный пассаж в медленном темпе.

Что касается Ингви Мальмстина и Дэвида Гилмора, то это признанные мастера в своих жанрах. Лично мое мнение, что Ингви Мальмстин, имея такую техническую базу, вполне сможет сыграть (пусть не с ходу) все "флойдовские" соло. Но Дэвид Гилмор... Сыграет ли он хоть одну вещь Ингви Мальмстина? Однако мы говорим только об исполнительской технике. С другой стороны, Дэвид Гилмор со своей группой, со своими песнями, уже вошел в историю рок-музыки. Его песни и его, соответственно, гитарные партии находятся в "Золотом фонде" культуры человечества. Про Мальстина я этого сказать пока не могу. Быть может через несколько лет появится новый виртуоз и Мальстин покажется перед ним ребенком. Что тогда? Где окажутся те ценности, которые сейчас определяют игру Ингви? В истории остаются не виртуозы-технари, а художники, рисующие "музыкальные картины". Моцарт в свое время был одним из лучших пианистов. А сейчас его произведения играют студенты музыкальных училищ. Как виртуоз-пианист он потерял ценность, но композиции, созданные им, будут жить, пока крутится наша Земля. Делайте сами выводы...

GUITAR.RU: Надеюсь, многие гитаристы если и не сделают эти выводы, то рано или поздно придут к ним самостоятельно... Теперь - немного о другом. Я давно уже заметил, что музыканты, не имеющие музыкального образования, говорят, что оно им и не нужно, а музыканты с образованием - что без него не обойтись. Так все-таки должен современный гитарист иметь музыкальное образование или нет?

Дмитрий Малолетов: Образование должен обязательно иметь музыкант, исполняющий классическую музыку. Я никогда не видел, чтобы фортепианный концерт Рахманинова играл самоучка-пианист. Не видел я и дирижера, который бы самостоятельно овладел читкой с листа партитуры и мог сам научиться "управлять" большим оркестром, где сто или более музыкантов. Что касается таких направлений, как блюз, джаз, рок, то эта музыка (и все производные стили "легкой" музыки) является фольклорной, то есть народной. Здесь консерваторское образование иметь нет необходимости и есть масса примеров для подтверждения этого факта.

Что касается гитаристов, то здесь разговор особый. Все те учебные заведения, которые я знаю (лично знаком со многими педагогами) дают в лучшем случае хорошую джазовую школу. Но что потом? Гитарист заканчивает музыкальное училище, научившись играть пару десятков джазовых стандартов и импровизировать по гармонической схеме (кабацкий вариант). А на дисторшне никогда не играл, так как рок-гитара не входила в учебный курс, он не знает современных приемов, стилей... Проблем с нашим гитарным образованием очень много. Кроме этого, многие гитаристы стремятся попасть в музыкальные училища, чтобы повысить свой статус в глазах коллег и обывателей. Если есть диплом - значит хороший гитарист. Однако на сцене спрятаться за диплом не удастся и спрашивать его там никто не будет.

Отвечая на твой вопрос коротко, я считаю, что лучшее образование для гитариста (электрогитариста) - это самообразование и концертная практика. Надо просто больше слушать музыки в исполнении настоящих мастеров и пытаться их копировать с записи, а затем, когда придет уверенность в своих силах, выступать перед зрителями и как можно чаще. Ноты могут только помочь подобрать правильную аппликатуру, но слушать надо исполнителя и копировать как можно больше именно с записи. Вот это и есть для гитариста самое лучшее образование, где развивается и слух, и техника, и вырабатывается правильная фразировка, и чувство стиля, и ритма и все остальное. Со временем накопленный таким образом материал отфильтруется и у гитариста выработается собственная музыкальная лексика.

Что касается музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и импровизации, то в настоящее время достаточно много книг и учебных пособий. Можно это без труда выучить самостоятельно в той мере, насколько это необходимо гитаристу джаз-рок ансамбля, не говоря уж о всякой "попсе". Для этого надо научиться разбираться в гармонии (знать основы функциональной гармонии), теории музыки и научиться в медленном темпе играть по нотам (в быстром темпе по нотам на гитаре играют только оркестровые гитаристы). Это, конечно, знать необходимо хотя бы для того, чтобы музыканты на репетиции могли общаться и объяснять друг другу, что и как играть, какой аккорд взять... Поэтому образование нужно, но главное все же работа с магнитофоном и практика.

Кроме этого, гитарное образование (самообразование) не должно замыкаться на чисто музыкальных и исполнительских преДмитрий Малолетоветах. Нужно изучать историю (и не только музыки), и вообще эволюцию всей человеческой культуры, литературу, философию. Все музыканты, достигшие определенных высот и известности, и которых я знаю, очень интересные и образованные люди.

GUITAR.RU: Какую музыку ты слушаешь в настоящий момент?

Дмитрий Малолетов: Разную, и классику, и джаз, и рок, и современную электронную музыку. Радио слушаю только в машине в пробках, причем новости слушаю с большим удовольствием чем музыку, которую передают все наши радостанции... Не знаю, как в других городах, коль я затронул тему радиостанций, но в Москве создается впечатление, что во всем городе имеется три - четыре пластинки, которые с утра до ночи засовывают в уши слушателям. Ситуация печальная. Но не будем о грустном... В основном, я слушаю музыку с познавательной точки зрения. У меня есть друг - Анатолий Антонюк, который каким-то образом находит такую музыку, таких гитаристов, которые совершенно неизвестны в нашей стране - новаторы, экспериментаторы, создающие что-то новое как в звукообразовании, так и в техническом плане. Их и слушаю...

GUITAR.RU: Кто твой любимый гитарист? Понятно, что таких может быть очень много, но все же кто наиболее близок к тебе по способу музыкального мышления, по духу и настроению?

Дмитрий Малолетов: У меня нет одного любимого гитариста. В каждом стиле есть свои мастера. Так получилось, что я люблю самую разную музыку от кантри и блюза до современных "компьютерно-луповых" альтернатив. Я люблю и классику, и фламенко, если речь идет о гитаре. В любой музыке я пытаюсь найти что-то близкое мне, даже если мне она поначалу не нравится.

GUITAR.RU: Но все-таки ты слушаешь больше инструментальную или вокальную музыку?

Дмитрий Малолетов: Больше инструментальную, гитарную, то есть ту, которую относят к некоммерческой музыке.

GUITAR.RU: Дима, большое тебе спасибо за столь исчерпывающие и интересные ответы. В заключении - что ты можешь пожелать читателям нашего сайта?

Дмитрий Малолетов: Сначала я хотел ответить - терпения и самоотдачи. Но все это напоминает какую-то обреченность... Наверное, лучше всего пожелать веры в себя, так как эта вера поможет преодолеть все трудности, которыми переполнена наша жизнь.

Дата интервью: октябрь 2000 г.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения