Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Ровшан Мамедкулиев: Живу с гитарой


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 18 октября 2023 г.

Ровшан Мамедкулиев – гитарист-виртуоз. Он активно гастролирует по стране и за ее пределами, записывает альбомы с произведениями для сольного исполнения на классической гитаре. Помимо классической музыки, он играет много сочинений современных композиторов.

Ровшан Мамедкулиев

В 2012 году вы победили на Конкурсе гитарной ассоциации Америки. Как проходил этот конкурс? Какую программу должен был исполнить участник конкурса?

Ровшан Мамедкулиев: Да, действительно в 2012 году в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, мне посчастливилось выиграть Конкурс гитарной ассоциации Америки. Каждый год он проходит в разных городах и в разных штатах, такова традиция этого конкурса. Это очень большое мероприятие, помимо главного конкурса профессиональных исполнителей там еще различные конференции, выставки, море концертов, мастер-классы... Параллельно проходят другие конкурсы: юношеский и детский конкурс, конкурс гитарных ансамблей. Так хорошо знаю, потому что непосредственно в этом 2023-м году, в июне, собственно, я там был уже в качестве члена жюри.

Традиционно все очень четко организовано по программе. Во взрослом конкурсе три сольных тура. На первом туре все играют свободную программу и обязательную пьесу, написанную специально для конкурса. Во втором туре другое обязательное произведение и, соответственно, тоже, по-моему, свободная программа. И в третьем туре тоже свободная программа и та же обязательная пьеса из первого тура. Дело в том, что на первом туре одно жюри, а на втором и третьем другие члены жюри. Такая традиция, в принципе, была и в год моего участия. По сей день все без изменений.

Сколько гитаристов участвовало в конкурсе в 2012 году?

Ровшан Мамедкулиев: Я боюсь ошибиться, но, по-моему, около 35-40 участников.

Присутствовал ли в зале, где играли музыканты, кто-нибудь ещё, кроме жюри? Журналисты, представители лейблов, студенты, другие лица?

Ровшан Мамедкулиев: Да, конечно, конкурс открыто проходит. Сейчас уже даже с трансляциями. Все люди могут в онлайн-режиме наблюдать сам конкурс. А так в зале много людей и на первом, и на втором туре. Финал вообще проходит в виде открытого концерта.

После победы в конкурсе вы отправились в тур по США и Канаде, включавший 51 концерт. Насколько активно американская публика ходит на выступления музыкантов, которых она еще не знает? Или сам факт победы в престижном конкурсе уже является лучшей рекомендацией для целевой гитарной аудитории?

Ровшан Мамедкулиев: Да, действительно, этот тур был грандиозный. Счастливое очень время, ты не озабочен организацией. Оглядываясь назад, я понимаю, насколько это было действительно классное время: просто играешь концерты, играешь одну и ту же программу.

У меня еще был такой момент… Я понимал, что будет много свободного времени, и взял с собой несколько произведений для разбора, но в результате оказалось, что как-то я разленился и ничего толком не разобрал… Но концерты играл стабильно.

Были даже такие казусные ситуации, когда на один из своих концертов я из-за задержки рейса прилетел уже непосредственно во время концерта. Уже публика была в зале, а я только с самолета, минут на двадцать концерт задержался из-за того, что я опоздал. Но без отмен. Вышел, не разыгрываясь, и сыграл на сцене.

Американская публика… Конечно, я играл как победитель GFA (Guitar Foundation of America), и зрители понимали, чтобы победить в таком конкурсе, ты что-то должен из себя представлять. И это уже такая, как вы написали, лучшая рекомендация для целевой гитарной аудитории. Это всегда воспринималось «на ура».

Американская публика очень такая горячая. По-моему, вот все эти пятьдесят концертов везде были, как они называют standing ovation – овации стоя. Если не ошибаюсь, после каждого концерта. В начале это меня, конечно, так удивляло. А потом уже как-то привык и нормально. Вот потом уже вернувшись к нам, а у нас не на каждом далеко концерте, публика встает. Но тоже бывают такие случаи. И немножко даже как-то скучать начал, что ли, по вот этой доброжелательной американской публике.

Был ли в 2012 – 2013 годах в России тур, аналогичный туру в Америке? Применимо ли понятие концертный тур к гастрольной деятельности в России?

Ровшан Мамедкулиев: Аналогичного вот такому по объему туру, у меня больше нигде не было. Чтобы такое количество концертов, и чтобы так все четко и хорошо организовано. Конечно, к примеру, в том же сезоне, в 2012 – 2013 годах, были концерты и были такие небольшие может быть туры. Я сейчас не помню точно концертный график, но однозначно были небольшие туры из двух-трех городов. Если я не ошибаюсь, в том сезоне, в Екатеринбурге, Каменске-Уральском и Асбесте. Могу сейчас ошибиться… Тур вокруг Екатеринбурга вот такой небольшой. С оркестром ездили, выступали, играли. Скажем так, концертный тур в России вполне применимое понятие.

В 2012 и в 2016 годах вышли ваши сольные альбомы на лейбле «Naxos». Как проходила их запись? Сколько раз потребовалось сыграть каждую из композиций?

Ровшан Мамедкулиев: В 2012 году после победы на GFA и в 2016 году после победы на конкурсе Микеле Питталуги в Италии у меня были призовые записи на студии «Naxos».

Запись проходила в городе Нью-Маркет, пригороде Торонто. В городе есть действующая церковь, там записываются все альбомы «Naxos» уже около тридцати лет. Помещение с хорошей акустикой. Сам звук не обрабатывался, если не ошибаюсь. Акустика натуральная.

Записывался я оба раза три дня, часов по пять каждый день. Это нормальное время. Ни много, ни мало… Приблизительно по двадцать минут музыки в день. Если учитывать, что диск звучит шестьдесят с небольшим минут. В среднем, каждое произведение играл по три раза целиком. А потом какие-то отдельные места звукорежиссер просил, и мы дорабатывали. Интересный момент, Норберт Крафт, звукорежиссер, не давал мне слушать, что получается. Это была изначальная установка: я играю, а он руководит записью. Чтобы у меня не было ощущения, что что-то там не так… Такой нюанс был для меня новым. Я ничего не выбирал. Сведение, выбор эпизодов – это все было звукорежиссерское дело.

Надо сказать, что помимо этих альбомов у меня есть еще два альбома. Один в Испании записывал, после конкурса Тарреги. И один альбом я записывал в Нижнем Новгороде. На сегодняшний день у меня четыре своих сольных альбома.

В качестве продюсеров альбомов указаны Норберт Крафт и Бонни Сильвер. Они участвовали в выборе произведений, которые представлены на альбомах?

Ровшан Мамедкулиев: Да, Норберт Крафт и Бонни Сильвер (это его жена). Норберт – звукорежиссер. В выборе произведений, которые на альбомах, – нет, они не участвовали. Если не ошибаюсь, программу я им высылал заранее, они мне как-то, по-моему, рекомендовали что-то. Вот это произведение уже слишком много раз записано, а вот это – интересно. Вот на таком уровне они участвовали в выборе. Но, по-моему, это буквально какие-то единичные были корректировки. Да, так, программу всю я предлагал сам.

По какому принципу вы формируете концертную программу? Как часто вы вносите в нее изменения?

Ровшан Мамедкулиев: Зависит от конкретного концерта. Иногда бывают какие-то тематические концерты. Или иногда сами приглашающие просят. К примеру, у нас концерт современной музыки, или фестиваль музыки барокко, к примеру. Исходя из этого, я уже начинаю выбирать программу. Есть еще программа с оркестром, или в ансамбле.

Когда нет никаких указаний, я исхожу, в первую очередь, из принципа контраста. То есть, чтобы зрителю скучно не стало. Потому что один инструмент, и целиком сольный концерт немножко надоедает.

Исходишь из принципа контраста: контрасты эпох, контрасты темпов – быстро, медленно, и контрасты в плане динамики – громко, тихо, контрасты в плане короткого произведения, и какого-то масштабного произведения. Вот и уже как-то программа выстраивается.

Также зависит от того, программа в два отделения или в одно отделение. Начать надо с чего-то такого, может быть более нейтрального и не огромного. Потом может быть более интересное и, возможно, немножко мозг напрягающее. Потом может контрастирующие с этим сочинением. А потом, если первое отделение заканчивается, то что-нибудь более яркое и такое, чтобы в памяти в антракте у зрителя осталось приятное ощущение.

Следующее отделение, к примеру, чуть более сложное для начала. Потом может быть что-то контрастирующее с этим. Потом уже идти на крещендо. Как правило, концерты все заканчиваю на каком-то ярком произведении. Вот для того, чтобы какой-то подъем создать и себе и слушателям. Дальше уже бис, там в зависимости от того, как реагировала публика на какие-то предыдущие сочинения.

Стараюсь каждый год обновлять программу. Надо сказать, что обновляю ее не целиком, то есть, что-то остается из предыдущих программ, а что-то я добавляю. Скажем так, чтобы большого стресса для себя тоже не было. Каждый сезон, конечно, что-то, новое выучиваю.

Ровшан Мамедкулиев

Сколько времени требуется вам для того, чтобы разучить новое масштабное произведение и подготовить его к исполнению на сцене? Например, Сонату №2 Никиты Кошкина, которую вы записали на диске 2016 года?

Ровшан Мамедкулиев: Тут сложно сказать. Конкретно с Сонатой Никитой Кошкина была такая история. У меня это произведение играл один из студентов. Вернее, первую часть этой Сонаты. И конечно, мне показалось, что это интересное произведение, тем более такая соната, крупное сочинение крупного композитора, которую я впервые слышу. Конечно, я заинтересовался.

Вот этот студент ее отыграл на экзамене. А в следующий сентябрь или октябрь, в следующем учебном году, я узнал, что у Никиты Арнольдовича будет юбилейный концерт в феврале. Подумал, что было бы замечательно исполнить именно эту Сонату, на что он, конечно, тоже очень позитивно отреагировал. В итоге я начал её разучивать месяца за два до концерта... Не помню точно, сколько времени было, но помню, что я ее наизусть выучить не успел. Вернее, выучил, но как-то не настолько крепко, чтобы играть ее без нот на сцене. В итоге играл с нотами, и произошла очень яркая, на всю жизнь запоминающаяся история с кровью из носа.

На сцене во время первой части, где-то ближе к концу первой части, я почувствовал, что у меня кровь идет из носа. То есть, я почувствовал вкус крови во рту, и сразу такой паровоз разных мыслей: что делать, останавливаться как-то неудобно, куча народу, юбилейный концерт, я тут буду уходить со сцены, не доиграв пьесу. В общем, я решил продолжать. Такая мысль меня успокоила – думаю, сейчас будет вторая часть. А вторая часть медленная, и я буду как-то ровно дышать, и кровь из носа потихонечку сама успокоится. И так и произошло. Вторую часть я как-то так старался спокойно дышать, кровь замедлилась, затем остановилась. Но потом наступила третья часть, которая энергичная и даже немножко агрессивная. И там, конечно, все возобновилось. И уже началось такое кровотечение прямо активное. У меня кровь из носа начала капать прямо на пол. Был момент, долгий, когда я играл, отвернувшись от гитары. Это произведение еще плохо знаю, впервые исполняю на сцене, это все еще больше усугубляло ситуацию. В общем, каким-то чудом доиграл. Конечно, все вкривь и вкось, но как-то доиграл.

Отклонялся, ушел. За сценой стояли Артем Дервоед – наш прославленный российский гитарист, сам Никита Арнольдович, следующий после меня выступающий – француз Габриэль Бьянко. Они видят мое, видимо, белое лицо. Помню, Артем мне сказал, дай гитару, видимо опасаясь, чтобы я не упал вместе с этой гитарой. А Габриэль Бьянко теперь рассказывает историю, как он выходит и видит стул и лужицу крови рядом с этим стулом. Что здесь было до меня? Кого-то убили… В общем, вот такая история с этой Сонатой Кошкина.

Если есть у меня свободный месяц, наверное, за этот месяц я разучу произведение. Опять же зависит от того, насколько оно масштабное. Для масштабного произведения вроде Сонаты Кошкина, наверное, минимум месяца два нужно свободных, что редко случается.

Каков алгоритм, которому вы следуете, разучивая новое произведение?

Ровшан Мамедкулиев: Алгоритма, как такового, нет. Сначала какой-то слуховой опыт. Слышал, я это или не слышал. Если не слышал, можно и не слушать, а если слышал, можно переслушать. Потом, конечно, ноты. Смотришь на ноты, пытаешься проиграть от начала до конца. И как-то выстраиваешь взаимоотношения с этим произведением. В первую очередь, наверное, форму произведения как-то немножко представить, какие-то идеи. Дальше начинаешь разбор, подбор аппликатуры. Где в зависимости от какой-то своей уже музыкальной идеи, какими пальцами по какой струне я буду в каком месте играть. И все это стараюсь, вот сейчас уже подробно прямо в нотах записать. Как-то зафиксировать, потому что много материалов. Конечно, раньше все время надеялся на собственную память, меньше в нотах что-то прописывал. А сейчас прямо как приходит в голову – пишу.

После того, как уже работа такая черновая проделана, дальше уже пробую какие-то музыкальные эпизоды отдельно играть, и как бы выгрываться. И как-то оно само запоминается наизусть. Так, чтобы специально долбить наизусть, такого у меня в жизни не было. А нет вру, вообще один раз современное произведение играл как-то. Был такой случай. А так, в принципе, как-то много раз повторяешь отдельные фразы или какие-то эпизоды, и они потом уже без нот играются.

Когда уже целиком произведение собирается, я пробую его проиграть. Родных дома прошу послушать. Или к каким-то другим преподавателям тоже не стесняюсь сходить. И потом уже на сцене пробую.

Вы окончили аспирантуру при Нижегородской консерватории. Какова была тема вашей диссертации? Что вы исследовали?

Ровшан Мамедкулиев: На самом деле диссертацию я так и не дописал. То есть, закончил только первую главу этой диссертации, так как во время обучения в аспирантуре у меня случились разные победы на конкурсах, в том числе GFA. Я заканчивал аспирантуру в 2012 и выиграл этот конкурс. Я понимал, что мне уже надо в концертный тур, и переключился уже всецело на концертную деятельность.

Тема диссертации у меня была «Гитарное творчество Виталия Харисова». Это композитор из Казани. У него довольно много разной гитарной музыки, в том числе концерты для гитары с оркестром, ансамблевые сочинения, большой цикл – двадцать четыре прелюдии, которым была посвящена первая глава диссертации. Исполнительский анализ цикла прелюдий. Их я исследовал, изучал, про это писал.

На вашем официальном сайте указано, что вы играете на гитаре Мануэля Контрераса. Это ваш единственный инструмент? На каком инструменте вы играете, если вашей гитаре требуется ремонт?

Ровшан Мамедкулиев: Да, действительно, я играю на гитаре Мануэля Контрераса с 2010 года, то есть уже тринадцать лет. Это не единственный мой инструмент. У меня есть еще одна гитара мастера из Нидерландов Тео Шарпаха. Основной инструмент, конечно, Контрерас. Я его очень люблю.

Другая гитара оказалось в моих руках, так как мастер мне ее подарил. Во время пандемии он мне прислал эту гитару по почте и сказал, если понравится, оставляй себе. Достойный инструмент. Вообще хорошо иметь несколько инструментов. Вот на этой гитаре я играю, если моей основной гитаре требуется ремонт.

Берете ли вы с собой гитару, когда отправляетесь в отпуск?

Ровшан Мамедкулиев: Конечно, да. Беру с собой гитару, чтобы и форму не потерять, и какие-то произведения разучивать. Я живу с гитарой.

Современный слушатель практически не расстается с сотовым телефоном, иногда забывая его выключить на время концерта. Порой в самый неподходящий момент телефон начинает издавать странные звуки, проигрывать «музыку». Как обстоят дела с незапланированными звуками из зала в других странах, где вам доводилось выступать?

Ровшан Мамедкулиев: Это такая проблема современного мира. В других странах так же, как у нас, случаются незапланированные звуки. Зависит это, даже может быть, от конкретного зала и количества людей в зале.

Пожалуй, самая такая вот сокровенная тишина была в Японии. Мне доводилось играть в Токио и Нагое, в двух городах. В Японии играл единожды, и там была прямо вот какая-то роковая тишина. Ничего не звонило, хотя залы были не маленькие. Один зал мест на пятьсот, второй – на триста. Публики было, ну, может, не битком, но прилично, больше половины зала. При этом тишина была просто безупречная.

У них, конечно, все с дисциплиной очень здорово. Даже в программках концертных написано, как себя нужно вести на концерте. Понятно, что отключить телефоны и не разговаривать. Аплодировать только после окончания, вот прямо подробно. Подробные правила как вести себя на концерте. Ну и, наверно, у них такое воспитание. Даже концерт в Токио начинался секунду в секунду. В 19.00 начало, вот прям 18.59 и 59 секунд стукнуло, и все, открывается дверь, и я выхожу на сцену. Очень четко.

Самая шумная публика, пожалуй, у меня в Китае была. Когда и телефоны звонили, невпопад люди аплодировали. Иногда какой-то быстрый пассаж сыграешь, люди начинают аплодировать. Первое ощущение, что не так воспитаны. На самом деле они просто так реагируют. И, может быть, в каком-то моменте понимание, скажем так, что у них нет каких-то таких жестких рамок. Запах курева тоже был в Китае. Кто-то закурил прямо в зале. У них до сих пор в ресторанах и в общественных местах разрешено курить, как у нас было, наверно, в советское время.

Ровшан Мамедкулиев

Записываете ли вы гитарные партии для других музыкантов, певцов? Например, эстрадных? Классические гитаристы, в принципе, занимаются сессионной работой?

Ровшан Мамедкулиев: У меня был один опыт давно. Будучи студентом консерватории писал диск вместе с певицей романсов. Соответственно, прописывал для нее гитарную партию. Больше такого опыта не было.

Классические гитаристы много чем занимаются. Наверное, занимаются и такой работой…

С 2016 года, когда был издан ваш четвертый сольный диск, прошло семь лет. Это достаточно продолжительный период времени. Когда выйдет ваш следующий альбом? Какая на нем будет представлена программа?

Ровшан Мамедкулиев: Все последние сольные диски были после конкурсов, то есть я их сам не планировал.

Планировалась запись диска в Америке, но вот все «события начались», идея прервалась. Была идея записать музыку современных композиторов. Это Сюита Ефрема Подгайца, Фантазия Франгиз Ализаде, новое сочинение «Замерзший ручей» Никиты Кошкина, которое я сейчас играю на концертах. Такой был план.

Сейчас время, когда фактически диски уже уходят. У кого-то даже нет устройств, где их можно прослушать. Раньше дома у всех были, потом остались только в машинах. Сейчас уже нет дисководов в современных автомобилях, только под флэшки выходы.

Но с другой стороны, конечно, правильный вопрос. Свое творчество надо фиксировать. Это все важно. В общем, не могу я ответить, когда выйдет мой следующий альбом. Пока в планах нет этого диска, как будет, обязательно сообщу.

Я сейчас играю довольно много камерной музыки. Есть задумки записать диски камерной музыки. К примеру, у нас есть программа с Екатериной Мочаловой, замечательной исполнительницей на домре и мандолине. Мы хотели записаться этим летом, но из-за загруженного концертного графика пока не сложилось. Есть программа, которую думаем записать с баянистом Иосифом Пурицем. Гольдберг-вариации Баха. Это наше переложение. Уникальный цикл получился.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: