Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Никита Кошкин: По-настоящему красивая музыка не утомляет и не надоедает


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 28 сентября 2023 г.

Никита Кошкин – современный композитор. Слушатели и исполнители во всем мире высоко ценят его сочинения для классической гитары. Музыка Никиты Кошкина требует от гитариста серьезных усилий, требует виртуозного владения инструментом. Но когда гитарист проделал большую и основательную работу, разучил соответствующее произведение композитора, оно надолго остается в его концертной программе.

Никита Кошкин

Когда пришло осознание того, что вы профессиональный композитор, и именно сочинением музыки вы будете заниматься всю свою жизнь?

Никита Кошкин: Довольно быстро. Как только я начал учиться музыке в музыкальной школе, так сразу и понял, что вот оно — моё призвание. И дальше уже сомнений не было, все силы были брошены в музыку. Начал я довольно поздно, в 14 лет. И мне пришлось усиленными темпами нагонять, чтобы после 10 класса поступить в музыкальное училище. Потом пришлось ждать, пока откроют класс гитары в московском ВУЗе, а это случилось в 1980 году (год Олимпиады). И как только класс был открыт, я туда сразу же поступил. То есть, учение получилось долгим. Но оно того стоило, в СССР музыкальное образование было на очень высоком уровне.

Был ли у вас «запасной вариант» на случай, если бы вы не смогли реализовать себя в музыке? Или у музыки не было альтернативы?

Никита Кошкин: Нет, у меня никаких альтернатив не было, ничем другим я заниматься не хотел. Но в самой профессии музыканта есть разные варианты — необязательно ведь быть именно композитором. Можно преподавать или играть на сцене. Собственно, всё это мне и пришлось делать: я много играл, гастролировал по Союзу, а потом и по разным странам, преподавал сначала в училище, а затем и в академии. Ещё я почти пять лет работал на радиостанции «Орфей», делал там передачи о классической гитаре. Но главным всегда оставалось сочинение музыки, и программы моих выступлений постепенно стали полностью авторскими. С какого-то момента я играл на концертах только свою музыку.

В книге «Настоящая книжка Фрэнка Заппы» Фрэк говорит: «Я любил рисовать на нотной бумаге черные кружочки. По шестнадцать часов кряду я горбился в кресле, макал перо в тушь и выводил палочки и точки». Как выглядит ваш рабочий день и ваш рабочий процесс? Как вы пишете музыку?

Никита Кошкин: В начале я сочинял с инструментом в руках. Но потом заметил, что подбираю на гитаре то, что мне приходит в голову. И тогда попробовал сочинять без инструмента. Получилось не сразу, но, в конце концов, получилось. Нотная запись всегда забирала много времени, но с 2003 года я работаю за компьютером, и запись больше не проблема. Но когда какое-то новое сочинение в работе, оно не отпускает, и что бы ты не делал, процесс не прекращается. Иногда решения приходят в голову в самые неожиданные моменты, и тут главное — не забыть и, по возможности, побыстрее зафиксировать идею.

Как вы определяете, что работа над произведением полностью завершена и произведение готово к исполнению? Редактируете ли вы ваши произведения, которые уже были представлены со сцены публике, записаны и изданы?

Никита Кошкин: Ну, это становится ясно в процессе работы. Но когда всё уже написано и вроде как закончено, полезно бывает отложить сочинение на пару дней, и потом ещё раз пройтись по нему свежим взглядом. Если ошибки есть, их тогда легче заметить и исправить. Вот только не всегда для этого есть время. Порой приходится сразу же сдавать материал. И обычно я не возвращаюсь к написанным и уже сданным работам. За все годы только трижды пришлось вторгаться в партитуру уже исполненного сочинения и что-то поправлять.

Всю ли гитарную музыку, которую вы сочинили, вы сами можете исполнить? Есть ли у вас произведения, которые изначально по силам исключительно гитарным виртуозам?

Никита Кошкин: Это началось с самой первой моей пьесы. Поскольку я сразу же начал сочинять, едва разобравшись с гитарой и нотами, то мой исполнительский уровень отставал от воображения. Самую первую свою пьесу я не смог сам сыграть, чему был очень удивлён. Мне пришлось её учить. И это было так странно, ведь казалось, что раз сам смог сочинить, то и сыграть должен. Но потом я уяснил разницу. Я исполнял почти всё, что написал, но до определённого момента. С 2001 года я прекратил выступать и сосредоточился на композиции. С тех пор набралось довольно много сочинений, которые я сам не исполнял. Но, конечно, только в силу того, что я прекратил свою концертную деятельность.

Есть ли у вас произведения, написанные для гитары с металлическими струнами?

Никита Кошкин: Вообще-то нет. Но на «металле» меня играли, и не раз. И джазовые гитаристы, и фингерстайлщики. Так что взаимодействие присутствует.

Обращаются ли к вам музыканты за разъяснениями того, как следует правильно исполнять вашу музыку, играть тот или иной фрагмент конкретного произведения?

Никита Кошкин: О, да. И раньше довольно часто. Но сейчас у нас уровень исполнителей настолько высокий, по крайней мере, технически, что гитаристы со всем справляются. И заказывают сочинения, как правило, гитаристы очень хорошие. Так что последние годы какие-то разъяснения давать приходится крайне редко.

Вся ли музыка, которую вы написали, в конечном счете звучит, исполняется? Или же есть произведения, которые терпеливо ждут своего музыканта?

Никита Кошкин: Хотелось бы, чтобы вся. Но, конечно, есть работы, которые ждут исполнения, премьеры. Приведу один пример. В 2011 году я написал сонату для гитары и клавесина. Это не было заказом, это была моя давняя идея ещё со студенческих времён. Но добрался я до неё лишь в XXI веке. Соната была готова, но исполнителей найти не удавалось целых 10 лет. Лишь 2021 году её исполнил белорусский дуэт Павла Кухты (гитара) и Марины Ромейко (клавесин). Но так блестяще они мою сонату сыграли, что я забыл об этих годах ожидания и с удовольствием посвятил это сочинение Павлу и Марине.

Так что всякое бывает. Конечно, ждать всегда неприятно и тяжело, но порой ожидание позволяет дождаться лучшего результата. И в этом случае ожидание оказывается не пустой потерей времени.

Обычно с заказами ждать не приходится, заказчик ждёт и, получив пьесу, сразу берётся за работу и готовит предстоящую премьеру. А вот с теми работами, которые пишешь от себя, не на заказ, бывает не всё гладко. Иногда приходится ждать, пока удастся кого-то заинтересовать, а иногда везёт, и исполнитель находится сразу. Так было с моим Фернандо Сором. У Сора есть пьеса «Гранд соло». В действительности это партия гитары из «Фантазии для гитары с оркестром». Партитуру композитор уничтожил, но хоть партию гитары пожалел. Я взялся воссоздать партитуру, и получилась «Fantasia concertante» для гитары и струнных. Её сразу же взялся исполнять один из самых известных наших гитаристов Дмитрий Илларионов.

Несколько раз на концертах доводилось слушать вашу сюиту для классической гитары «Игрушки принца», исполненную без финальной части — «Большой парад кукол». Что вы думаете на этот счет? Такое исполнение раскрывает замысел произведения? Или это обычный компромисс, к которому прибегает исполнитель, дабы не утомлять себя разучиванием произведения целиком?

Никита Кошкин: Дело в том, что сюита допускает подобное исполнение. Можно взять одну часть или несколько, и исполнить в программе. Это не является каким-то нарушением. Так что я к этому отношусь нормально. Но, согласитесь, исполнение отдельных частей и исполнение всего цикла целиком — вещи очень разные. Конечно, замысел в полной мере раскрывается только при исполнении целиком. Финал в этом смысле очень важен, ведь именно там происходят все волшебные превращения принца.

В музыке нет каких-то очень строгих законов, которые ни при каком условии нельзя нарушать. Подумайте, если ты нарушаешь одно или несколько правил, то какое наказание последует? Да никакого. Всё упирается в слушателя, и если слушатель это примет, то значит, всё в порядке, всё допустимо.

У меня есть сочинение «Фарфоровая башня». Это не сюита, а тема с вариациями. Я категорически против того, чтобы из темы с вариациями выдирали куски и исполняли их отдельно, как части сюиты. Но это делали, и слушателям нравилось. Выходит, не так уж всё и плохо.

Пожалуй, сюита «Игрушки принца» и пьеса «Ашер-вальс» являются самыми известными вашими сочинениями. А какие ваши сочинения, на ваш взгляд, как композитора, являются самыми удачными?

Никита Кошкин: Тут мне трудно сказать. Когда сочинение закончено, оно кажется самым удачным и самым любимым. Можно сказать, что я люблю всё, что написал. Есть, правда, пара работ, в которых я не уверен. Но, тем не менее, не собираюсь к ним возвращаться и что-то там менять или переписывать.

Музыка каких композиторов вам интересна? Какую музыку вы слушаете?

Никита Кошкин: Тут большой список. Музыки, которая мне нравится, очень много, и, по возможности, я стараюсь её слушать и даже переслушивать вновь и вновь. По-настоящему красивая музыка не утомляет и не надоедает. Наоборот, каждая новая встреча с ней — это радость. Но музыки написано очень много, столько, что всю переслушать невозможно. Но всегда интересно находить что-то такое, что ещё не слышал.

Последнее время исполнение редких или полузабытых сочинений стало очень распространено, появилась возможность их послушать и оценить. Мне кажется, что это здорово и очень обогащает. Я почти не слушаю, как сейчас называют, попсу. Но и тут есть исключения, ведь красивых песен много. С юности люблю рок, особенно прогрессив. В общем, много музыки слушаю. Но вот когда работаю, не слушаю ничего, чтобы не отвлекало.

На какой гитаре вы играете?

Никита Кошкин: Я играл на разных гитарах, и моими инструментами были и не особо хорошие, и очень классные. Вообще-то я об этом подробно написал на своей стене в VK. Кому интересно, прикладываю ссылки на весь этот подробный рассказ:

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть

Ну, а сейчас со мной моя гитара Бартона. Удивительный инструмент, который я люблю так, как будто он живой. Вот его я и беру иногда в руки.

Над каким сочинением вы работаете в настоящий момент времени?

Никита Кошкин: Есть в работе несколько сочинений, но я не люблю рассказывать о них прежде, чем они будут закончены. Так что, подождём.

А из недавних премьер хотелось бы упомянуть мою третью сонату для гитары соло. Её премьера состоялась 4 сентября в Бразилии, в городе Сан-Паулу. Играл гитарист-виртуоз Тал Хурвиц.

Есть ли шанс, что вы возьметесь написать «Настоящую книжку Никиты Кошкина», где подробно расскажите о том, как живет и работает современный композитор?

Никита Кошкин: В каком-то смысле я это уже начал. В VK на моей стене опубликованы такие циклы воспоминаний: как я занялся музыкой, как стал композитором, как учился музыке, как работал на радио «Орфей» и так далее. На одно из таких воспоминаний — о моих инструментах — я приложил ссылки. Так что кому это интересно, могут почитать. Единственно, оговорюсь, всё, что я пишу — это только обо мне, о моей жизни. Как живут и работают другие современные композиторы, я не знаю.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: