|
      Автор: Сергей Тищенко       Дата публикации: 05 декабря 2000 г.
Верно, это был неравный союз. Гиллан, в 30 с небольшим - динозавр. И Торме - гитарный герой из лагеря антигероев. Английский панк - и хард-роковый классик. Они объединились и записали 3 альбома под вывеской GILLAN - имя вокалиста стало названием группы. Все три стали чемпионами чартов - но Торме неожиданно ушел.
Играл соло, собирал группы. Выступал и записывался с OZZY, ATOMIC ROOSTER, DESPERADO. На несколько лет исчез со сцены - но недавно вернулся с двумя мощными альбомами: Wild Irish и White Trash Guitar.
А что касается того неравного союза на старте… У Гиллана тогда не было контракта, у группы Торме - был. Переход в группу Гиллана был для него решительным шагом. Одним из многих в его карьере.
Guitar.ru: Ты работал со множеством музыкантов во многих проектах. Всегда ли тебе нужны хорошие человеческие отношения , чтобы на сцене рождалась магия?
Берни Торме: Не всегда, но это помогает. Группа GILLAN никогда не была особенно дружной - вместе мы проводили не так много свободного времени. Мы хорошо ладили, только держась подальше друг от друга! Но множество туров затрудняло это, и все закончилось скверными отношениями…
В 80-х у меня была группа TORME - с вокалистом по имени Фил Льюис (GIRL,LA GUNS). Мы никогда не ладили особенно хорошо как люди, но на сцене это срабатывало - мы всегда старались друг друга превзойти.
Вне сцены приятнее проводить время с друзьями, но сценическая магия - забавная вещь, ее могут создать и любовь, и ненависть. Гораздо важнее - насколько люди хороши в том, что они делают.
С одной стороны, GILLAN был группой звезды-вокалиста. Вокалисту нечего делать на сцене, когда музыканты импровизируют. С другой стороны, GILLAN имел песни типа No Easy Way - с двухминутным гитарным соло в качестве intro.
Guitar.ru: Как много свободы ты имел в этой группе?
Берни Торме: Много. Ян всегда был абсолютным демократом в том, что касалось живых выступлений. Мы делали то, что нам нравилось, и если Яна это "цепляло" - это оказывалось в концертном сете. Музыка, когда я был в составе, всегда писалась группой. Либо Колином (клавишник), либо Джоном (басист), либо мной. Слова и иногда мелодии писал Ян, поверх всего, придуманного группой - но только, если музыка ему нравилась. Она, обычно, нравилась. Много мелодий сочинил Колин, кое-что я.
Ян был очень терпимым "хозяином" и хотел, чтобы каждый получил свою порцию славы. Оглядываясь назад, я думаю, что иногда он был слишком терпимым!
Guitar.ru: Какой Ирландский продукт был для тебя источником наибольшего вдохновения: Moore/Gallagher/Bell или Guinness? (Гэлэхер - сольный артист. Бэлл играл в THIN LIZZY. Гэри Мура вспоминайте сами. Гиннес - темное пиво.)
Берни Торме: Ха-ха! Конечно, Guinness! Но, кроме этого, все названные тоже на меня повлияли. Я впервые увидел Рори с группой TASTE в клубе Countdown, в Дублине, в 68-м или в начале 69-го года, по-моему. Я услышал одну его песню на единственной тогда Ирландской радиостанции и отправился в клуб - посмотреть на него сразу после его возвращения из Англии (он пытался прорваться на тамошней сцене). В зале было человек девять, но он играл невероятно, попросту подорвал меня. Тогда я крепко сидел на Хендриксе и Cream, и видеть потрясающее ирландское трио было здорово.
Гэри я увидел раньше, году в 67-м, игравшим в локальной дублинской группе Skid Row: их вокалистом был Phil Lynott. Они выступали на школьных танцах и в клубах, играли песни типа "Sky Pilot" NEW ANIMALS или TEN YEARS AFTER - "Hear Me Calling", с десятиминутными импровизациями… Гитара Гэри рыдала, когда он играл свои потрясающие соло. Блестяще. Позже они превратились в трио - когда Lynott ушел, чтобы присоединиться к ORPHANAGE и затем собрать THIN LIZZY. SKID ROW с Гэри стали Великой Группой Дублина - я видел их много раз. Я садился и пытался понять, что и как он делает... В этом смысле Гэри, пожалуй, был наибольшим гитарным влиянием, хотя просто слушать я все же предпочитал Рори. Он выглядел как-то приземленнее, реальнее, особенно когда играл блюз.
Эрика Бэлла я услышал только в 69-м или 70-м, так что он был наименьшим влиянием. Но он - отличный гитарист.
Guitar.ru: Ты никогда не играл в проектах со вторым гитаристом. Почему?
Берни Торме: Я слишком шумный и слишком много играю! Мой стиль, мой саунд, все - чрезмерное, и я не оставляю пространства другим. Несмотря на это, я сделал альбом и несколько выступлений с парнем по имени Rene Berg из HANOI ROCKS, и там было две гитары... Но не думаю, что большинство гитаристов - в том числе он - остаются довольны такими экспериментами.
Также, собирая ELECTRIC GYPSIES, я привлек Боба "Дервуда" Эндрюса из GENERATION X (первый состав Билли Айдола). Это не сработало, и мы разошлись: он отличный гитарист. Просто мы отнимали друг у друга пространство.
Я думаю, у большинства гитаристов, как и у вокалистов - преувеличенное эго. У меня тоже!
Guitar.ru: Радость или грусть - что более созидательно для тебя? Нужно ли тебе эмоциональное потрясение, чтобы начать сочинять? В некоторых твоих песнях - Yesterday & Nowhere, Walk Don't Run, Healer - твоя ирония смешана с горьковатыми чувствами… Возможно, я ошибаюсь.
Берни Торме: Песни, которые ты назвал, отдают горечью: в своей жизни мне приходилось ушибаться о крепкие стены. Я никогда не был способен писать об этом сразу после случившегося - только много времени спустя. Трудные времена - что-то вроде духовного удобрения, из которого вырастают вещи типа песен. Не думаю, что это горечь - просто опыт. Ирония - бесспорная часть микса для меня.
Веришь ли ты в rock'n'roll без наркотиков и алкоголя, или это - машина без горючего?
Это смешно! Но как насчет секса? Ты его пропустил! Эй, это ВАЖНО! Позволь мне сказать так: я знаю очень немногих рокеров, которые никогда не употребляли наркотиков или алкоголя.
Как все, я делал вещи, которые не нужно было делать. Это забавно на каких-то этапах, но ведет в никуда. Мой любимый наркотик по-прежнему музыка (хотя я все еще люблю кое-когда выпить, и ты попросту не можешь игнорировать секс!). Где теперь это горючее…
Guitar.ru: Что в действительности случилось с DESPERADO и почему ты не стал частью проекта WIDOWMAKER (группа, собранная вокалистом TWISTED SISTER Ди Снайдером; в нее также входил Клайв Берр из IRON MAIDEN)?
Берни Торме: DESPERADO был уволен с ELECTRA RECORDS после того, как они истратили на нас
$500 000. Нелепость. Истратив столько на запись альбома, они отказались его выпускать. И они отказались отдать его нам для издания на другом лэйбле без возмещения всех их затрат (таких денег у нас попросту не было).
Ди (и каждый из нас) пытался получить другой контракт, но время шло, Ди имел свирепые материальные проблемы, да и мы все в той или иной степени тоже. Ди расстался с менеджментом и подыскивал другой. В конце концов все развалилось, поскольку каждый из нас был вынужден искать занятия, чтобы оплатить счета.
Когда Ди собирал WIDOWMAKER, он пригласил меня и я согласился. Моя жена Лиза была беременна нашим первым ребенком, малыш должен был родиться в середине апреля, и я не мог уехать в Америку в это время. Я сказал Ди: в любое время, кроме апреля.
Ди позвонил в конце марта и сказал, что у него есть студийное время для записи альбома… в апреле. Вдобавок к моим проблемам, в это же время один глупый доктор сказал, что я, вероятно, болен раком. Требовалась биопсия, мне проткнули легкое и я едва не умер и провел пару недель в госпитале, с конца марта по начало апреля. У меня не было рака, но они почти убили меня. Я вышел из госпиталя за пару дней до рождения моего первого сына Джими, а спустя несколько дней Ди начал запись. Я не мог в ней участвовать, он не мог ждать, и Ди взял Al Pitrelli (ALICE COOPER, ASIA, SAVATAGE, сейчас MEGADETH). Просто это была одна из тех вещей, которым не суждено сбыться.
Guitar.ru: Ты был соавтором лучших песен на обеих пластинках WIDOWMAKER (Gone Bad, Calling For you и другие на "Blood...", превосходная Iron Road на "Stand By..."). Но записал их Al Pitrelli, гитарист с совершенно другим стилем. Если ты слушал эти альбомы - что думаешь о его работе?
Берни Торме: Спасибо за комплименты. Al очень хорош. Приятно слышать, как кто-то другой играет твои песни. Конечно, как большинство гитаристов, я думаю, что сделал бы это лучше…
Guitar.ru: Твоя живая запись с ATOMIC ROOSTER просто невероятна! Каковы твои воспоминания о времени, проведенном в группе, хорошие и плохие?
Берни Торме: Спасибо. Почти все - хорошие воспоминания. Винсент и Пол были отличными партнерами для тура, мы отлично проводили время, много смеялись. Винсент был из очень "старой школы", он мог вспоминать, как он импровизировал с Хендриксом, "разогревал" перед DOORS, говорил с Моррисоном, имел на разогреве ROLLING STONES - он знал их всех. Перед туром у нас была только одна репетиция, каждую ночь он менял аранжировки ко всем песням, соло - в разных местах, приходилось потрудиться, чтоб не оплошать. Он был потрясающим музыкантом. В музыкальном отношении это было как соревнование - отличный опыт.
Я был опустошен, когда услышал о смерти Винсента и Пола. Винсент страдал от маниакальной депрессии, и в приступе депрессии убил себя. Иногда я говорю с его вдовой Джин. Пол был алкоголиком и имел серьезные проблемы с наркотиками. Он был настолько поражен смертью Винсента, что принял овердозу, случайно или намеренно - никто не знает. Грустно - два замечательных человека. Без них мир тусклее.
Guitar.ru: Еще одно "почему". Ты ушел от OZZY…для многих это необъяснимо.
Берни Торме: Тогда у меня было множество личных проблем: я развелся с первой женой, и еще несколько проблем. Я не хотел присоединяться к OZZY, когда они сделали первое предложение - я сказал "нет". Я не хотел просто уйти от Гиллана к Оззи, я хотел сменить сцену, мне нужно было остыть после нескольких лет безумия с Гилланом. Но меня как бы вынудили к этому. Они предложили мне столько денег, что я не смог отказаться (тяжкая проблема!).
Но если GILLAN был анархической демократией, то в ситуации с Оззи требовалось быть "сопровождающим музыкантом". Требовалось в точности выполнять то, что тебе скажут. Оззи не имел группу равных, это был просто сопровождающий состав. Это довольно честно, он этого хотел, но это не доставляло мне удовольствия. Лично он мне очень нравился, и быть приглашенным было большой честью, но мне не было интересно в точности, нота за нотой, повторять соло Рэнди в следующие несколько лет моей жизни (там было по меньшей мере 50 других гитаристов, которые были бы счастливы делать тоже самое, но я полагаю, что они не имели моего сценического опыта и поэтому нужен был я).
Это была странная, в общем-то, группа, но не в том, что ты думаешь, смысле. Я люблю выпить, прежде чем выйти на сцену - но ни наркотики, ни алкоголь не допускались в раздевалках Оззи. Так что я не мог выпить даже пива. Не для того же я пришел в рок-н-ролл, чтоб мне не позволяли выпить пива! Мне это казалось чрезвычайно глупым. Вдобавок они слишком много мне заплатили: за 3 недели безрадостного тура я получил достаточно денег, чтоб отдыхать весь следующий год. Так я и сделал!
Я хочу сказать, что я люблю Оззи и его музыку, и я понимаю, почему они хотели именно так управляться с делами… Просто эта работа была не для меня.
Guitar.ru: Кто, по твоему, Абсолютный Музыкант для Музыкантов?
Берни Торме: Для меня - Джефф Бек. Даже когда он играет одну ноту - это великолепно. Я сказал бы - Джими, но его уже нет.
Guitar.ru: В прошлогодних номинациях "Best Rock Guitarist" и "Most Valuable Guitarist" журнала "Guitar World" победилям, за единственным исключением, было много больше 30-40 лет. Что это - уважение к заслугам или агония гитары?
Берни Торме: Не думаю, что сейчас появляется так уж много молодых оригинальных гитаристов. Возможно, у них попросту нет шансов, поскольку сейчас музыкальный бизнес не особенно заинтересован в молодых гитаристах… Не знаю.
Я также думаю, что некоторые старые гитаристы выживают только благодаря давно прошедшей славе. Они не так хороши, как были когда-то. Надеюсь, я не из их числа. А "Guitar World", вероятно, продает больше копий с большими именами. Деньги решают все.
Guitar.ru: Похоже, английские музыканты добиваются славы только затем, чтобы уехать в Америку. Ты остаешься в Англии. Почему?
Берни Торме: Ну - это не мой дом, здесь я чувствую себя пришельцем, и это здорово! Чтобы почувствовать это, англичанам приходится ехать в Америку!
Когда я впервые оказался в Америке в 80-м, я возненавидел ее! Я любил панк и тяжелый рок, а там услышал только Journey и AOR.
Второй раз - с Оззи - мне снова там не понравилось. Знаешь, такое чувство, будто мир вне Америки для них не существует, и за пределами NY и LA все было очень консервативно. В те времена мне совсем не хотелось туда перебираться.
Позже, в конце 80-х, я провел около полутора лет в NY с Ди. Тогда я полюбил страну и подумывал о переезде, но, знаешь, дети, школы… Трудновато.
Guitar.ru: Какую музыку ты ненавидишь слушать на английском радио?
Берни Торме: Spice Girls. На самом деле - почти всю. Почти все английские станции - просто дерьмо. Мне нравились BLINK 182. Не так уж много рока, панка или метала попадает в Англии на радио. Впрочем, недавно они крутили LIMP BIZKIT- мне понравилось.
Guitar.ru: Скажи, пожалуйста, пару слов для читателей GUITAR.RU…
Берни Торме: Привет всем. Здорово видеть сайт, посвященный гитаре! Храните рок, храните веру, играйте на гитаре, читайте GUITAR.RU… И мы изменим мир!
Дата интервью: ноябрь 2000 г.
|