|
      Автор: Сергей Тищенко       Дата публикации: 07 октября 2000 г.
На этом альбоме поют Joe Lynn Turner, когда-то вокалист "Deep
Purple", "Rainbow" и Malmsteen'a, Glenn Hughes - когда-то вокалист
"Deep Purple" и "Black Sabbath", и Richie Sambora, гитарист Bon
Jovi, оказавшийся блестящим блюзовым вокалистом.
Это не все. Среди музыкантов - друзья Стюарта, которые
работали в группах Бека, "Heart", "Sweet" и в десятке других,
тоже замечательных. Продюсер альбома - Pat Regan, вы его
знаете, если слушали "Kiss"/"Deep Purple"/"Rainbow".
Но и это не все. Это даже не главное. Именем Стюарта
рецензенты заканчивают ряд из великих английских
гитаристов: Clapton/Beck/Blackmore/Page. Так что знаменитые
гости украсили музыку, но не смогли изменить музыкального -
и очень личного - видения Стюарта Смита.
Контракт на запись первого сольного альбома Стюарт
подписал с корейской фирмой "Samsung" - в нем фигурирует
шестизначная сумма. Диск выдержал четыре европейских
издания и лицензирован в Японии. Японцы - умные люди.
"Heaven and Earth" - один из лучших хард-роковых
альбомов последнего десятилетия. Но почему тебе
потребовалось столько времени, чтобы сделать первую
сольную работу?
Привет, Сергей, спасибо большое, рад, что альбом тебе
понравился. Честным ответом будет следующий: никто не
предлагал мне раньше контракта на запись сольного альбома,
но есть и другие причины. Прежде всего, я не мог отыскать
нужных музыкантов, которые смогли бы правильно воплотить
звуки, накопившиеся в моей голове. Затем, я уверен, что
именно сейчас настало подходящее время для всего этого и,
возможно, раньше я просто не был готов. Но сейчас - готов.
Твой стиль настолько своеобразен, что даже с четырьмя
разными вокалистами и разными музыкантами "Heaven
and Earth" звучит исключительно цельно. Насколько ты
контролировал происходящее в студии?
В студии, во всем, что касается направления "Heaven and Earth",
последнее слово было за мной. Я люблю играть рок, блюз и
классику, и хотел объединить все аспекты моей
индивидуальности. Я помню, что альбомы, которые я слушал,
взрослея, показывали разнообразие и таланты музыкантов,
объединяющих разные стили, так что никогда не было скучно.
К примеру, Led Zeppelin мог иметь блюзовые песни и даже
песню рэггей вместе с рок-музыкой. На "Fireball", у "Deep Purpie"
была кантри-песня вместе с блюзом и роком, так что всегда
было интересно дослушать альбом до конца. Нынешние группы
начинают альбом в одном стиле и выдерживают его до конца,
и я не думаю, что это делает прослушивание особенно
интересным.
Хорош ли ты в соавторстве? Судя по проставленным под
песнями именам, ты открыт для всякого вклада,
сделанного другими музыкантов, но ведь песни меняются с
появлением соавторов. Всегда ли к лучшему?
Мне нравится сочинять с другими музыкантами. В этом для
меня суть музыки: в волнении от обмена идеями с другими
людьми. Также напомню тебе, что некоторые песни на "Heaven
and Earth" были написаны несколько лет назад с разными
людьми и требовали дополнений, так что каждый, кто как-то
участвовал в их создании, был назван в "кредитах". Но ты прав,
песни меняются, когда работаешь над ними с другими
музыкантами - надеюсь, все же к лучшему. Если ты посмотришь
на все великие песни во всей музыкальной истории, ты
обнаружишь, что в основном они были написаны
"композиторскими командами" типа "Леннон/Маккартни" или
"Эмфорд/Симпсон". Если бы больше музыкантов в рок-музыке
объединялись вместо того, чтобы стараться заграбастать все
авторские гонорары, мы имели бы больше хороших песен и
снова вернули бы рок-музыке популярность.
Как музыкант ты рос во времена групп Одной Гитары:
Zeppelin, Sabbath, Purple, Heep... Почему ты решил привлечь
других гитаристов для записи своего первого СОЛО
альбома?
Другими гитаристами на "Heaven and Earth" были Iain Hersey и
Howard Leese. Iain - мой друг здесь, в Лос-Анжделесе, кроме
того, он отличный гитарист, но имел некоторые трудности с
тем, чтобы быть замеченным. Поэтому я предложил ему стать
соавтором инструментальной "Road To Melnibone" и сыграть в
ней со мной вместе. Это, похоже, помогло, поскольку сейчас он
уже выпустил собственный соло-альбом, он называется "Fallen
Angel". Howard'a, который был гитаристом и сопродюсером
"Heart", я знаю много лет. Когда он услышал трэк "Heaven and
Earth", он настолько увлекся им, что захотел поучаствовать в
записи и я предложил ему написать вступление и сыграть соло
со мной. Работать с ним в студии оказалось настолько здорово,
что я заполучил его как продюсера всех гитарных соло.
Следующий альбом "Heaven and Earth" он также будет
продюсировать.
Некоторые считают, что создавать музыку можно только
находясь в беде. Для тебя это верно?
Я могу сказать: иногда. Нелегко быть созидательным, когда ты
тратишь все свое время на поиски денег для оплаты ренты или
гадаешь, откуда свалится твой очередной обед. Но я думаю,
что-то из этого нужно испытать, прежде чем воткнуться в блюз.
Кроме того, сочинять и играть музыку - отличный способ
пережить трудные времена. Многие из моих песен появились,
когда я переживал неудачу или большое горе. Или оглядывался
на это.
Планируешь ли ты свои соло, и изменяешь ли их от
концерта к концерту? Когда ты на сцене - у тебя
появляется ощущение "рая на земле"?
Понемногу того и другого. Я стараюсь основывать мои соло на
том, что уже записано в студии, но было бы скучно делать одно
и тоже ночь за ночью. Когда я спокоен в отношении сета и
хорошо играю сам, я стараюсь избавиться от всего
"рассудочного" и просто дать музыке литься сквозь меня. Вот
тогда и проявляется ее магическая суть.
Со всеми переменами, происходившими в музыкальном
бизнесе - что позволило тебе сохранить оригинальность и
остаться близким к корням?
Либо абсолютная глупость, либо упрямая решимость, не уверен,
что именно. Я всегда любил играть на гитаре и было бы
довольно нелепо заиграть что-то, от чего я не испытываю
удовольствия - просто потому, что это модно.
Каково играть с американскими музыкантами в сравнении
с английскими?
Главное отличие я нахожу в том, что английские музыканты
становятся частью проекта, если верят в него, тогда как
американские музыканты испытывают трудности с
преданностью проекту, если им не заплатят и поэтому скачут из
группы в группу, как собака, преследующая свой собственный
хвост, и из этого ничего не получается.
Каким тебе представляется идеальный вокалист?
Он умеет развлекать, как Дэвид Ли Рот, выглядит, как Антонио
Бандерос, имеет мощь Яна Гиллана, блюзовый тон Пола
Роджерса, композиторские способности Стинга, харизму
Роберта Планта, не имеет проблем с наркотиками и с ним легко
общаться. Не думаю, что он существует.
Для многих твое сотрудничество со "Sweet" выглядело как
попытка спасти "Титаник". Что осталось в памяти от
времен, проведенных в группе?
Мне превосходно работалось со Стивом Пристом, но в это же
время существовали два других "Свита". Брайен Коннели и
Энди Скотт оба имели группы с названием "Sweet", так что это
- вместе с нашим составом - порядком смущало окружающих.
Это было в 1986м. Несколько лет назад, после успеха
реформированных "Kiss", была сделана попытка реформировать
"Sweet" со Стивом, Брайеном и Миком и я должен был стать
гитаристом, поскольку никто не хотел снова работать с Энди.
Однако менеджмент пожадничал и истратил время на
получение старых "издательских" денег, вместо того чтобы
получить контракт на новую запись. Затем, к сожалению,
Брайен умер, и это всему положило конец.
Каковы твои самые ранние воспоминания о "Deep Purple"?
Что самое драгоценное из всего, чему ты научился у
Блэкмора на музыкальном и просто человеческом уровне?
Мое первое воспоминание "Deep Purple" - прослушивание
альбома "Deep Purple In Rock". Это было невероятно, это
изменило все для меня, и привело меня к рок-н-роллу. Это
была группа с рокочущим басом и барабанами, Джон
Лорд разрывал на куски Hammond орган, Ян Гиллан с
невероятной мощью выплескивал сырые эмоции и Ричи
выцарапывал из гитары все возможные чувства. После
всего этого я хотел одного: играть рок-н-ролл.
Думаю, одна из самых важных вещей, которым я выучился у
Ричи на музыкальном уровне - это играть на гитаре ради самой
песни, в противоположность попыткам как можно быстрее
"шустрить" вдоль грифа. Также помнить - о чем песня, которую
ты играешь, возвращаться мысленно к тому, что ты пережил в
прошлом и использовать эти чувства. Самое важное, чему я
выучился у Ричи на человеческом уровне - ценность настоящей
дружбы и умение не сдаваться, как бы тяжело не складывались
обстоятельства.
Ты можешь назвать немузыканта, который был
источником большого вдохновения для тебя? Повлиял на
тебя эмоционально и артистически?
Это моя бабушка и мои родители, которые всегда
поддерживали меня. Еще - создатели фильмов типа Рона
Ховарда, который сделал "Apollo 13". Это - отличный пример
триумфа человеческого духа. Меня вдохновляло что угодно и
кто угодно, будь то фильм или музыка или просто проявление
человеческой доброты. Все это задевает меня духовно и
эмоционально.
Какой из твоих проектов самый недооцененный?
Пожалуй, "Aliens Of Extraordinary Ability", группа, которую я
собрал вместе с Китом Эмерсоном (ELP). Не то чтобы она была
так уж недооценена, просто не получила шанса оторваться от
земли. Кит как раз подписал контракт о воссоединении ELP для
тура с Jethro Tull и должен был уйти сразу после старта проекта.
"Aliens" были удивительной группой, похоже было, что мы
сможем сыграть что угодно даже без репетиций. Но, как и во
всем прочем, в музыке ты никогда не знаешь, что случится в
будущем.
Какие из альбомов 90х задели тебя?
Если честно, ничего из вышедшего в последние 10 лет
особенно меня не взволновало, за исключением "Who Else"
Джеффа Бека. Этот альбом попросту сшиб меня с ног и когда я
увидел его "живое" исполнение, я был окончательно повержен.
Вышло еще хуже, когда после шоу я отправился с Джеффом
выпить и выяснилось, что он вовсе не думает, будто сделал
что-то особенное. Так что на следующий день мне, пожалуй,
нужно было выбросить свои гитары на свалку.
Какую музыку ты ненавидишь слушать на американском
радио?
Почти всю. Рок-станции работают в формате "Классический
рок", что помогает рок-музыке выжить, но они не крутят ничего
нового, если только это записано не знаменитыми группами, и
поэтому молодые группы не имеют выхода к аудитории.
Остальные станции крутят бессмыслицу групп типа "Korn" или
"Limp Bizkit", что здорово, если ты желаешь прийти на шоу и
увидеть людей, одетых в костюмы клоунов и обезьян. Но во
всю свою жизнь я не могу понять, как кто-то может захотеть
слушать это. К сожалению, музыка здесь находится нынче в
грустном состоянии. По прежнему остаются "обновленные"
группы типа "Kiss", которые делают грандиозные шоу и не
имеют настоящей музыкальной сущности, но это скорее
исключение, чем правило. Сейчас, похоже, музыка занимает
людей в последнюю очередь. Это - позор. Впрочем, после
получения Сантаной восьмой "Grammy" у меня появилась
надежда на возвращение музыки более серьезной. Надеяться
стоит всегда.
Что с будущим проекта "Heaven and Earth"? Как насчет
Пола Роджерса в роли вокалиста на следующем альбоме?
Запись следующего альбома начнется в начале апреля и
запланирована как "груповой проект", но мы пригласим
нескольких "избранных" гостей. Как я говорил, Howard Leese
будет продюсировать альбом и поскольку он - гитарист в
группе Пола, то - кто знает?
Скажи несколько слов для твоих украинских фанов и для
слушателей "Европы Плюс"...
Спасибо большое за поддержку. Рад буду увидеть вас всех в
туре в конце этого года.
Дата интервью: март 2000 г.
|