Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Сергей Седых: Четвёртый должен был стать третьим


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 23 мая 2020 г.

В конце 2019 года Сергей Седых выпустил третий инструментальный альбом «Так было не всегда». О новом альбоме, а также о том, над чем идет работа в настоящий момент, Guitar.ru расспросил музыканта.

Сергей Седых

Альбом «Так было не всегда» издан, как ваша сольная работа. Это параллельная история по отношению к проектам IN FOLIO и Северо–Восток? Или же – это «общий знаменатель», под которым будут впредь выходить ваши работы?

Сергей Седых: Ну что тут скажешь… Я всё время что-то делаю, а параллельно это или ещё как… Жизнь одна. Насчёт IN FOLIO вообще как-то странно выходит последние 20 лет. В 90-е это была группа – я, Сергей Ануров, Игорь Шатов и Олег Фёдоров. Ну да, концепция, авторство и музыкальное руководство было моё, но тогда это была сумма слагаемых, которые привносили свой почерк, более того, я в сочинительстве и аранжировке исходил из этого. Это была рок-группа. Пускай и с претензиями на музыкальные сверхзадачи, но в общем, вполне себе хард-рок-формация по сути.

Ну нет группы IN FOLIO с конца 90-х. Мои личные музыкальные акценты сместились, и это началось ещё в середине 90-х. Меня, кроме классического хард-рокового звучания, заинтересовала новая импровизационная музыка – ну всякий там этно-фри-джаз и его составляющие. Именно тогда я начал сотрудничать с Сайнхо Намчилак, Андреем Соловьёвым и Михаилом Жуковым. Кроме того, как-то постепенно я осмелился выходить на сцену с инструментальной музыкой. Ну понятно, что она была абсолютно гитарной.

Название IN FOLIO использовалось по инерции, но почему-то его до сих пор упорно присваивают любым моим инструментальным попыткам. И если первый гитарный альбом, который вышел в 2000 году ещё можно было каким-то образом считать IN FOLIO, то дальше это уже не имеет смысла. У меня во всех документах написано – Сергей Седых, так зачем вводить людей в заблуждение?

А Северо-Восток – это песенный проект. Когда-то я пытался совместить оба этих направления, чтобы не особо распыляться, но идея оказалась не особо удачной, как мне кажется. Тем, кому нравились мои песни, чаще всего было неинтересно вникать в инструменталы. И наоборот. Разная аудитория. И вместо того, чтобы их объединить, получалось их только раздражать – одних обилием инструментальной составляющей, других – песнями на русском языке. А это вообще отдельная история…

Альбом «Так было не всегда» – концептуальный? В чем заключается его основная идея? Или каждый слушатель должен найти свой ответ, самостоятельно понять, о чем эта работа? Как были придуманы названия композиций?

Сергей Седых: Инструментальная музыка на мой взгляд более универсальна, больше пространства для фантазии, о чём же это. Конечно, любая музыка должна быть о чём-то. Да не только музыка. Иначе это пустота. Но далеко не всё «о чём-то» можно вот так просто выразить в трёх-четырёх четверостишиях.

Я предпочитаю оставить свободу для фантазии. Ведь бывает, что хорошая мелодия «украшена» таким текстом, что уши вянут. Ну то есть одним нравится, а другим нет. Так что безусловно весь альбом «о чём-то», в нём есть эмоциональный заряд и смысловая подоплёка. Впрочем, мне трудно, да практически невозможно ответить на вопрос «ну о чём это конкретно?». Считаю такие вопросы идиотскими. Примерно, как «о чём ты думаешь?». Да слов всего мира не хватит, чтобы это описать. Роль некоторого путеводителя по скрытым смыслам играют названия треков. Именно поэтому они такие замысловатые. Так что фантазируйте сами, уважаемые слушатели.

А концептуальность альбома заключается в том, что это совершенно определённо не набор отдельных музыкальных пьес. Конечно это нельзя считать какой-то большой музыкальной формой, но учитывая, что главная тема в виде отдельных элементов прослеживается в большинстве треков.

Сколько длилась работа над альбомом от его задумки до издания?

Сергей Седых: Если смотреть по датам, то получается долго. В 2015 году, весной, у меня была назначена дата концерта в клубе Алексея Козлова. Я не знал ещё, что буду играть и с кем. Пока я плыл свой обычный километр по водной дорожке, мне «явилась» музыкальная тема. В раздевалке я напел её на диктофон в мобильнике, чтобы не забыть, как обычно бывает.

Потом я её додумал и решил из разных её элементов выжать всё, что можно. Так появилась концертная сюита «Так было не всегда». Она была в значительной степени импровизационной и гибкой, а потому каждый раз исполнялась по-разному. Ну то есть до такой степени по-разному, что это мог быть более чем часовой концерт в составе с духовыми и даже скрипкой, или двадцатиминутная версия рок-квартетом. Возникло желание как-то зафиксировать в каком-нибудь виде эту программу. В общем работа по записи началась фактически с началом 2017 года и продолжалась небольшими волнами «между делом» до лета 2019, когда появлялось время. А вот если посчитать время работы непосредственно над записью, то наверное не особо много получится.

Где альбом был записан?

Сергей Седых: Мы писали барабаны, бас и две гитары для большей части треков на шесть-семь каналов через несколько микрофонов, все вместе живьём в одной комнате. И это была одна из учебно-репетиционных аудиторий МКИМ (Московского Колледжа Импровизационной Музыки, когда-то называвшегося джазовой студией «Москворечье»), где я, собственно, работаю, преподаю гитару.

Сольные партии в основном записаны у меня в домашней студии. Ну, кроме саксофона и трубы – это слишком громко для дома. Ну и несколько треков полностью записаны на домашней студии. Я просто сыграл на всех инструментах (кроме флейты, конечно), используя наложения.

Сергей Седых

Кстати, когда всё намеченное было уже записано и сведено, я понял, что не хватает одного трека, который должен всё это вроде как замкнуть. Ну вот просто он должен был там быть! И я даже примерно представлял себе его звучание. Тогда, чтобы не тратить время на репетиции, организацию записи и всё такое, я тоже записал его дома в одиночку. Там должна была звучать ударная установка и я просто «нарезал» звуков из других треков и расставил их, как мне было нужно. Это было не просто, потому что барабаны записаны на четыре микрофона и пришлось здорово постараться, чтобы найти требуемые удары без гитар и баса на заднем плане.

Да, кстати… я не скажу, что это за трек!

На альбоме очень удачно задействованы духовые инструменты: саксофон, труба и флейта. Это была изначальная идея? Или это удачный эксперимент?

Сергей Седых: И то, и другое. Примерно так и было задумано – это же была идея зафиксировать одну из версий концертной программы, которая изначально планировалась с участием расширенного состава. А то, как это будет звучать в итоге, я окончательно сам понял на этапе сведения. Несомненно, вся эта работа была экспериментом, полагаю, что удачным.

Как-то на концерте вы сказали, что только закончили работу над альбомом «Так было не всегда», и одновременно продолжается работа над следующим инструментальным альбомом. Как отбирались пьесы для каждого из альбомов? На какой стадии находится работа над следующим, четвертым инструментальным альбомом? Каким он будет?

Сергей Седых: Музыкальный материал для четвёртого альбома начал появляться ещё до того, как появилась идея «Так было не всегда». То есть четвёртый должен был стать третьим. Но вот получилось так, как получилось. Как я уже сказал, основу третьего альбома составила импровизационная и очень расплывчатая по набору музыкальных номеров концертная программа. В альбомную версию попали два-три трека, которые появились раньше основной темы, но были включены в трек-лист, так как хорошо вписывались и не противоречили общей концепции. А для четвёртого альбома (который, кстати, будет называться «Дельта») остались пьесы, которые изначально составляли его основу и насыщены самостоятельным смыслом.

Сейчас записано, наверное, больше половины материала, но ещё не всё сочинено – когда будет закончена работа над задуманными треками, я пойму, чего не хватает. Эксперимент с «Так было не всегда» подсказал мне такой подход к работе над альбомом, как относительно цельной музыкальной картине.

2019 год был необычайно богат на интересные инструментальные гитарные работы. Альбомы вышли у Ника Джонстона, Яна Аккермана, Доминика Миллера, Кейта Мэрроу, Николаса Мейера, The Aristocrats, Майкла Харриса, Нили Брош, Родриго и Габриэлы, Винни Мура, Пола Гилберта, Стива Хоу, Ченка Эрдогана, Сергея Головина, Елены Сигаловой, у вас, и у ряда других музыкантов. Это случайность? Или же, во Вселенной произошло некое событие, на которое гитаристы активно откликнулись своим творчеством?

Сергей Седых: Хм… Вполне возможно, я сам не раз задумывался над появлением в музыке таких «хлебных» периодов. Творческие люди – они же в первую очередь люди, и испытывают на себе влияние тех же закономерностей и всяких «волн», которые формируют дух времени для всего человечества, как например мировой кризис середины 70-х, когда мир из романтически оптимистического стал совсем уж деловым и прагматичным.

Для себя я как раз отмечаю годы примерно с 74-го по 76-й, и совершенно определённо 95-96, а также вторая половина «нулевых». Видимо это объясняется реализацией какого-то периода общего накопления идей в определённой творческой среде. А потом, конечно же, наступает время затишья для нового накопления и созревания. В паузах между такими всплесками господствует более или менее удачная вторичность. Вот сейчас вся эта история с мировым кризисом, да ещё на фоне вируса… Мир меняется и следует ждать чего-то нового в ближайшее время. Можно только гадать…

С инструментальной музыкой, похоже, полный порядок. А что с песнями? Сочиняете ли вы новые песни?

Сергей Седых: Вот закончу «Дельту» и займусь новым альбомом Северо-Востока, то есть песнями. Таков мой план.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: