Автор: Яков Каганцов       Дата публикации: 17 февраля 2020 г.
Турецкий гитарист и композитор Ченк Эрдоган играет на безладовых инструментах. Он сочиняет удивительную по красоте музыку с глубокими фольклорными корнями. В 2019 году у проекта Lahza, где Ченк играет вместе с барабанщиком из Швеции Икизом, вышел второй альбом.

Фото предоставлено Ченком Эрдоганом
С чего началось ваше увлечение музыкой?
Ченк Эрдоган: Когда я был ребенком, я очень любил слушать виниловые диски из коллекции моего отца. Это была достаточно обширная и разнообразная коллекция, включавшая альбомы рок-групп из 70-х, фламенко, Паваротти, и, конечно, турецкую фолк-музыку. Каждый день я слушал много музыки и пытался разобраться с информацией, размещенной на обратной стороне альбомов. Кто такие аранжировщик или виброфонист? Никакого интернета тогда не было…
Почему вы выбрали в качестве музыкального инструмента именно гитару?
Ченк Эрдоган: На самом деле я начал играть на гитаре достаточно поздно. Мне было, наверное, четырнадцать лет. Парень, живший по соседству, играл на гитаре, и я тоже решил попробовать. Затем я попросил отца прислать мне классическую гитару. И так началось мое гитарное путешествие.
Для игры на безладовой гитаре нужен абсолютный слух, как для скрипки и виолончели? Или же тут иная ситуация?
Ченк Эрдоган: Абсолютный слух – это врожденный талант, дар. Но я полагаю, что для игры на безладовой гитаре наличие абсолютного слуха не обязательно. Несмотря на распространенное мнение, абсолютный слух – это проблема, с которой надо научиться жить. Люди с абсолютным слухом слышат все звуки, все ноты. И это значит, что микротоны становятся пыткой для их ушей, которые хотят слышать точное, идеальное звукоизвлечение.
У меня нет абсолютного слуха. Могу сказать, что я обладаю относительным слухом. Я имею в виду, что стал по-настоящему слышать музыку через годы и годы практики. Сейчас я могу записать любую музыку в нотах на слух. Но это не врожденный дар, это результат работы.
Когда вы начали сочинять свою собственную музыку?
Ченк Эрдоган: На самом деле, в тот момент, когда я начал играть на гитаре, я начал искать определенные формы и структуры аккордов. Я имею в виду, что это началось сразу же после того, как научился прижимать струны и извлекать звук из гитары. Я разучивал пьесы из классического репертуара и иногда у меня возникал вопрос, почему я должен сыграть именно эту ноту или буквально следовать партитуре, написанной много лет назад? Затем я стал сочинять свою собственную музыку. Я очень уважаю музыку классических композиторов. Это действительно большой труд. Но у меня свое собственное видение музыки. В итоге, сочинение музыки стало стилем моей жизни.
Насколько близка ваша собственная музыка к турецкой народной музыке? Правильно ли назвать то, что вы сочиняете, современной фольклорной музыкой?
Ченк Эрдоган: Турецкая фольклорная музыка очень важна для меня, она затрагивает глубины моей души. Я использую структуры из музыки Анатолии. Эта музыка является частью меня. Она у меня в крови. Но я живу в современном мире, его музыка содержит много разных красок. Я не могу воспринимать жизнь так, как будто живу сотни лет назад.
Я живу в настоящем и хочу исполнять новые композиции. У каждого свое собственное восприятие музыки. Я хочу быть музыкантом, которому есть что сказать, но который использует музыкальный словарь своей родной земли. Поэтому, полагаю, будет лучше сказать, что я исполняю современную турецкую музыку. У фольклорной музыки великая история. И мне хотелось бы, чтобы когда-нибудь моя музыка стала частью этой истории.
На каких площадках вы обычно выступаете? Это клубы или концертные залы? Насколько востребована инструментальная гитарная музыка в Турции?
Ченк Эрдоган: Это зависит от того в каком проекте я играю. На сольных концертах я обычно играю в концертных залах, храмах Стамбула и на гитарных фестивалях. Когда играю со своим трио, предпочитаю джаз-клубы, а не концертные залы. Джазовая музыка началась в клубах. Так что это снова часть истории. Я люблю играть с трио очень близко к аудитории. В клубе общение между музыкантами и слушателями более тесное, чем в концертном зале.
Если честно, инструментальная музыка нигде не популярна. Но у нее есть аудитория. И я думаю, что этого достаточно, чтобы прекрасно чувствовать себя на сцене.
Расскажите о проекте Lahza. Что означает название проекта? Как и когда он был образован? Чью музыку вы исполняете?
Ченк Эрдоган: Это означает в «мгновение ока». Период времени, который пролетает во время моргания глаза. Это как жизнь, буквально. Проект стартовал почти четыре года назад. Я знаю Икиза по джазовой сцене очень давно, но мы никогда раньше не встречались. Однажды я погуглил его имя в сети и восхитился его навыками игры на барабанах. Он воспринимает вибрации других музыкантов с первого прикосновения к своему инструменту. Я написал ему письмо, и мы, наконец, встретились. Через шесть месяцев он написал мне: «Я еду в Турцию. Почему бы нам не сыграть вместе концерт». И я сказал: «Хорошо, у меня есть отличный басист, мы можем это сделать!» Он сказал, что нет, мы будем играть дуэтом!!!
Мы встретились в маленьком джаз-клубе под названием «Mitanni» и без всяких репетиций или обсуждений начали импровизировать. Мы записали концерт. И после того, как мы послушали его, нам понравился наш совместный грув и музыкальная экспрессия. И проект Lahza родился в тот день. Теперь у нас в активе два альбома. Мы играли на многих фестивалях дуэтом. Мы верим в то, что добавляем некоторые особенные краски в джазовую культуру Турции.
Каким из ваших альбомов вы гордитесь больше всего?
Ченк Эрдоган: Трудный вопрос. Так что позвольте мне выразиться следующим образом. Моя первая запись – альбом «ILE» является отправной точкой для меня, и это важно. Но также важно и то, что это второй альбом, где представлена безладовая гитара. Альбом издан после работы «Fretless» (1993) мастера Эркана Огура (Erkan Ogur). Я выпустил свой альбом в 2008 году. Так что это важный момент для нашей музыкальной культуры.
Я также горд моим альбомом «Kara Kutu» (2014). Для меня это веха в создании композиций для сольного исполнения на безладовой гитаре. Работа над этим альбомом заняла почти четыре года каждодневных усилий. И сейчас я концертирую по США на протяжении последних двух лет, исполняя только мои собственные композиции.
Альбом «Fermata» (2018) очень важен для меня в композиторском плане. Тогда я подошел к сорокалетнему рубежу. А чем старше ты становишься, тем более зрелыми становятся твои сочинения.
О том, что есть такой замечательный музыкант, как Ченк Эрдоган, мне рассказал гитарист Николас Мейер. Кого из турецких музыкантов и композиторов вы можете порекомендовать тому, кто хочет познакомиться с музыкой вашей страны? На кого слушателям стоит обратить внимание?
Ченк Эрдоган: Большое спасибо Николасу, я ценю это. У него большое сердце, полное человечности и музыки. Конечно в Турции есть удивительные музыканты. Очень трудно выбрать одного или двух. Могу назвать моих любимых музыкантов:
В фолк-музыке – это исполнитель на сазе Coşkun Karademir. Это определенно правильный выбор для прослушивания.
В классической Оттоманской музыке (Турецкой классической музыке) – это: Ozer Ozel, Derya Türkan, Burcu Göktürk.
В джазе – Çağrı Sertel, Ercüment Orkut, Bilal Karaman, Ediz Hafizoğlu, Cem Tuncer, Serhan Erkol и многие другие.
|