Автор: Яков Каганцов       Дата публикации: 27 июня 2019 г.
Михаил Оленченко пишет честную и красивую музыку. У музыканта вышли два очень достойных инструментальных альбома с авторскими пьесами для сольного исполнения на классической гитаре: «Preludes» (2011) и «Two Birds» (2018).
С чего началось ваше увлечение музыкой? Когда вы взяли гитару в руки впервые?
Михаил Оленченко: В доме появилась гитара. Сестра начала играть на ней. Мне было лет 13-14. Я играл дворовые песни. Сестра показала мне песню на двух аккордах, и я ее выучил [смеется]. Все началось со двора.
Первая гитара была шиховская, с металлическими струнами.
А как состоялся переход к классической гитаре?
Михаил Оленченко: Это был не быстрый путь. Я жил в поселке. И стал играть в поселковой группе на электрогитаре. Потом мама настояла, чтобы я выступил на каком-то конкурсе юных талантов. И надо было играть именно на акустической гитаре. Я снова взял в руки акустическую гитару. Сочинил пару своих вещей и с ними выступил на конкурсе. После этого меня послали уже на конкурс гитаристов.
Приехал я на этот конкурс, а там все ребята ходят с бабочками, в костюмах. А я вообще не знал, что такое классическая гитара. Совершенно. Ну, сыграл две свои вещи. Мне дали приз зрительских симпатий. Подошли два педагога и сказали: «Парень, тебе надо поступать в музыкальное училище». Я пошел в музыкальную школу. Потом стал готовиться к училищу. И поступил в него…
А что это были за первые композиции? Играете ли вы их до сих пор?
Михаил Оленченко: Нет, не играю. Это было что-то такое «прииспаненное». У меня были записи Пако Де Лусии. Я был знаком с его творчеством. Так что одна вещь была на аккордах A – G – F – E. И был там бридж небольшой: F – E – F – E. Незатейливая, простая мелодия. Другую вещь совершенно не помню.
Когда вы поняли, что можете не просто что-то подбирать на гитаре, а именно сочинять свои собственные мелодии и композиции?
Михаил Оленченко: У меня была склонность к импровизации. Еще играя в дворовой группе, я подобрал соло. Столкнулся с пентатоникой, разобрал ее. И обнаружил, что она ложиться на все аккорды. Нашел все ноты на грифе в этой тональности. Пришел и удивил ребят своим соло [смеется].
Сочинял всегда. В училище сочинял какие-то вещи. Делал свои этюды. Как-то сразу это началось.
Как вы сочиняете музыку?
Михаил Оленченко: Мне композитором себя трудно назвать. Я, конечно, слышу музыку, но мне нужен инструмент. Я очень сильно отталкиваюсь от инструмента. Бывает по-разному. Инструмент нужен для того, чтобы понять, как это будет звучать. Как это будет рукам… Удобно или нет. Потому что то, что ты слышишь в голове – это часто невыполнимо на гитаре.
Иногда такая «невыполнимая» идея преобразуется. Иногда просто долго лежит. Бывает, что какая-то тема появилась лет десять назад. И лежала. Что-то у меня записано в нотах, что-то записано в аудио. Периодически я переслушиваю, что было. Вдруг что-то зацепит из старого, недоделанного. Или я понимаю, что какую-то тему можно соединить с другой темой. У меня есть несколько таких вещей.
На ваших альбомах представлены пьесы для гитары соло. Как вы пришли к этой концепции? Есть ли у вас планы записать что-нибудь в составе ансамбля?
Михаил Оленченко: Мне изначально было интересно, что может сама гитара. Именно соло. Меня это захватывало. Долгое время мне ансамбль был не особо интересен. Потом пришлось с этим столкнуться. Ансамбль – совсем другая история. Те же самые вещи, которые играешь соло, их невозможно также сыграть в ансамбле. В сольном исполнении ты играешь бас, весь аккомпанемент, мелодию и импровизацию. А даже в дуэте – это делать не нужно. Потому что получается слишком все заполненным. Необходимо все разделять. А тем более, когда задействованы перкуссия и бас, тебе надо мало играть. В планах… Я не загадываю, что мне надо играть с ансамблем. Все как-то само складывается.
В вашем творчестве ощущается серьезное влияние фолк-музыки. Музыка сама пишется так или же это сознательный и целенаправленный подход к аранжировке материала?
Михаил Оленченко: Трудно сказать [пауза]… Мне всегда нравилась фольклорная музыка. Мне всякая музыка нравится. И классическая, и популярная, и рок, и джаз. Но фолк мне очень близок. В детстве я не имел представления, что такое фолк. В сознании большинства людей фолк – это «советский продукт», официальная русская народная песня, оркестр народных инструментов. А собственно с фолк и этнической музыкой люди не знакомы. И я был не знаком. И услышал ее только в музыкальном училище. Услышал, как поют бабушки. Слушал этнографические записи, сделанные еще в тысяча девятисотых годах. И это производит впечатление. Например, бабушка пела какую-то песню соло – и это был настоящий блюз. Просто блюз. И то, что я услышал, меня взбудоражило. Нашло отклик. Это что-то корневое.
Между выходом дебютного альбома в 2011 году и вашим вторым альбомом прошло семь лет. Возникли трудности с сочинением материала, который вы бы хотели записать, или причина заключалась в чем-то другом?
Михаил Оленченко: Материала было немного. И времени не было, потому что я ездил по гастролям. Ездил, собственно, шесть лет. Гастроли были очень плотные. Порой было по двадцать три концерта в месяц. Работа на износ [смеется]. Но за это время что-то сочинялось, копилось.
У альбома «Две птицы» запоминающаяся, и при этом достаточно необычная обложка. Чья это была идея? И еще, почему на лицевой стороне альбома нет его названия, а также имени исполнителя?
Михаил Оленченко: Когда я думал об альбоме, я думал, что обложка должна быть оранжевого цвета. Не знаю, почему… И что-то с птицами связанное. Две птицы – хорошо само по себе и на русском языке, и на английском. Мне всегда нравился минимализм. Сейчас CD, как носитель музыки, утрачивает свое значение. И, собственно, обложка нужна для потоковых сервисов, таких, как iTunes, Google Play и других. Там нужна картинка. На ней не разглядишь название.
Я объяснил художнику, что нужно [дизайном альбома занималась Мария Кракатук – примечание Guitar.ru]. Оранжевый цвет. Это похоже на закат или расцвет. Скорее, на закат. И в небе две птицы.
Исполняете ли вы на концертах новые пьесы, которые еще не были записаны на альбомах? Или же изначально пьесы проходит проверку на концертах, а уже только затем они попадают на альбом?
Михаил Оленченко: Исполняю. Часто пьесы рождаются во время концерта. Бывает, что делаешь подготовленную импровизацию. Чтобы более или менее ориентироваться. Берешь аккордовую сетку, небольшую мелодию, и играешь это. И в результате вдруг из этого получается пьеса. На альбоме «Две птицы» я две вещи сочинил во время записи. Это, собственно, пьеса «Две птицы» и «Unchained». Они были недоделаны. Из «Двух птиц» была только тема, которая идет в начале. А в «Unchained» была только тема и кусочек импровизации.
И на первом альбоме пьеса «Prelude» была сочинена точно также. Я себе поставил рамки, что я должен закончить диск тогда-то. И настал этот последний день. Не хватало одной вещи. И я ее сочинил. Она простая. Тема повторяется два раза, затем средняя часть два раза, и снова тема два раза. Я ее сочинил за два часа. Еще часа два я это все вбивал в пальцы. И просто записал ее. И в результате альбом получил другое название. Изначально он назывался «Мимолетные зарисовки, а потом стал «Preludes».
Подвергаются ли дальнейшему изменению пьесы, которые вошли в альбомы?
Михаил Оленченко: Какие-то пьесы я просто не играю. Они отпадают. Какие-то пьесы остаются неизменными. А некоторые – изменяются.
Акустическая гитара – один из самых требовательных инструментов. Как вы занимаетесь, чтобы поддерживать исполнительскую технику на должном уровне?
Михаил Оленченко: У меня нет какой-то системы. Я играю какие-то пьесы. Из классики. На Бахе хорошо разыгрываться. На «Милонге» Хорхе Кордосо хорошо разыгрываться. Плюс свои какие-то вещи. Какие-то технически сложные. Иногда я гаммы играю [смеется].
Над чем вы работаете в настоящий момент? Когда будет записан новый альбом?
Михаил Оленченко: Ой, не хочется загадывать. Когда загадываешь, выдаешь в эфир, обычно начинаешь сталкиваться с трудностями. Мне бы хотелось записать импровизационный альбом. Этим летом [пауза]. И альбом с сочиненными вещами. Но не знаю, получится ли это сделать этим летом… Но импровизационный хочется. Законченных пьес немного. Много материала в подвижном пока состоянии.
Когда и где состоятся ваши ближайшие концерты?
Михаил Оленченко: На фестивале «Платформа» я буду играть 5-6 июля. С Ваней Смирновым и сольно. А 16 июня в Казани состоится концерт вместе с Таисией Краснопевцевой. Это ее концерт, скорее. Остальные даты будут ясны ближе к осени.
|