Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Александр Костарев: Я не тормоз, я long delay


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 30 декабря 2018 г.

Александр Костарев – композитор и виртуозный гитарист, который самозабвенно осваивает бескрайние просторы инструментального прогрессивного рока. А еще он очень вдумчивый собеседник с великолепным чувством юмора.

Александр Костарев

У вас параллельно существуют две отрепетированные музыкальные программы с разными барабанщиками. Первая – с Михаилом Золотаревым. Вторая – с Филиппом Соха. Какой из составов в приоритете?

Александр Костарев: Конечно, оба. Программы репетируются примерно с одинаковой интенсивностью и становятся все более непохожими одна на другую.

Филипп и Михаил – музыканты совершенно разного склада. Можно было бы говорить о разных поколениях, но музыка (любое искусство), перебираясь через границы модных течений, становится «предметом» длительного пользования; этот подход их объединяет. Их нежелание сдерживать свою фантазию меня тоже невероятно радует.

На одном из летних концертов вы сказали, что к осени вернетесь к активной концертной деятельности. Но это, к сожалению, не произошло. В чем причина? Когда начнете концертный сезон?

Александр Костарев: Почему не произошло? С Михаилом Золотаревым выступаем с определенной регулярностью с сентября. Отличное, например, отделение сыграли на фестивале «Иллюминатор», посвященном Илье Кормильцеву.

Надеюсь, к весне созреет премьера новой программы с Филиппом (трио КосМоС, Костарев-Морозова-Соха, удачно фамилии подобрались), это будет совсем свежая программа. Она уже написана и репетируется. Репертуар второго трио тоже пополняется, но более плавно, «эволюционным» способом, и тоже новыми композициями.

Как из барабанщиков становятся гитаристами? Что этому поспособствовало в вашем случае? И не было ли в последующем сожалений?

Александр Костарев: Сожалений никаких. Когда я отчаялся найти группу, играющую интересную мне музыку, что-либо не совсем песенного характера, пришлось собирать ее самому, и уже не в качестве барабанщика. Отношение к барабанщику (ключевой инструмент в современной музыке!) как к дебилу, появилось не сегодня, увы, и меняется очень медленно.

По большому счету, мне абсолютно все равно, на каком инструменте играть, важна только музыка, которая получается в результате. Если бы для этого потребовалось играть, например, на пожарном насосе, с удовольствием занялся бы этим. Электрогитара была выбрана исключительно из соображений ее относительной бесшумности при занятиях. Моя музыкантская семья не выдержала бы более громкие звуки, например, саксофона.

Фрэнк Заппа в своей книге писал, что из всех барабанщиков, с которыми он работал, лучший – Винни Колайута. А кто для вас лучший из барабанщиков, из тех, с кем вы играли?

Александр Костарев: Работа ритм-секции часто болезненный вопрос. Быть одновременно ритмическим стержнем группы и великолепным импровизатором – редкое сочетание. Колайута сразу приходит в голову.

Мне не приходилось играть с плохими барабанщиками. Точнее, я бы не смог, просто ничего не вышло бы. И если я еще способен в каких-то пределах включить пофигизм и потерпеть боль от кривой игры, то Катя Морозова страдает от чьей-либо неритмичности вплоть до судорог в руках и пытается уйти в параллельную вселенную, чтобы не видеть этот жуткий мир. Поэтому все барабанщики, с которыми приходилось всерьез работать, по-своему хороши. Барабанщику в группе ты доверяешь самое главное в музыке – взаимодействие со временем, но таким образом от него зависишь и должен полностью на него полагаться. Иначе музыки не будет. Это я не потому говорю, что сам к барабанам отношение имел, ритм – давняя заморочка, с детства, когда еще не подозревал, что музыку играть буду.

Если же говорить о лучших – конечно же это те, кто играет со мной сейчас. С кем мы пытаемся двигаться дальше и делать что-то новое. И кто терпит мои бесконечные придирки и вынос мозга. Это Филипп и Михаил, люди с феноменальной координацией, памятью, музыкальностью... Молчу уже о чувстве ритма.

Вы один из немногих музыкантов, кто активно исполняет произведения Фрэнка Заппы, и делает это на очень достойном уровне. Есть ли у вас планы записать студийный или концертный альбом с этой музыкой?

Александр Костарев: Для этого альбома даже есть название – «Альбом, который никогда не будет издан». Вопрос упирается в авторские права. Есть десяток студийных и два-три десятка концертных заготовок, не торопясь дорабатываю, свожу и что-то выкладываю в интернет, назовем это развлечением.

Хотелось бы издать, конечно...

На своих концертах вы много рассказываете о Заппе и о его забавных приключениях в России. Были ли вы лично знакомы с Фрэнком Заппой?

Александр Костарев: Нет, не был знаком. Очень жаль, но кто мог подумать, что он настолько мало проживет?

Когда иностранцы приезжают в Россию, приключения их уже поджидают, а если вдруг нет – не грех этому как-то поспособствовать. Ну, медведя по дороге встретить, или какие-нибудь фокусы с водкой... Аттракцион. Но нет у меня медведя.

Для Заппы таким медведем стала наша обстановка 90-х, о чем он потом спел в Праге песенку про два самых главных русских слова. Не слышали?

Обычно музыканты записывают несколько студийных альбомов, затем концертный альбом. А уже потом – сборник. В вашем случае первым вышел концертный альбом «Live@inProg» (2003). Затем сборник работ разных лет – «Kostarev. Works 1978-2006» (2006), и только потом студийный альбом KosMoBob: «Vegetarian» (2012). Этому есть логическое объяснение? Или это вопрос причудливого и непредсказуемого движения творческой мысли?

Александр Костарев: «Vegetarian» был записан еще в 2000 году, но очень долго сводился по разным причинам. Окончательный вариант был готов только в 2009 году (я не тормоз, я long delay). В 2012 году он был издан лейблом АртБит (фонд Алексея Козлова), в 2013 переиздан на виниле. Основой обложки стала картина Григория Колодуба. Очень мне нравится его творчество.

Володя Миловидов, главный редактор журнала InRock, руководивший лейблом Starless, отчаявшись получить мастер «Вегетарианца», настоял на выпуске концертника. Собственно, правильно сделал (роскошный буклет – тоже его рук дело). Запись, восстановленную с аудиокассеты, удалось как-то отмастерить. В тот раз впервые опробовали цифровую систему в качестве концертного пульта (Костя Луньков был звукорежиссером), но записывать цифру даже не пытались. Так появился «Live@InProg'2003».

Сборник «Works 1978-2006» был приурочен к появлению нашей песенки «Кто летает надо мной» на международном сборнике «Theme of Appreciation», посвященном Эдди Джобсону. Даты должны были быть 1976-2006, совпало с тридцатилетием моей концертной жизни, но записей 1976-1977 годов не нашлось.

Изданием занялись Андрей Сучилин (прекрасный музыкант, виртуозный гитарист, по поводу его чудовищной смерти в Португалии этим летом много писали) и Олег Коврига. Андрей же и его жена Лида Тихонович сочинили обложку к диску, весьма своеобразную.

Вот и вся издательская логика.

Вы были на московском концерте австралийского гитариста Plini. Понравился ли вам концерт? Как вы относитесь к тому, что часть партий во время концерта были воспроизведены в записи? Приемлемо ли это для вас, как для музыканта?

Александр Костарев: Это был прекрасный концерт.

Вопрос об игре с плейбэком (новомодный эвфемизм, раньше сказали бы честнее – под фанеру) время от времени возникает, когда сказывается нехватка людей для задуманной аранжировки, но каждый раз идея разбивается о кислую физиономию Кати – что, мол, у меня рук-ног мало??? То же касается использования арпеджиаторов, секвенсеров, луперов и т.д. Катя – не консерватор, в ее театре и фонограмма, и секвенсеры используются на всю катушку (дети только живьем поют), но что касается концертов – всё играется исключительно руками. Не принцип, просто реальность.

У Плини все звучало абсолютно органично, я даже не обращал внимания (ну, почти) на технологическую сторону, наслаждался музыкой.

С исполнителем на клавишных инструментах Екатериной Морозовой вы сотрудничаете уже более двадцати лет. А пробовали ли вы сочинять вместе музыку?

Александр Костарев: Катя – главный участник группы, без нее не было бы ничего или была бы совсем другая музыка. И если из группы выгнать, к примеру, меня – те же люди ходили бы на концерты дуэта вместо трио, а некоторые, наверное, даже не заметили бы разницы.

Собственно композиторское творчество Кати – прежде всего, детские песенки и музыка для постановок (мюзиклов) детского музыкального театра, которым она руководит уже больше 15 лет.

Но любой музыкальный материал, попадая к ней в руки, подвергается нещадной переработке, будь то мои темы или кавера, например, на того же Заппу, Чика Кориа, Махавишну... Так что о ее соавторстве можно говорить в любом случае. Ее собственные темы сейчас тоже в работе, очень интересная для меня музыка получается, скоро покажем.

Закончила ли Молли работу над художественной кинокартиной, в которой вы должны были сняться в качестве одного из героев? Понравилась ли вам ваша роль?

Александр Костарев: Моя роль совсем небольшая, скорее это роль для моей бороды, а не для меня лично. Удовольствие от участия – конечно же! Сумасшедшая движуха, яркие личности со всех сторон... Водоворот: люди – проблемы и форсмажоры возникающие – тут же самозабвенно решаемые – и опять по кругу. События гораздо быстрее происходят, чем при записи музыки, это прекрасно и захватывающе.

Фильм еще снимается, не буду разглашать секреты, в которые и сам не посвящен.

На вашем юбилейном концерте художник Александр Коротич поведал историю о том, что он сделал обложку для вашего альбома. Но она вам жутко не понравилась, и вы, с его слов, предложили ему скатать ее в трубочку и засунуть куда подальше. Что было изображено на той обложке? Что с ней было не так? Для какого альбома она предназначалась? И кто в итоге сделал правильную обложку?

Александр Костарев: Не совсем так было.

Та встреча – еще конец семидесятых, и это был эскиз оформления сцены с драконами и вулканами. После этого Саша рисовал нам отличные стильные афиши (печатать их было невозможно тогда, делались картонные трафареты для краски в несколько цветов, такая подпольная типография).

А уже в нынешнее время он появляется на нашем концерте и рисует пачку картинок, которую предъявляет мне в качестве оформления альбома. От такого не отказываются!

Попадались ли вам тексты или стихи, на которые вам было бы интересно написать музыку? Или создание песенного репертуара вам в принципе неинтересно?

Александр Костарев: Конечно, попадаются стихи, которые просто напрашиваются, чтобы быть спетыми, и я с удовольствием написал бы на них музыку. Может быть, даже чисто вокальную музыку для нескольких голосов, совсем (или почти) без инструментов. Если руки дойдут. Все мои предыдущие попытки работы с вокалом закончились ничем.

Каким будет ваш следующий альбом? Над чем вы работаете?

Александр Костарев: Сейчас в работе на разных стадиях больше 30 композиций, некоторые – уже много лет. Долго делается, не получается быстрее, как бы не хотелось. Плюс Заппа, плюс десятки часов концертных многоканалок – спасибо Мише Гущину и Диме Стасюку, великолепным звукоинженерам, которые не позволяют нам играть просто в воздух, фактически все записывается.

По логике, следующим будет концертный альбом с выступлений 2013-2015 годов составом Верченов – Демьянова – Костарев – Морозова - Романика (бас – скрипка – гитара – клавиши - барабаны). Тот самый альбом, к которому Саша Коротич нарисовал обложку. Он собран и большей частью сведен. Сначала винил. Коротич настаивает, он любит винил.

Но предсказывать будущее – дурное занятие, все меняется быстро, новые записи могут появиться раньше, да и от падающих кирпичей трудно застраховаться...


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: