Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Сергей Вишняков: Сегодня удивить в гитарной музыке сложно


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 14 декабря 2018 г.

Сергей Вишняков – гитарист группы Мельница, которая является одной из самых успешных команд на отечественной фолк-роковой сцене. В 2017 году у музыканта вышел великолепный дебютный сольный альбом «Crazy spring».

Сергей Вишняков (Мельница)

Альбом «Crazy spring» (за исключением композиции «Outro») записан по формуле «один музыкант, один инструмент, никаких наложений». Это была изначальная задумка? Или это был вопрос доступных на тот момент времени ресурсов?

Сергей Вишняков: Мне показалось это интересным – сделать альбом из сольных пьес для акустической гитары. Сегодня удивить в гитарной музыке довольно сложно, поэтому был выбран путь наименьшего сопротивления – собрать все имеющиеся на тот момент гитарные пьесы и издать. Причём сделать это хотелось самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д.

Так и вышло – диск издан и напечатан полностью своими силами. В основном, продаётся на концертах Мельницы, но и во все доступные розничные магазины, благодаря нашему нынешнему директору Юрию Чернышевскому, был отправлен. Тираж практически распродан.

Почему на финальном треке решили использовать наложение?

Сергей Вишняков: Импровизация в ми-мажоре («Outro») была записана по просьбе фан-клуба Мельницы – им была нужна некая фоновая музыка для заставки для их видеороликов. Вроде как им она так и не пригодилась, поэтому я решил ее вставить в альбом. Мне кажется, она неплохо разряжает камерность акустики. Это чистой воды импровизация, сейчас я уже с ходу и не повторю эти партии.

Сольная гитара сыграна с помощью электросмычка (eBow). Долгое время эта тема играла на мельничных концертах после поклона группы.

В альбом вошли только семь инструментальных пьес. Другого материала в принципе не было? Или же он не согласовывался с задуманной концепцией альбома? Или на то, чтобы пьес было именно семь, есть совсем иные причины?

Сергей Вишняков: Да, другого, подходящего по концепции материала на тот момент не было. Мне лично нравится, что вышел именно EP-альбом. Позже я читал в комментариях, что людям хочется больше. На мой взгляд, это лучше, нежели они устают под конец от прослушивания пластинки.

На альбоме Мельницы «Химера» (2016) есть песня «Изольда», где в качестве авторов музыки указаны вы и Наталья О’Шей. А на альбоме «Crazy spring» есть композиция «To The Sun (Song For Leo)», автором которой указаны только вы. Но, по сути, это одна и та же мелодия. Что появилось раньше: инструментальная композиция или песня?

Сергей Вишняков: Конечно, инструментальная пьеса появилась раньше. И, кстати говоря, «Изольда» – это одна из первых песен, написанных в дуэте с Натальей. Подспудно я понимал, что шансов быть услышанной более широкой аудиторией у этой композиции больше, если она станет песней. И, хотя мне хотелось вставить ее в сольный альбом (что я все-таки впоследствии и сделал), я был очень рад, когда у Натальи получилось написать текст на эту мелодию. А потом мы уже вместе стали ее кроить, добавлять бриджи, менять форму и фразировку, так что это уже было, безусловно, коллективное творчество. Потом уже я практически полностью сделал аранжировку, написал струнный квартет. Продюсировали мы этот трек тоже совместно.

Сергей Вишняков (Мельница)

Каким будет ваш следующий сольный альбом? Когда он будет записан?

Сергей Вишняков: Честно говоря, ещё не думал об этом. Сейчас все идеи (и имеющиеся, и грядущие) будут уходить в Мельницу. А до этого они шли в альбом «Люцифераза» (2018), который полностью был сделан нами вдвоём с Натальей. Кстати, буквально на днях выходит deluxe-версия этой пластинки, где снова будет новый материал, live-треки с презентаций альбома в Москве и в Питере и три видеоклипа. Это все будет доступно в Apple Music. В других магазинах просто будет версия без видео. Но совершенно точно, что новый сольный альбом будет другой. Может, даже я решусь что-нибудь спеть.

Вы являетесь соавтором музыки к целому ряду песен Мельницы. Как построен творческий процесс в Мельнице?

Сергей Вишняков: Как правило, мы отталкиваемся от какой-либо музыкальной идеи, которую приношу я. Это может быть гитарный рифф, полностью сложенная канва песни, но без чёткой мелодии, практически готовая песня со своей мелодией (как это вышло, например, с «Тристаном»). И дальше мы начинаем работать с этой идеей, крутить её, переставлять местами части, решать, что хочется добавить, а что наоборот убрать. В общем, это очень увлекательно.

Ярким примером такого совместного творчества является песня «Обряд». Нам поступило предложение от продюсера попробовать себя в написании саундтрека для одного крутого кино, дали даже прочитать сценарий и высказали пожелания, какие события должны быть описаны в тексте. Мы, вдохновившись всем этим, отправились работать. В результате мной была предложена мелодия, которую можно услышать во вступлении, она же фактически стала мелодией куплета. Гармонию, которая была у меня изначально, можно услышать только на соло, где играют в унисон волынка, электросмычок и первая скрипка струнного квартета. В куплетах же Наталья предложила альтернативную гармонию, а также она предложила сделать восходящее движение в басу на припеве и собственно мелодию припева. Бридж мы тоже придумали вместе.

Что происходит с теми мелодиями или идеями, которые в конечном итоге не подошли для Мельницы?

Сергей Вишняков: Не сказать, что прямо много материала остаётся невостребованным. Но вообще, «демок» с различными идеями на жёстких дисках хранится много. Это значит, что либо их время не пришло, либо они не настолько хороши, чтобы ими заниматься.

До вас в Мельнице играли другие гитаристы. Например, Сергей Седых (IN FOLIO, Северо-Восток). Если вам требуется на концерте исполнить песни из репертуара, созданного до вас, слушаете ли вы оригинальные версии песен? Используете ли оригинальные партии и аранжировки или полностью переделываете их под себя?

Сергей Вишняков (Мельница)

Сергей Вишняков: Когда я пришёл в группу в 2010 году, я только и делал, что снимал чужие партии, в том числе и партии Сергея Седых, поскольку это как раз был период презентаций альбома «Дикие Травы», который он записывал, и альбом практически полностью присутствовал в программе концерта.

Оригинальный материал слушаю обязательно и пытаюсь его воспроизводить максимально близко к тексту. Но неизбежная адаптация под себя, под свои возможности тоже имеет место быть.

Другое дело, когда группа в старой уже записанной песне сама просит изменить аранжировку, хочет сделать ее потяжелее, поменять движение, звук и т.д. Тогда уже вместе сидим и решаем, что и как лучше сыграть. Процесс неостановимый.

В Мельнице регулярно происходит смена музыкантов. Они сами уходят? И вообще, Мельница – это полноценная группа или же это название аккомпанирующего состава Натальи О’Шей?

Сергей Вишняков: По-разному. Кто-то сам, с кем-то приходится расставаться по тем или иным причинам. Но вообще, за почти девять лет Мельницу покинуло только двое музыкантов, остальные изменения касались исключительно административно-технической группы. Мне не кажется, что это много.

Конечно, сегодня всё крутится вокруг фигуры Натальи, она – фронтвумен, лидер и основной автор песен. Но я бы не сказал, что Мельница – это исключительно аккомпанирующий состав. На мой взгляд, сегодня мы гораздо больше группа, чем были на момент моего прихода в коллектив. Сейчас у всех присутствует мотивация работать как можно лучше, так как пришло понимание, что все зависит только от нас. Мы стали больше внимания уделять звучанию группы, шоу и т.д. Сейчас у нас просто шикарная техническая команда, которой мы очень гордимся. Так что общий подъем присутствует.

Билл Грэхэм сказал: «Ты ничем не можешь поделиться с публикой на большой площадке». Что вы думаете на этот счет? Вам интересно играть в больших клубах и на стадионах?

Сергей Вишняков: Лично мне нравятся большие площадки. Последний концерт в Стадиуме, на мой взгляд, прошёл очень хорошо. Наконец, все наши технические задумки были реализованы правильно. И практически все слушатели отметили хороший звук в зале, что для нас очень важно.

Вообще, идеальная для нас площадка – это такой мини-стадион с танцпартером перед сценой и сидячими местами немного поодаль. Такая, например, есть в Воронеже. Это позволяет играть действительно рок-концерты. При этом я прекрасно понимаю людей, которые хотят слушать концерт, сидя в кресле. Мы с Алексеем Кожановым круглый год сами ходили на самый задний ряд Олимпийского, чтобы послушать Блэкмора, Осборна и Уотерса. Получали огромное удовольствие!

Вы используете целый ряд альтернативных гитарных строев. Какой из них используете чаще всего? Какой из них самый любимый?

Сергей Вишняков: Из действительно альтернативных всего один – это DADGAD. Остальные – модификация стандартного строя. Например, в песне «Кицунэ» гитары у нас настроены на полтона ниже. А в песне «Шей» – на целый тон.

Сергей Вишняков (Мельница)

А с DADGAD плотное знакомство произошло снова благодаря Хелависе. Мы готовили кельтскую программу с Владимиром Лазерсоном. И там DADGAD был необходим, чтобы аутентично сыграть все эти шотландские, валлийские и ирландские песни. Потом мы записали сингл «Рождественские песни», потом выпустили кельтский альбом «Новые ботинки», и там везде был DADGAD. И уже после начали применять этот строй для написания песен. В DADGADе, например, написаны «Война», «Тристан», «Обряд». Также он звучит в песнях «Прощай», «St. Exupery Blues», «Бес джиги», «Чёрный дрозд» и других.

Какая музыка, кроме рока и фолка вам интересна? Что вы слушаете?

Сергей Вишняков: Стараюсь слушать разную музыку. Например, из последних потрясений назову альбом Oxxxymiron «Горгород». Это очень цельная и крутая работа.

После прочтения книги Ника Мэйсона неизбежно произошло переслушивание всего Pink Floyd, включая также их первый альбом с Сидом Барретом.

После концерта Джека Уайта на репите хит Raconteurs «Steady, As She Goes». Друг из Австралии кинул последний Godsmack – очень понравился. Конечно, вечно молодой Пол Маккартни с «Египетской станцией» присутствует. Обязательно БГ – «Время N» и «Соль». В общем, продолжать можно бесконечно!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: