Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Сергей Седых: Индивидуальность изначально есть у всех


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 23 ноября 2018 г.

Сергей Седых – гитарист, композитор, педагог, а также главная движущая сила сразу двух музыкальных коллективов: In Folio и Северо-Восток. Предыдущее интервью Guitar.ru с этим замечательным музыкантом состоялось в 2002 году.

Сергей Седых (Северо-Запад, In Folio)

Первая инструментальная композиция под названием «I Know» появилась на втором песенном англоязычном альбоме группы In Folio «In Folio Two» (1996). Тогда вы уже знали, что следующий альбом будет полностью бессловесным? Или переход к инструментальной музыке – это стечение обстоятельств?

Сергей Седых: О, нет, даже представить себе не мог. Насколько я помню, планов таких на тот момент не было. Для самовыражения мне вполне хватало тогдашнего формата In Folio с огромным количеством сольных гитарных партий. Конечно, в этом формате уже были предпосылки перехода к чистому инструментализму, но нужен был какой-то импульс.

И вот в какой-то момент нам пришлось отыграть фестивальный сет втроём, без вокалиста. В запасе была пара инструментальных пьес, а ещё несколько песен, в которых я сыграл вокальные партии на гитаре. Ну, понятное дело, с вариациями. Удивительно, но это выступление понравилось и слушателям, и нам самим. После этого мы всё чаще выступали с инструментальными концертами. А тут ещё сыграло свою роль моё погружение в среду тогдашнего нового джаза, в том числе, замешанного на world music. В то время я сотрудничал с этно-джазовой певицей Сайнхо Намчылак, с перкуссионистом Михаилом Жуковым, с авангардным композитором и трубачом Андреем Соловьёвым. Всё это не рядовые музыканты, а заметные фигуры европейского нового джаза, и они здорово повлияли на моё музыкальное мировоззрение.

Понятно, что мне стало тесновато в рамках рока, пускай и достаточно развитого. Так что переход к инструментальному звучанию – это да, стечение обстоятельств, но, похоже, к этому всё шло, хотя осознанно и не планировалось. Так всё и пришло к «Переменной облачности», к нашему первому инструментальному альбому.

Когда «просыпалась» группа In Folio, то в этот момент обычно «засыпала» группа Северо-Восток. И наоборот. Какой из проектов – песенный или инструментальный в настоящий момент в активной фазе? Над чем вы работаете? Какое событие или знак является причиной, обуславливающей смену активности инструментального и песенного форматов? Как это происходит?

Сергей Седых: Да, действительно, долгое время так и было. Я надолго забросил инструменталы. Как-то не тянуло особенно, в значительной степени из-за невостребованности – во всяком случае, так мне казалось. А движения хватало и с Северо-Востоком. Но потом на лейбле Art-Beat захотели переиздать альбом «Переменная облачность», что мотивировало возобновить эту деятельность.

А вообще, непросто заниматься двумя полновесными направлениями одновременно. Неизбежно акцент смещается то на одно, то на другое. Сейчас попеременно стараюсь заниматься и тем, и другим. Заканчиваю работу над третьим инструментальным альбомом и сразу примусь за четвёртый, материала уже набралось достаточно.

Когда вы работаете над новой вещью, знаете ли вы сразу, что из этого в итоге получиться – песня или инструментальная композиция? Что сочинить легче: песню или музыку без слов?

Сергей Седых: Иногда бывает сразу ясно, чем должна стать новая мелодия, а иногда нет. Для меня изначально появляется музыка, в этом смысле с ней проще. Но идея, музыкальная тема, настроение – это одно, а законченное произведение – другое. Это работа, наверное, даже рутина, хоть и творческая. С песнями сложнее в том смысле, что ещё и тексты нужно сочинять. Мне это даётся непросто, тем более что сначала появляется музыка, и слова складываются не сами по себе, а уже на заданную мелодию и с соответствующим настроением.

Одна из самых красивых и необычных ваших композиций – инструментальная пьеса «Ятаган» с альбома «Свобода» (2015). Какова история написания этой вещи?

Сергей Седых: Даже не знаю, что сказать – никакой истории. Я даже не могу припомнить того момента, когда и как это сложилось. Но, кажется, всё началось со специфического сочетания нестандартного ритма и двух аккордов с размытой функцией. Сначала появилось ритмико-гармоническое пространство, которое задаёт настроение, а потом оно заполняется мелодическим контентом. Это, как джазовая импровизация. Да, по сути, это и есть джаз – в какой-то момент импровизационные находки фиксируются, но ощущение свободы остаётся. Пожалуй, большую часть музыки я так и сочиняю.

Некоторые из ваших произведений имеют «параллельную» жизнь. Например, упомянутая ранее композиция «I Know» почти через двадцать лет стала песней «Я знаю» на альбоме «Предчувствие» (2015) группы «Северо-Восток». Похожая история произошла с «Jemmie», которая изначально была бессловесной (промо-версия альбома «Свобода», 2005), а затем обрела текст и стала песней «Ты меня оставил, Джеми» (альбом «Открытый берег», 2008). Означает ли это, что исходный вариант не позволил раскрыть потенциал сочиненной вещи, и ей было необходимо дать «новую жизнь»? Или причина в чем-то другом?

Сергей Седых: Да я бы не стал искать здесь каких-то особых причин. Про пьесу «I Know» я часто слышал, что неплохо бы сделать её песней. Я подумал, а почему бы и не сделать? С «Джеми» и вовсе забавно – просто попался текст, который ложился на эту мелодию. А раз так, то почему нет?

Любую песню можно сделать инструменталом и на любой инструментал можно положить текст. Было бы желание. Первоначальной идее можно придать любую форму. Чем и занимаются музыканты по всему миру – кавера, переработки, джазовые стандарты. А мотивация неважна – творческая или коммерческая. Иногда они переплетены. Наверное, у большинства песен и просто мелодий есть огромный потенциал для переосмысления.

У вас свой собственный, легко узнаваемый гитарный звук. Как долго Вы искали свой «гитарный голос»?

Сергей Седых: Я не думаю, что у меня какой-то особенный узнаваемый звук, просто играю и всё. Конечно, поиск своего звука всегда был и есть. Я не отношусь к этому процессу, как к чему-то сакральному и не пытаюсь сделать что-то оригинальное, узнаваемое и т.п. Есть музыка, я её передаю так, как мне слышится. Поиск звука для меня – это максимальное приближение к «гитарному голосу», который внутри меня, к нему я с переменным успехом приближаюсь. А если учесть, что он сам изменяется со временем, то процесс обречён быть бесконечным.

Из чего, на ваш взгляд, складывается индивидуальность гитариста, если попытаться разложить ее на составляющие элементы? На что слушатель, сам не зная того, сразу обращает внимание?

Сергей Седых: Индивидуальность изначально есть у всех. Задача скорее не в том, чтобы её как-то найти, а в том, чтобы её не терять уже в самом начале пути. Ну, посмотрите все эти ролики на ютюбе и послушайте записи сотен групп – такое ощущение, что гитаристы тратят все свои способности на то, чтоб звучать «правильно», а в итоге выходит безлико.

Мне кажется, что это издержки роста – долгое время человек овладевает инструментом и незаметно средство превращается в цель. Вместо того, чтобы прозвучать «вкусно» в контексте произведения, музыкант начинает видеть «вкусность» в том, чтобы сыграть «по фирме», то есть не быть собой, а подражать кому-то из кумиров, как бы он предположительно здесь сыграл... Бред какой-то. Он бы может и не стал вовсе эту песню играть. Ну какая тут индивидуальность? То есть, конечно, пытаясь кому-то подражать и не обладая для этого достаточным умением, вполне можно случайно набрести на что-то собственное.

Я думаю, почти в большинстве случаев так и приходят к индивидуальности. Тут может сыграть некоторая доля раскованности (или разгильдяйства?). Перфекционист, упёршийся в подражательство, скорее всего, индивидуально не зазвучит.

Отличается ли чем-то принципиальным импровизация в рок-музыке от импровизации в блюзе или джазе? Правила те же или это совсем разные галактики?

Сергей Седых: Импровизация – это частично спонтанное создание музыкального образа. Думаю, в этих словах всё. А рок или джаз – это набор стилистических приёмов. Опять же, какая задача у импровизации – небольшое заполнение или концептуальное произведение внутри произведения – технология построения отличается гораздо больше, чем это расплывчатое разделение между джазом и роком. Да, внутри джаза и рока в наше время стили и течения различаются космически. И всё это разные галактики, но построенные на одних фундаментальных принципах. Кстати, в некоторых течениях джаза, как и рока, импровизации просто нет места.

Любого ли музыканта можно научить импровизировать? Или же навык спонтанного сочинения музыки изначально должен присутствовать в исполнителе, а дальше его можно только развить?

Сергей Седых: Навыку импровизации можно обучить, как и любому ремеслу. А насколько интересны будут потом импровизации, тут уж по таланту... Это как научить человека печатать на клавиатуре. Один может делать это более ловко и быстро, другой медленнее, не так уверенно. Но это напрямую никак не связано с содержимым вводимого текста. У одного хорошая техника, но в голове пусто, у другого полно художественного воображения, но не хватает техники. Конечно, любой талант можно взлелеять, но этим надо заниматься, это работа.

Как, на ваш взгляд, изменилась инструментальная гитарная сцена в последнее время? Легче ли в настоящий момент такой музыке найти своего слушателя? Или же инструментальная гитарная музыка – это то, что слушают в основном музыканты, ну и немного остальные слушатели с необычными звуковыми предпочтениями?

Сергей Седых: Мне не хватает кругозора, компетентности, чтобы сколько-нибудь авторитетно ответить на этот вопрос. В мире подавляющее количество музыкальной информации, и в ней ничего не стоит затеряться чему-то действительно интересному.

Тут ещё такое дело – что-то действительно новое, глубокое и интересное распознаётся вовсе не при первом прослушивании. В это надо «въехать», на это нужно желание и умение переключить мозг со штампованного восприятия. Это явно не тренд нашего времени. А то, что не цепляет сразу, с первого прослушивания, скорее всего, обречено. Цепляет что-то яркое, очевидное на поверхности, часто не музыкальное по сути, а имиджевое. Ну, посмотрите интернет – все на одно лицо, главное сыграть побыстрее, а внимание привлекает какая-нибудь немузыкальная деталь – риффы Пантеры в исполнении девочки с аппетитным вырезом или шестилетний ребёнок с соляком от кого-то из кумиров. Это, конечно, мило, но к музыке отношения не имеет. А что-то интересное пройдёт незамеченным, потому что услышать что-то новое гораздо сложнее, чем увидеть что-то броское.

Несколько раз бывал на концертах, где исполнялся инструментальный репертуар группы In Folio. И каждый раз после этих концертов оставалось одно и то же чувство – музыка фантастически классная, но группа играет ее уж очень осторожно, боится «вылететь». И порой все же «вылетает». На дисках все звучит значительно слаженней и мощнее. Тяжело разучить вашу музыку или все дело в банальном количестве репетиций?

Сергей Седых: Да всё весьма банально – обычно первые два-три концерта гастрольного тура полны всяких скрытых, а то и явных «косяков». А тут концерты происходят от случая к случаю. Просто не хватает наигранности. Инструментальная музыка, претендующая на серьёзность, довольно специфическая область концертной деятельности. Она трудоёмка и относится скорее к области культуры, а не шоу-бизнеса, а потому менее продаваема. А чем реже выступаешь, тем труднее играть, особенно такую достаточно непростую музыку. Так что дело не в количестве репетиций, а в количестве выступлений.

Первого августа 2016 года вы приняли участие в концерте Apocalyptica и Стива Вая в Зеленом театре (Москва, ВДНХ), где в составе многочисленного отряда из виолончелистов и гитаристов сыграли «Kashmir» из репертуара группы Led Zeppelin, а также «Flash Mob» Вая. Чья была идея собрать несколько десятков музыкантов на одной сцене? Кто выбрал композиции для исполнения? Удалось ли вам в тот раз на репетициях или саунд-чеке поиграть с финнами или Ваем что-то еще, другую музыку?

Сергей Седых: Идея провести такую акцию принадлежала Андрею Клюкину, тому самому, который в нулевые годы был генеральным продюсером «Нашествия», а сейчас организует «Дикую мяту». Это продюсерская работа – взять идею, наметить конкретные шаги и организовать команду на выполнение этих шагов. Решалось большое количество вопросов, начиная от согласования гастрольных графиков приглашённых звёзд, песен для совместного исполнения и заканчивая такими, казалось бы, мелочами, как согласованный и упорядоченный выход на сцену 90 человек в течение минуты, да так, чтобы это не превратилось в нашествие Мамая. Да там много всего... Это огромная работа.

Меня привлекли в качестве одного из двух гитарных кураторов (вторым был Кирилл Сафонов). Наша область ответственности включала в себя отбор участников, их подготовка и руководство на месте. Мы как раз примерно поделили сцену пополам, это было вполне разумно. В конце репетиции Стив поинтересовался, не хотим ли мы немножко поджемовать, тогда мы задержались и разок прогнали ту часть, где предстояло солировать, договорились, кто и где играет, когда выходит вперёд и всё такое. В первом часу ночи на какое-то другое совместное музицирование не было уже ни сил, ни времени.

Расскажите о сотрудничестве с группой Мельница и записи альбома «Дикие травы» (2009). Вы были обычным сессионным музыкантом или же были вовлечены в творческий процесс? Участвовали ли вы в концертах «Мельницы» в поддержку данного материала?

Сергей Седых: С Мельницей получилось так – меня пригласили записать в паре песен электрогитару. До того момента в группе использовались только акустические гитары, так что я был осторожно приглашён, чтобы опробовать новое для группы звучание. В процессе работы над альбомом я довольно глубоко втянулся, и в результате записал все гитарные партии. А потом меня позвали поиграть на презентации этого альбома в Олимпийском. Потом в Киеве, потом в Питере... и так «со всеми остановками».

В конце концов я отъездил с группой больше года, не будучи официально в составе, и за всё это время пропустил только один концерт. Но тогда я был с байдаркой на Кольском полуострове, а это святое. Так что больше года я играл в Мельнице, но это было перманентно длящееся приглашение на одно выступление.

В составе группы Северо-Восток довольно часто меняются вокалистки. Они сами уходят? Или это вы решаете, что пришло время искать новую певицу? Кто нынешняя вокалистка группы Северо-Восток?

Сергей Седых: У меня много музыкальных интересов, приходится разбрасываться. Из-за этого Северо-Восток не ведёт такой активной деятельности, как, наверное, хотелось бы, а в таких случаях нелегко удерживать состав, особенно солисток, которым нужен какой-то выход их творческой энергии. Ну и не все справляются с материалом, непросто это.

Сейчас у нас очень хорошая певица, Саша Есакова, скоро плотно займёмся новым альбомом. Правда, сначала надо закрыть предыдущие работы – инструментальные альбомы, и альбом с проектом «Летопись» (авторские песни Милы Кириевской в моих обработках). И тогда можно сделать очередной рывок с Северо-Востоком.

А в общем, мы уже начали, и кое-что записали... С одной стороны, досадно, что все проекты приходится ставить в очередь, и не успеваешь довести до конца одно, а уже подпирает следующее, это давит. А с другой стороны, это, наверное, лучше, чем сидеть и ждать идей в пустоте, чем бы заняться. Вот как-то так.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: