Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Александр Корпусов: Нужно всегда помнить, ради чего ты взялся за гитару


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 22 июля 2018 г.

Гитарист Александр Корпусов, он же «Zyggie», реализует свои смелые и абсолютно бескомпромиссные музыкальные идеи в рамках инструментального проекта Cybertoyz. Под «шапкой» данного проекта вышли два очень достойных студийных альбома: «Chaos Theory» (2009) и «Undo.Exit» (2014), а также сингл «No Script» (2018). Кроме того, музыкант активно задействован в сессионной работе, а также в различных кавер-группах.

Александр Корпусов

Когда вы решили, что станете музыкантом? Какое событие повлияло на это решение?

Александр Корпусов: Думаю, что решение стать музыкантом и играть в группе осознанно пришло впервые лет в 14-15. У нас была школьная группа, которая просуществовала ровно две репетиции. В конце второй репетиции мы по неопытности спалили пару усилителей, на том всё и закончилось. После этого директор и завуч нам популярно разъяснили, что они думают о степени нашей одарённости и уровне владения музыкальными инструментами, и вообще «у вас экзамены на носу, ты лабораторную по физике когда сдавать собираешься?» Друзья очень быстро потеряли интерес к музицированию, а потом и к музыке вообще, но для меня это были минуты какого-то сумасшедшего блаженства – ты играешь здесь и сейчас какие-то там песни, причём свои. Да, именно свои, вот так, сразу! Прямо как рок-звезда! Сейчас смешно, конечно. Но именно тогда мне и подумалось, что быть музыкантом – это круто и интересно.

На какой музыке вы росли? И что слушаете сейчас?

Александр Корпусов: Пожалуй, можно сказать, что я вырос на музыке Led Zeppelin. Гениальная группа, гениальные песни. Играли криво-косо? Да и ладно. Они были первопроходцами, и переоценить их влияние на современную музыку невозможно.

Помимо Led Zeppelin также считаю своими «учителями» Rush, Emerson Lake & Palmer, Queen, The Police.

Поворотный момент в моём музыкальном мировоззрении – знакомство с «Passion And Warfare» Стива Вая, а позже и с «The Extremist» Джо Сатриани. Я вдруг понял, что гитарная инструментальная музыка может быть очень «песенной», а не только пилорамно-запильной. Ну и потом какое-то время увлекался джазом и фьюжном, современным блюзом, много слушал Джона Скофилда, Фрэнка Гамбале, Роббена Форда, Стиви Рэй Воэна, Криса Дуарте. В общем, самый обычный набор для гитариста.

Окончательный перелом в сознании произошёл, когда в руки мне попался альбом Джеффа Бека «Who Else!» и шедевральная, по моему мнению, работа персонажа по имени Buckethead «Monsters And Robots». Я и не подозревал, что можно настолько свободно и с таким вкусом обращаться с формой, жанрами, аранжировкой. Меня заинтересовала та адская смесь электроники, рока, временами даже авангарда, которая присутствовала в музыке этих монстров. После этого я просто погрузился в изучение электронной музыки от Kraftwerk, Isao Tomita, Depeche Mode до The Prodigy, Front Line Assembly, The Young Gods.

Сейчас слушаю, можно сказать, всё подряд. По данным моего профиля на last.fm, мой Top 5 за последние три месяца – Jeff Beck, Buckethead, Jeremy Soule, Rush, Aphex Twin. Вот такой винегрет.

Интересно ли вам играть в кавер-группах? Или это просто обычная рутинная работа, такая же, как и у остальных людей?

Александр Корпусов: Для меня это именно рутинная работа, да. На определённом этапе это полезный опыт для любого музыканта. Просто очень важно вовремя выбраться из этого болота, так как слишком долгое нахождение в этой клубно-ресторанной среде рано или поздно ведёт к деградации. Никого не хочу обидеть, но ведь подавляющее большинство кавер-групп играют один и тот же репертуар, одни и те же песни, разнится только уровень исполнения. Разумеется, наверняка есть интересные кавер-проекты, которые творчески подходят к исходному материалу, но мне таких пока не попадалось.

Допустимы ли при исполнении кавер-версий в рок-музыке различные вольности и отклонения от оригинала?

Александр Корпусов: Мне кажется допустимы. По крайней мере, я всегда старался как-то развить и, по возможности, обогатить оригинал какими-то побочными темами, звуками, партиями. Какой смысл играть «в ноль»? Ведь в этом случае кавер будет на 100% уступать оригиналу, разве нет?

Мы с друзьями в рамках трибьюта Deep Purple и Rainbow записали несколько каверов («Wolf To The Moon», «Burn», «I Surrender»), которые в основном были выдержаны, что называется, близко к тексту. Тем не менее, при записи гитарных партий я не ограничивал себя ни в чём – ни в аккомпанементе, ни тем более в импровизациях. На мой взгляд, получилось неплохо, хотя всегда найдутся меломаны, которые скажут «а здесь сыграно не так, звук не похож, как так можно издеваться над Блэкмором, лучше я послушаю оригинал» и т.д. Не проблема – конечно, можно послушать оригинал, он и останется оригиналом, в конце концов его записывали сами авторы, которые закладывали в эти песни свои мысли, эмоции. Мы не стараемся улучшить эту музыку (оно и не получится), мы просто играем её по-другому.

Александр Корпусов

В рамках проекта Cybertoyz у вас вышло два инструментальных альбома. Исполняется ли этот репертуар «вживую» на концертах?

Александр Корпусов: Нет, «живьём» с этим материалом я не выступаю. Несколько лет назад я собрал коллектив единомышленников, с которым мы отыграли один концерт. Основу репертуара составляла музыка из первого альбома плюс пара вещей Джеффа Бека. Результат меня порадовал – для первого концерта мы отыграли вполне прилично. Однако дальнейших предложений выступить ещё где-нибудь не поступало; я начал записывать второй альбом, и в конечном итоге история «живых» выступлений Cybertoyz на этом пока что закончена. Тем более, что новый материал оказался «неподъёмным» для группы из трёх музыкантов, пришлось бы расширять состав, приглашать второго гитариста, клавишника. Поиски новых музыкантов мне были неинтересны также, как и выступления сольно под минус, а таких предложений было действительно много. Поэтому пока что Cybertoyz – это сугубо студийный проект.

Между выходами альбомов «Chaos Theory» и «Undo.Exit» прошло пять лет. Чем была обусловлена столь продолжительная пауза? Не было настроения, идей? Или на то были другие причины?

Александр Корпусов: Самая главная причина – отсутствие времени. Я понимал, что дебютный альбом в целом получился удачным, и что нужно продолжать в том же духе. Но обстоятельства складывались немного не так, как хотелось. На тот момент, остро стоял вопрос элементарного зарабатывания денег. Было много гастролей со «звездой», сессионных работ, некоторое время я был занят в нескольких коллективах одновременно, в общем, было не до креатива.

Позже мне начали приходить письма от заинтересованных слушателей – типа, куда пропал, когда следующий альбом. Вот тогда мне подумалось, что, кажется, пауза как-то и правда затянулась, сколько же можно играть чужую музыку только заработка ради… Да и не в деньгах счастье, как говорится. Ну и как выяснилось, идеи никуда не пропали, желание сочинять осталось. Результат – альбом «Undo.Exit».

Музыка Cybertoyz жесткая, ритмичная, порой трагичная по атмосфере, но при этом – достаточно мелодичная. Что появляется изначально: мелодия или рифф? Или первый возникает ритм? Как вы сочиняете?

Александр Корпусов: Как правило, всё начинается с какого-либо барабанного рисунка. Некоторое время я импровизирую под него, пока не найдётся какой-нибудь интересный рифф или просто фраза – то, вокруг чего можно будет построить основу композиции. Как только этот рифф найден, я для себя определяю, какой характер будет у нового произведения, какое настроение, атмосфера. Только после этого уже выстраивается гармоническая и мелодическая основа, а дальше уже начинается долгий и нудный процесс аранжировки. Реже бывают ситуации, когда сначала сочиняется мелодия; например, трек «i:Romance» был написан именно так.

Насчёт жёсткости и ритмичности музыки – я всегда придавал огромное значение ритмической составляющей. Композиция просто обязана «качать», если это только не какой-нибудь дарк-эмбиент. Нет «кача» – нет музыки, даже если ты запилишь виртуознейшее соло. Полно примеров, когда ты слышишь интересную гитарную работу, но из-за аранжировочных ошибок в ритм-секции песня оставляет ощущение корявости и какой-то неряшливости.

Что же до трагичности в настроении – ну… да, наверное, есть такое. В конце концов, каждый слушатель воспринимает звуковую информацию индивидуально. Один мой знакомый сказал, что трек «Battery Operated, pt 2» создаёт атмосферу хаоса в воспалённом сознании и ощущение холодного липкого пота (вот как!) Я не спорю. Музыка Cybertoyz с первого же альбома несла в себе атмосферу диссонанса, напряжённости, беспокойства, да и агрессии тоже.

Отдельно хотел спросить про композицию под названием «Bleed Your God» (альбом «Undo.Exit»). Она совсем не похожа на остальные композиции, написанные для проекта Cybertoyz. По сути – это плачь. Какую идею вы пытались донести до слушателя?

Александр Корпусов: «Bleed Your God», так же, как и несколько других похожих пьес, это экспромт, сочинённый и записанный за какие-то полчаса. То же касается треков «A Handful Of Stars», «Static», недавно опубликованного «A Cold Winter’s Tale». Все эти композиции написаны под впечатлением какого-либо события, или фильма, или просто настроения. В них я стараюсь оставить самый первый дубль, чтобы максимально сохранить и передать ту эмоциональную атмосферу, если угодно бурю, которую на тот момент испытывал.

«A Handful Of Stars» – космос, чёрное небо, звёзды, до которых, кажется, можно дотянуться рукой, собрать в ладони, а потом рассыпать вокруг. «Static» – радиохаос, приправленный большой долей истерии, «A Cold Winter’s Tale» – бесконечная печаль. Для меня это образы в чистом виде.

Что касается «Bleed Your God». Трек записан под впечатлением от просмотра фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Смотрел раз в третий-четвёртый, и считаю этот фильм самой сильной работой Гибсона. Мы теряем веру. Странно слышать подобное от человека, который не придерживается никаких религиозных течений, но всё же. В данном случае понятие «вера» для меня имеет самый широкий смысл. Вера в то, что люди – это не только часть биологической массы планеты Земля, что у нас есть то, что отличает нас от других видов, – сострадание, гуманизм. Эти понятия вечны и незыблемы. Тем не менее, сейчас это всё начинает подменяться какими-то странными понятиями, разум заменяется инстинктом, искренность – лицемерием, гуманизм – равнодушием и какой-то бессмысленной звериной жестокостью. Наша вера истекает кровью, и это нас разрушает. Этот трек именно об этом.

Оба альбома Cybertoyz имеют необычные, хорошо запоминающиеся обложки. Кто был автором идей для их оформления?

Александр Корпусов: Обложку к «Chaos Theory» делал австриец Wilhelm Steiner (он же deaddreamer), к «Undo. Exit» питерский художник Даниил Вяткин, люди очень талантливые, я просто безумно рад, что мою музыку иллюстрируют именно их работы.

Я никак не вмешивался в создание дизайна. Когда Вильгельм поинтересовался, что бы я хотел увидеть на обложке, я ему в ответ написал, что бы я НЕ хотел увидеть: “no guitars, no drums, no musical instruments at all, also no bears, no vodkas, no balalaikas”. Как мне показалось, он понял мой юмор, и довольно быстро сделал окончательный вариант.

Когда мы заканчивали работу над вторым альбомом, я связался с Даниилом. До этого видел несколько его работ, которые меня просто восхитили, и он мне прислал несколько карандашных скетчей, которые отражали название альбома. Я выбрал именно этот вариант – «взрыв мозга», через некоторое время он мне прислал уже законченный рисунок. Точнее, пожалуй, даже картину. Было немного неожиданно, но в конечном итоге я решил остановиться именно на этом варианте. Был ещё другой вариант, выполненный другим дизайнером.

Альбомы вышли только в цифровом формате. Почему решили не издавать их на физических носителях?

Александр Корпусов: Скажем так – я не нашёл заинтересованных лейблов, чтобы издать это на CD. К моему огромному сожалению, в России этой музыкой не заинтересовался ни один лейбл вообще и никак. А ведь изначально я ставил себе цель найти издателя именно в России.

Позже из Европы пришло несколько предложений, в частности, от Musea и Century, но условия были слишком уж кабальные. Немецкий лейбл Power Prog предложил релиз в цифровом формате на вполне приемлемых условиях, и я решил остановиться на нём.

Где еще можно услышать вашу гитару помимо альбомов проекта Cybertoyz?

Александр Корпусов: Помимо Cybertoyz я принимаю участие в некоторых трибьют-проектах, например, The Bohemians – трибьют Queen. Иногда меня приглашают отыграть концерт-другой с официальным российским трибьютом ABBA. Я, кстати, большой фанат классического диско 70-х. Последние года два довольно плодотворно сотрудничаю с солистом Театра Александра Градского – Андреем Лефлером, именно с ним в составе группы Raiden мы записали уже упомянутые кавер-версии классических песен Deep Purple и Rainbow. Сейчас с ним же записываем несколько его авторских композиций.

Что касается сессионной работы, как в качестве гитариста, так и в качестве аранжировщика, признаться честно, редко интересуюсь, для какого именно артиста я пишу гитару или программирую клавишные партии. Иногда друзья и знакомые спрашивают – вот, типа, по радио услышал песню, соло случайно не ты играл? Обычно отшучиваюсь, говорю, что если соло хорошее – значит, я.

В мае месяце вы выпустили цифровой сингл «No Script», куда вошли две новые инструментальные композиции: собственно «No Script» и «Shifting The Clouds». Как долго шла работа над этими композициями? Сингл предвестник нового полноформатного альбома? Или об этом пока рано говорить?

Александр Корпусов: По большому счёту, это старый материал. Основная гитарно-клавишная фраза в треке «No Script» была задумана ещё в процессе работы над «Undo. Exit», даже была идея включить этот трек в альбом. Позже я всё же решил, что лучше этого не делать, а опубликовать его спустя какое-то время отдельно. Потом я вообще забыл про этот набросок, он пролежал на хард-диске года три, пока я случайно на него не наткнулся. Переделал полностью риффы, заново переписал импровизацию, прописал эффекты, добавил голос Моргана Фримена из его знаменитого обращения к американскому народу. Кстати, название трека взято из его же фразы: “… and this is no movie script”. И композиция зазвучала совсем по-другому, это уже можно было показать слушателю. Но повторюсь, для меня это морально устаревший материал, не думаю, что он войдёт в новый альбом.

«Shifting The Clouds» – относительно новый трек, и именно в этом направлении мне хотелось бы двигаться дальше, уже записано несколько тем и просто набросков. Хочется больше воздуха и пространства в музыке, больше света. Электронно-гитарный декаданс лично мне уже порядком поднадоел.

Часто от гитаристов, исполняющих инструментальную музыку, можно услышать, что такая музыка никому не нужна. И тем не менее, музыканты продолжают сочинять, записывать, исполнять ее. Что вы думаете по этому поводу? У гитарной инструментальной музыки есть будущее?

Александр Корпусов: По моему глубокому убеждению, если музыка сделана по-настоящему талантливо и профессионально, она найдёт своего слушателя. И тут уже без разницы, это вокальная музыка или инструментальная. Нужно всегда помнить, ради чего ты взялся за гитару. Если сочинённая тобой гитарная композиция состоит сплошь из скоростных атональных пассажей, но без хоть сколько-нибудь читаемой мелодической линии, то в лучшем случае это заценят только близкие и друзья. А у автора появится повод обречённо говорить о том, что его музыку никто не понимает, в социальных сетях стоит полтора лайка, и что гитарная инструментальная музыка никому не нужна.

На самом деле, классная песня или инструментальная композиция – это как хороший рассказ. Хочешь, чтобы тебя услышали? Расскажи историю. Хочешь, чтобы тебя захотели услышать ещё раз? Расскажи историю талантливо. Кстати, желательно, чтобы и сюжет тоже был интересен. Если моя аналогия с литературой не совсем понятна, поясню на примере альбома Джо Сатриани «Surfing With The Alien». В сущности, этот альбом есть не что иное, как несколько коротких рассказов, преподнесённых увлекательно, виртуозно, и в то же время изысканно. И я что-то не припомню, чтобы где-нибудь в интервью старик Сатриани жаловался бы на отсутствие интереса к гитарной музыке. Будущее у этой музыки есть. Просто всегда нужно помнить, что помимо прокачанного скилла, необходимы ещё талант, вкус, профессиональные знания и навыки. И желание быть услышанным.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: