Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Стив Хоу: Спешите делать добро


      Автор: Анил Прасад
      Перевод: Олег Павлов
      Дата публикации: 02 марта 2004 г.

В наши бурные времена искусство, являющее собой проявления человеческой доброты, по-прежнему остается востребованным. Эта мысль стала лейтмотивом нового альбома гитариста Стива Хоу (Steve Howе), который называется «Skyline». «Как правило, люди добры по отношению друг к другу, но не всегда это так. Я думаю, это происходит оттого, что нам далеко не всегда удается достигнуть всего того, что было намечено», - говорит Хоу, - «Музыка «Skyline» предлагает в качестве решения маленькие акты человеческой доброты. Когда вы делаете что-то для другого, помогаете кому-то, даете совет, утешаете, ободряете кого-то, следующим физическим действием будет протянуть руку. Вы физически что-то делаете для другого человека, даже если помощь ограничивается сочувствием. Это может быть похлопывание по плечу, крепкое объятие или любое другое проявление любви. Так родители проявляют свою любовь к детям. Я хотел, чтобы музыка выражала эти идеи. Я верю в то, что музыка должна быть прекрасной. Я хотел постараться нарисовать прекрасные звуки своей музыкой и создать чувство покоя для слушателя. Я уверен, что музыка должна нести добрые чувства». «Skyline» – самый медитативный на сегодняшний день альбом Стива Хоу. В работе также принимал участие клавишник и перкуссионист Пол Сатин (Paul Sutin). Этот диск – мелодичное, амбиентное творение с вкраплениями прогрессив-рока, классики и джаза. «Мой новый альбом – это отправная точка для движения в новом направлении, новое перемещение»,- говорит Хоу, - «Раньше я не записывал таких пластинок. В основном, мои записи насыщены «гитаризмами», мощной игрой, которой вторят и остальные музыканты на этих пластинках. Но большинство записей, которые я люблю, очень спокойные. Не то, чтобы я создал сейчас новую музыку, просто я хотел, чтобы её содержание было наполнено спокойствием и расслаблением, чтобы она наполняла слушателей радостью». Еще одна последняя пластинка Хоу «Masterpiece Guitars» также наполнена особым смыслом. В дуэте с джаз-гитаристом Мартином Тейлором (Martin Taylor) они продемонстрировали музыкальные возможности более 60 гитар из коллекции недавно скончавшегося Скотта Чинери (Scott Chinery). Чинери был страстным коллекционером редких и старинных американских гитар, собравшим более 1000 инструментов. Чтобы выполнить свою задачу, дуэт выбрал для записи джазовые стандарты типа «Moon River» и «Blue Bossa», добавив к ним несколько динамичных собственных сочинений. Естественно, Хоу более известен в качестве лидер-гитариста группы Yes. На протяжении четырех десятилетий он с небольшими перерывами служил общим интересам. Хоу прошел вместе с группой головокружительные взлеты и сокрушительные падения – от переполненных стадионов и мультиплатиновых вершин в 70-х до нескончаемых изменений состава и политических интриг в конце 80-х и в 90-е годы. Сейчас группа играет в своем классическом составе - Хоу вместе с Йоном АНдерсоном (Jon Anderson), Крисом Сквайером (Chris Squire), Риком Уэйкманом (Rick Wakeman) и Аланом Уайтом (Alan White). Специально для Innerviews Хоу раскрывает подробности создания «Skyline» и «Masterpiece Guitars», и по ходу дела вспоминает некоторые подробности из жизни Yes.

Стив Хоу Можно ли считать «Skyline» программным заявлением о беспокойном времени, в которое мы живём?

Моё мнение по поводу личной ответственности творческого человека подчас расходится с другими музыкантами. Я не считаю себя обязанным делать заявления типа: «О, это ужасно!» или «Эти люди плохие, а эти люди хорошие». В самом деле, кто я такой, чтобы так говорить? И кто эти люди, которые всё знают и могут говорить другим кто прав и кто виноват? Если бы всё было так ясно, всё было бы очень просто. Мы бы просто говорили: «У нас есть дилемма выбора между белым и черным». Но нет, таким образом невозможно расценить события 11 сентября. И это понимание наступило гораздо раньше. И в этом нет ничего плохого. И после 11 сентября будет существовать искусство, которое станет не столько реагировать на эти события, а скорее являться предзнаменованием их. Может это напомнит кому-то, что без надежды на мир, не так много надежд может состояться в этом мире. Мир крайне важен для будущего.

Я не то чтобы недооцениваю трагедию 11 сентября, но и другие трагедии, такие как СПИД, изменяют моё сознание. Я в самом деле люблю писать такую музыку, на которую сильно повлияли какие-то глобальные события, но только не поверхностно. Во время интервью я люблю высказывать своё мнение, но я не уличный оратор-демагог. Однажды я написал песню «Blinded by science» («Ослепленный наукой»), которая была резким ответом по поводу пищевых добавок, но я ненавижу стадное чувство, повинуясь которому люди начинают говорить: «Милочка, в моем новом альбоме есть несколько песен, которые просто вопиют о событиях 11 сентября».

Я должен признать, что настроение и реалии Европы лишь немногим отличались от того, о чем я говорю, в то время как я работал над «Skyline». Я написал 12 песен, одна из них называлась «Hour of need» («Час нужды»). В ней говорится о том, что в трудный час мы должны больше обращаться к людям.

Опиши, как вы работаете с Полом (Paul Sutin).

Мне очень нравится соглашение, к которому мы пришли. Я раньше уже работал с Полом. Это был наш совместный проект под названием Voyages. Еще раньше, в конце 80-х, я записывал альбом Пола «Seraphim». «Skyline» – это альбом Стива Хоу и Пол аккомпанирует мне, играя на восьми треках, а остальные четыре я записал сам. Мы вместе просматривали наброски, которые сделал Пол и обсуждали идеи, которые хотели бы обсудить вместе. Наша работа была необычна в том смысле, что Пол начинал писать музыку и останавливался в этом процессе в тот момент, когда чувствовал, что надо передать её мне для дальнейшей работы. Я брал многое из его наработок, но он оставлял для меня ещё достаточно работы. Это как небольшая картина. Иногда, мне особенно везло, когда я получал пяти-шести-минутную композицию для обработки, выбрасывал всё то, что мне не нравилось и добавлял то, что считал нужным. Это прекрасное совместное творчество, совсем не так, когда вы начинаете с чистого листа.

Работа в дуэте отличается от работы в группе как, например, в Yes?

Огромная разница. В дуэте — а это было характерно и для раннего Yes, и нынешний Yes нуждается в возрождении этого духа — у тебя есть огромная возможность двигаться и проявить себя как личность. Ты создаешь баланс. В каждой написанной композиции кто-то влияет больше другого. Один привносит больше в эту композицию, а другой – в другую. В этом проявляется дуализм. В группе происходит подобное только тогда, когда двое пишут вместе и приносят готовые песни в группу, как это было с песнями, написанными Андерсоном/Хоу. Мы почти полностью сочиняли композицию, затем показывали её остальным участникам группы, стараясь заставить их играть с внутренней убежденностью, что это замечательная вещь. Но обычно в Yes мы очень часто писали в духе коллективного творчества, когда каждый что-то добавляет и все вместе ищут лучшее. Хотя это здорово и креативно, в этом случае отдельная личность не может реализовать свои идеи, как это можно сделать в дуэте.

Стив ХоуВ дуэте одна песня может развиваться в одном направлении, когда главенствует один партнер, но второй партнер спокоен, потому что он сможет проявить себя в другой записи. Я думаю, что это – базовая формула и для пары, пишущей в группе. В Yes все хотели писать, каждый бросал свои идеи в общий котел. Если нет продюсера, очень, очень трудно получить запись, которая всем понравится в конце концов [смеется]. Продюсер нужен, чтобы сбалансировать работу и добиться результата, который всем понравится. С этой точки зрения, работа получается прекрасной. Но если продюсер думает, что это совсем не лучший вариант, он начинает тянуть в свою сторону, или в сторону певца или в сторону гитариста – в общем, в ту сторону, где ему кажется, что можно ожидать большего коммерческого успеха или может быть создан великий альбом, который разойдется миллионными тиражами [смеется].

Определить порядок звучания песен на «Skyline» было делом непростым. Расскажи, как создается идеальная последовательность композиций на альбоме.

Когда работаешь над альбомом, можно предварительно определить расположение песен или сделать это позднее, как предпочитаю я сам. И в один день ты выходишь из студии в полной уверенности, что правильно расположил вещи на диске. Ты счастлив, что добился такого результата. Но достаточно легкого замечания со стороны, чтобы заронить сомнение. Вот где начинаются муки. Я, например, реагирую на замечания моей жены, моего менеджера и инженера записи. Но я прислушиваюсь к их замечаниям, только если я сам сомневаюсь. Если же я абсолютно уверен, лучше всего и оставаться таким уверенным, иначе могут быть очень большие проблемы.

Например, что-то тебе не нравится в переходе от третьей вещи к четвертой. Может слишком похожий темп или построение композиций. В общем, что-то не так, ты её переставляешь и нечаянно запускаешь цепную реакцию. Теперь другая композиция выпадает где-то в другом месте. «Skyline» в этом отношении стоил мне больших усилий. Другие альбомы, например «Natural Timbre», было не так сложно скомпоновать.

Еще надо принимать во внимание следующее. Только что был забойный рок, затем еще один забойный рок. Отлично! Но на третьей вещи тебе надо успокоиться и изменить общий темп. Получается некий план последовательности – раскадровка, сценарий как при съемках фильма. Ты же не хочешь прийти в кино и начать просмотр с конца – счастливый парень идет со своей женой в лучах заката. Как и в кино, для пластинки важно ощущение драмы. Некоторые могут не согласятся со мной, но я считаю это очень важным. Это очень важный последний штрих. Треки должны быть расположены согласно их значению, чтобы они звучали в нужное время.

Работая над «Skyline», мне не надо было рассуждать: «Давайте эту тяжелую вещь поставим перед спокойной». Все композиции на этом диске очень спокойные. У меня было достаточно композиций неконфликтных, спокойных, и в тоже время высокого качества. Поэтому я должен был разбросать их по палитре неторопливого развития событий, в пол-темпа.

Оформление обложки «Skyline» включает фотографии, которые ты сделал сам. Есть какие-то параллели в твоих интересах к музыке и фотографии?

Единственное общее, что приходит на ум – это взгляд на то, что окружает и восхищение природой вокруг. Это то, что я хочу запечатлеть. Такие картинки соотносятся очень близко с моим чувством импровизации, когда я нахожусь в окружении, которое хочу расширить или развернуть в последовательность или структуру. Я сыграю пассаж, затем хочу раскрасить его. Я люблю нечто сверхъестественное в фотографиях. Я люблю, когда они немного сюрреалистичны. Я люблю, когда в них есть что-то неправильное, как и во многих моих снимках.

Стив ХоуЕсли я не снимаю природу, то тогда уж что-нибудь неправильное [смеется]. Например, где-то в Англии есть одна карусель, в которой грузовичок перевернут на бок. Я сделал такую фотографию. Когда смотришь на эту фотографию, сразу чувствуешь что что-то не так. Но догадаешься не сразу, так как быть перевернутым – это не обычное состояние грузовиков [смеется]. Так что я люблю сюрпризы, дикую природу и всякие странности в фотографии. Это немного похоже на рок-н-ролл, несмотря на то, что ему уже 50 лет. Мы по-прежнему воссоздаем исконное чувство рок-н-ролла. Для меня рок-н-ролл по-прежнему ассоциируется с чем-то сверхъестественным. Это – моя скрытая бунтарская сторона и она подпитывает Yes постоянно.

Расскажи о работе над «Masterpiece Guitars».

Этот проект состоялся благодаря Скотту Чинери, недавно погибшему джентельмену. «Masterpiece Guitars» представляет его коллекцию, в которой насчитывается около 1000 гитар. Он хотел чтобы вышла его книга, подобная моей книге «The Steve Howe Guitar Collection». Он связался с Тони Беконом (Tony Bacon), который помогал мне с книгой, чтобы тот помог и ему сделать такую книгу. Пока он работал над книгой, нам пришла в голову идея записать его гитары на пластинку. Я предложил, чтобы Мартин [Taylor] и я в качестве его помощника поработали над записями, а я потом занялся производством, выступив приглашенным гитаристом на некоторых треках и сделав несколько сольных работ. Работать с Мартином – это всегда праздник. Он исключительный музыкант и очень доброжелательный человек. Мы уже были знакомы. В середине 90-х я уже продюсировал его альбом «Artistry». Скотт сказал, что это прекрасная идея и в результате получился действительно замечательный подарок.

Итак, мы составили план, как сделать всё. За день до начала записи мы забронировали две недели в студии в Пенсильвании и перевезли туда гитары из Нью-Джерси в грузовике со всеми мерами предосторожности. Выбор инструментов основывался на содержании книги Тони Бекона – он хотел показать всё самое лучшее. Мы использовали разные гитары для композиций разного времени. Мы понимали, что при записи современных композиций потом можно будет обойтись своими инструментами, тогда как стандарты надо было играть коллекционными ресурсами. Мы остановились на выборе 50-60 гитар и отправились в студию. Вместе с нами постоянно был мастер по инструментам. Каждая гитара была тщательно осмотрена, очищена, струны перетянуты. Две недели мы с Мартином работали в студии сочиняя этот альбом и придумывая обработки.

Я помог отобрать большинство материала и Мартин внес свои пожелания и замечания. Всё шло по плану. За эти две недели мы записали всё кроме «Blue Bossa», которая была записана в ходе следующей двухдневной сессии. Мартин помог найти музыкальный ход, с помощью которого мы смогли играть шесть с половиной минут, задействовав около 20 гитар, играя каждый по 16 тактов. Это была реализация нашего математического плана.

Скотту очень понравились все записи. У него была замечательная интуиция и знания. Он легко угадал наш выбор гитар для разных композиций. Это было удивительно. Скотт некоторое время не хотел расставаться с записями. Продать альбом на рынке так, как нам хотелось, не было никакой возможности. Мы считали, что это очень значительный и важный альбом. Мы проиграли его нескольким джаз-лейблам и упустили несколько возможностей. Но сейчас всё идёт к тому, что он будет выпущен в следующем году. Всё не так быстро делается. К сожалению, Скотта больше нет. Он был очень большим парнем. Я точно не знаю, что с ним случилось.

Теперь с коллекцией Скотта управляется его жена Кэти. Мы постараемся сохранить эту коллекцию. Мы считаем, что сделанные записи очень важны. Одна из задач, которую видел Скотт для этого альбома – сыграть хорошую музыку, а не просто продемонстрировать возможности разных инструментов. Мы хотели чтобы было много эмоций, романтики, восторгов и многих настроений, которые способна передать музыка. И Мартин, и я инстинктивно стремились к этому.

Стив ХоуС начала 90-х ты очень плодотворно работал как соло исполнитель. Как ты оцениваешь прошедшее десятилетие с точки зрения собственных работ?

Каждый альбом для меня – это индивидуальное полотно. В каждом из альбомов есть сгусток моей энергии и каждый представляет особые цвета, запахи, взгляды и стили. Я надеюсь, что за прошедшее время я лучше научился делать целостные самодостаточные сольные проекты. «Beginnings» и «Grand Scheme of Things» не были такими. Там просто представлено всё, что я могу сделать одновременно [смеется]. Это были шумные веселья, карнавалы музыки Стива Хоу.

Я люблю те, над которыми было приятно работать, те, где есть своё лицо. Я не оцениваю свои альбомы по качеству стиля или по стильности. Я не хочу так просто классифицировать их. Мои лучшие альбомы не так легко классифицировать. Нельзя сказать: «Понятно, здесь такие-то ударные, значит диск записан в такое-то время». Я не стремлюсь быть подверженным течениям и моде. Но и не хочу выглядеть старомодным. Я наслаждаюсь процессом сочинительства. Почти сразу как я начал играть на гитаре, я понял, что должен не только играть, но и сочинять музыку. Так что это стало для меня двойным испытанием. И это в итоге принесло мне много радости.

Так что я люблю эту работу. Я люблю её чистоту. В противоположность работе в группе, в сольных альбомах можно на самом деле рассмотреть мою индивидуальность. Можно понять что я за парень. Я гитарист. Играю на чертовой гитаре. А вы что думали? [смеется] Слава богу, это всё жутко интересно.

Известно, что ты всегда открыто и публично критикуешь Yes, когда группа делает что-то, не совпадающее с твоим мнением. Ты используешь публичные форумы в качестве рупора, который потенциально может повлиять на остальных участников?

Признаться, да. Думаю, что ещё я делаю это оттого, что расстраиваюсь, когда они не выслушают внимательно моё мнение. Я понимаю, что может быть не стоит говорить им об этом посредством средств массовой информации, когда мы спокойно общаемся каждую неделю. Но я думаю не стоит обсуждать с Yes каждый день то, что уже в прошлом. Однако, во время интервью, я естественно делаю это. Я говорю о том, нравится мне или нет «Open Yours Eyes» или «Magnification». Эти темы не часто обсуждаются в группе, потому что это прошлое. Я полагаю, что это было правильное решение, что мы стараемся говорить о том, что будет дальше, а не перемалываем то, что уже прошло. В конце концов, всё равно надо подводить черту под прошлым.

Да, мне задают вопросы, и я стараюсь подробно отвечать на них. Но более того, я стараюсь оценить события более точно и говорить о них не только с точки зрения моих личных разочарований, но и с точки зрения вынесения уроков и ответственности перед нашими поклонниками и людьми, которых я уважаю и благодаря которым Yes и существует так долго. Мне кажется, что именно это руководит мною.

Людям следует знать, есть ли у меня какие-то сомнения. Я рад сообщить, что Рик [Rick Wakeman] снова с нами и этих сомнений стало гораздо меньше [смеется]. Когда Рик вместе с группой – это очень много значит для меня. Хотя и не следует думать, что тогда всё становится просто. Иметь ещё одного гитариста в группе, когда нет особых оснований для этого? С моей стороны не будет жестоким сказать так по отношению к Биллу [Billy Sherwood]. Я люблю Билла. Он просто отличный парень и я знаю, что «The Ladder» был очень приличным альбомом. Мне кажется что я должен оставаться очень критично настроенным, иначе я потеряю и собственную самооценку. Я живу в Англии, очень прагматичной и реалистичной стране. Здесь не болтают зря. Когда я вхожу в кафе никто не шепчется «Поглядите, да это же Стив Хоу из Yes! Как приятно вас видеть!» Нет! Просто говорят: «А, это тот чувак, или это парень». Я думаю, это помогает мне не отрываться от земли. Балансирующий фактор.

Стив ХоуГоворя о Yes, я не могу оставаться беспристрастным. Подчас мне только нужно дать возможность выговориться, чтобы понять мою точку зрения. Серия «CD Homebrew is really a mouthpiece for my writing too». К счастью, «Homebrew Volume Three» выходит в свет в этом году. На этих дисках присутствуют идеи группы и хорошо можно различить что сделал собственно я. В отличии от безымянных альбомов Yes, которые, как мы решили, больше не будут выходить в таком виде. Заявления типа «этот альбом был создан группой Yes» очень огорчают меня. Именно поэтому первый диск «Homebrew» обращается к материалу периода ABWH. Потому что за этой аббревиатурой также до сих пор было непонятно, кто и что собственно написал. Поэтому, когда я готовил «Homebrew», я включил большое количество треков, которые стали основой для репертуара ABWH.

Я не думаю, что это всем будет интересно, но можно послушать «Homebrew» и разобраться, где моё влияние на направления развития Yes. Я люблю, чтобы во всем была ясность и понимание. Я художник, который хочет быть понятым. Почему-то все считают, будто Йон [Jon Anderson] написал все тексты для Yes. Да, были диски на которых так и было, но не всегда же! Такие заблуждения заставляют меня попытаться расставить всё по местам. Я не считаю это эгоизмом. Я вам скажу что это – признание того, что есть я на самом деле. Мне не нужно признание за то, к чему я не имею отношения. Я не хочу значиться в авторах песен, которые на самом деле не писал. А так и происходит! Правда, с другой стороны, это наверное делалось для того, чтобы воспринимать группу как нечто единое и не выделять отдельные песни по каким-то причинам.

В группах всегда происходят ужасно сложные процессы для сохранения баланса. Я раскрываю некоторые из них перед вами. Я иногда жалею потом, что высказывался слишком много по поводу ребят. Надеюсь, всё равно они не читают все эти интервью. Я не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Это всего лишь мои собственные взгляды по поводу Yes. Эти взгляды более жесткие, чем отношение к самому себе. Я могу взять и сыграть кантри-музыку. Я могу сыграть рок-н-ролл. Я могу сыграть «Skyline». Я могу делать то, что мне нравится. Но у Yes есть обязательства, есть долг. У группы своя роль и сложившаяся определенная репутация, которую мы должны держать на высоком уровне, что не всегда удавалось. Конечно, были на то причины, но это не значит, что их нельзя было избежать. Требуется самоконтроль и самопожертвование для того, чтобы диски Yes всегда были на высоте, на максимуме наших возможностей.

Я был удивлен, услышав альтернативную версию «Fist of Fire», записанную ABWH [Anderson Bruford Wakeman Howe] на вышедшем сборнике «Yes In A Word». Я не знал, что материал, записанный ABWH, был таким компромиссным.

Когда мое присутствие незаметно на записи, гитары абсолютно теряются. По поводу «Fist of Fire» я думаю, что это нелепость, потому что на этой версии меня почти не слышно. Мое присутствие очень важно. Группа называется ABWH между прочим! Не надо, чтобы я на всех записях присутствовал, но я должен быть пропорционально представлен здесь. Это и есть одна из причин моего недовольства.

Второй альбом Asia - вот где я столкнулся впервые с проблемой плохого сведения записи. Никто из группы не был доволен результатом. «GTR» был сведен совсем не так, как я и Стив Хакетт [Steve Hackett] хотели того. Звук получился слишком вязким и вялым. Я присутствовал, когда сводился альбом «GTR», но второй альбом Asia делался без меня. Тоже самое и ABWH, на котором так много моих сочинений.

Стив ХоуПервый альбом Asia пропитан моим присутствием, присутствием всех участников. Когда все на месте и продюсер работает вместе со всеми, получается отличный законченный продукт. Но если какой-нибудь тупица считает, что он может сделать всё сам, без участия людей, которые сочинили и сыграли эту музыку, это чушь. «Зачем они нужны! Мы сами всё сведем и без них!» Я считаю, что музыканты должны больше влиять на запись. И когда мне это не удается, как правило результат мне не очень нравится. Так случилось с «ABWH». Очень плохо записана гитара. Я бы мог это исправить, но меня не позвали. Такие вещи расстраивают меня.

Может не стоит высказывать свои разочарования сейчас, когда всё уже в прошлом. Но с «Fist of Fire» всё снова всплыло. Есть много других вариантов, где слышно как я играю и рок-н-роллю. Жаль, я ведь знаю, что мой звук нуждается в защите. Нельзя поставить Стива Хоу на задний план и решить что и так сойдет. Я должен быть в контексте и в нужный момент. Поэтому-то Yes и были великой группой. Бас-гитара и гитара слышны всегда, это и есть чистота сведения.

Во время рекламной компании «ABWH» говорилось, что этот альбом - настоящее отображение видений всех четырех участников проекта.

Нет, во многом это был проект Йона. Остальные согласились с такой постановкой. Мы согласились с тем, что Йон будет главным идеологом проекта. Он брал мои песни и затем работал с материалом остальных музыкантов. Он готовил стряпню. Если б мы больше участвовали в записи, может быть альбом получился в соответствии с теми высокими стандартами, которые мы задаем себе.

В интервью для Guitar Shop несколько лет назад я нашел интересное твоё высказывание. Ты сказал: «Я тут увидел одну фотографию, которая меня растрогала. Там я, Йони Крис на сцене году в 1971-72 и видно какая гармония и креативная энергия объединяет нас. Мы были творческим ядром Yes, независимо от того Билл и Тони, или Алан и Патрик были рядом. Это напомнило мне о времени, когда мы все вместе были лидерами Yes.» А что ты можешь сказать по поводу сегодняшнего дня группы?

Я думаю, что все мы хотим вернуться к тому, какими мы были когда-то, но при этом не повторяться. Хочется зайти в ту же воду дважды, но создать что-то новое. Это как погоня за детской мечтой. Каждый альбом тянулся к чему-то. Работая над «The Ladder», мы обыгрывали идею, что мы всё делаем вместе, обсуждаем песни, записываем, работаем в студии. У нас были долгие репетиции. Как во времена «Fragile» и «Close to the Edge». Над «The Yes Album» мы репетировали около двух месяцев. Около шести недель мы работали над «Topographic». Иногда нам так надоедали эти бесконечные репетиции, что мы хотели обойтись без них, просто прийти в студию и записать весь альбом сразу. Так было с «Magnification». Мы просто пришли в студию и стали записывать альбом. Потом вернулись к исходному материалу и переписали все заново. Можно зафиксировать все пробные записи на пленку и потом из этого сделать материал. Так делают в большинстве случаев сегодня.

Стив ХоуВ прежние времена всё происходило через репетиции и оставалось в памяти или на кассетах, или на катушках Ревокс. Записывался простой демо-вариант, а затем он воссоздавался в студии. Сегодня же, простите за выражение, как у нас говорят в Англии всё идет вперед задницей. Можно начать с конца и двигаться к началу, потому что есть всякие ProTools. Можно пропустить вступление, а затем пристыковать его и никто ничего не заметит. Можно всё переставить и переделать. Появляется соблазн записать то, что тебе кажется хорошо, а затем потратить недели на доведение этой записи до нужной кондиции. Из-за недостатка технологий в прошлом, надо было отыграть весь материал от и до. Наложения оставались наложениями. Такие уроки легко не усваиваются. Кажется, эти уроки уже не помнят, но базовые критерии для хорошей записи остались прежними. Последствия изменились.

Многие давние поклонники Yes считают, что студийный материал на диске «Keys to Ascension 2» – это одна из лучших работ группы за прошедшие двадцать лет. Почему вы игнорируете эти композиции на концертах?

Обстоятельства складывались не в нашу пользу. Сборники «Keys to Ascension» были встречены прохладно. Поэтому, новые композиции с «Volume One» затерялись. Затем, 45 минут нового материала на «Volume Two» — вышедшего очень существенным – также затерялись. Этот материал в последствии вошел в альбом «Keystudio», лучший образец студийного материала того периода. Если говорить об этом, ты совершенно прав в своих оценках. Довольно огорчительно, что мы не играем ни одну из этих композиций на сцене. Пресса и чарты не обратили внимание на нашу работу, не было обратной реакции до некоторых пор. Не так давно мы заметили, что «Mind Drive» в особенности очень востребована нашей публикой. Я понял, что среди наших поклонников существует мнение, что мы недостаточно внимания уделяем периоду 90-х, в котором было много замечательных моментов. Я думаю, нам надо заново поработать с этим материалом. Альбом «Keystudio» стоит того. Это не простая прогулка. Придется очень много поработать над аранжировками. В этих композициях много динамики и настроения.

В последнее время мы сконцентрировались на записи «Magnification» и идеи поработать с оркестром, а также сделать оркестровки старых композиций. Это нас увело в сторону от работы с композициями «Keystudio». Теперь будет несравненно проще вернуться к этой идее, потому что Рик [Wakeman] снова с нами. И хотя он и не присутствовал постоянно при записи этого альбома, в то время он лишь отчасти участвовал в работе, его вклад по-прежнему очень важен.

Вейкман жалуется, что часть его работы над «Keys to Ascension 2» осталась за кадром пластинки из-за плохих взаимоотношений, предшествующих его уходу из группы.

Я думаю, будет справедливо сказать, что мы работали со всем материалом, который он оставил, но окончательное сведение было сделано нами без участия Рика. Очевидно, если бы он оставался с нами на протяжении всего месяца записи альбома, его вклад был бы несравненно больше. Никаких интриг не было. Рик провел на записи ровно столько времени, сколько у него было. То, что попало в альбом, очень хорошо. Но я бы снова хотел поднять архивные записи, чтобы сделать окончательный вывод. Без сомнений, его Moog и аккомпанемент очень хорошо слышны.

Стив ХоуРасскажи о своем участии в переизданиях ранних работ Yes, предпринятом фирмой Rhino.

Если ты представишь себе, как один-два раза в неделю на протяжении нескольких месяцев мы подолгу обсуждали по телефону ранее не изданные записи и песни Yes, то поймешь что это за работа. Мы подолгу говорили о коробочном издании «In A Word», затем о концертных записях, затем о переизданиях. Меня постоянно просят предоставить старые записи группы. У меня наготове 50 пленок и сейчас уже явный перебор исходного материала. Было проведено много поисков и прослушиваний. Билл Инглот из Rhino очень педантичен и хочет отобрать для записи самый лучший материал. Моя библиотека сравнивается с тем, что есть в архивах мастер-записей у Atlantic. Они хотят убедиться в том, что мой материал в самом деле лучше. Естественно, это так. Я рад оказаться полезным в этом деле. Я именно тот, у кого следует спросить: «А что у нас есть из такого-то года?» Я всегда собирал записи. Начиная с 1967, когда я сделал запись «Tomorrow с концерта». Кстати, 30 лет спустя в 1997 я выпустил эту запись под названием «Tomorrow: The 50 Minute Technicolor Dream». Это живое выступление просто замечательное.

В течение 30 лет я собирал записи на катушках и кассетах. Так что я полезный источник, особенно архивных записей, которые не были выпущены, или репетиционных записей. У меня есть записи, где Yes исполняет песни, которые никто никогда не услышал. Пара вещей с Парижских концертов была выпущена в коробочном издании, но есть еще много такого, что не очень хочется выпускать, так как это не самые лучшие работы Yes. Среди них нет второго «Close to the Edges». Все знают наши основные работы, но есть же и другие. Те, которые просто весело слушать или что-то странное. Я еще не нашел парней, которые бы заинтересовались выпустить именно такие записи в свет.

Как ты вспоминаешь работу над альбомом The Yes Album»?

Я тогда впервые появился в группе. Я всегда крутился где-то неподалеку и для меня приглашение в группу стало большой честью. У меня была песня «Clap», которая всем понравилась, решили включить её в альбом. Я подумал тогда: «Неплохое начало!» [смеется], я только здесь появился и вот уже моя сольная вещь выйдет на диске! Больше всего мне запомнилась работа над композициями «Starship Trooper», «Yours is No Disgrace» и «Perpetual Change». Эти вещи уже были хорошо отрепетированы, прежде чем мы пришли в студию. «Starship Trooper» претерпела небольшие изменения в студии. «South Side of the Sky» никогда раньше не игралась на сцене, и потом лишь несколько раз в последующие десятилетия.

«The Yes Album» стал моим золотым шансом. Тони Кей (Tony Kaye) прекрасно играл на Хаммонд-органе и обеспечил замечательную поддержку моей игре. Я был в большей степени инструменталистом, потому что Тони давал мне такую поддержку и делал своё дело просто замечательно. На этой пластинке у меня очень много сольных моментов. Здесь я мог проявить свой стиль. Это был очень счастливый, но ответственный момент. Yes к тому моменту почти скатился в неизвестность из-за нескольких событий. В одном случае был виноват менеджер, в другом Atlantic чуть не разрушил группу. Но когда вышел альбом «The Yes Album», он взлетел на вершины чартов и больше им не приходили в голову вздорные идеи [смеется].

Стив ХоуНедавно ты сказал, что Билл Брафорд, Рик Вейкман и ты были недовольны тем, как был организован тур Union. Я считаю, что хотя сам альбом и был провалом, тур скорее можно считать успешным.

Турне началось невероятно успешно. Были периоды, когда мы делали то, что нравилось всем участникам, особенно когда мы играли в Англии и во время первого турне по Америке. Это было очень приятно. Все были довольны, чувство удовлетворения присутствовало всё время.

Мне было сложно играть «Yours Is No Disgrace» с кем-то ещё. Иногда гитарное соло было моим, иногда тем, что сделал из него Тревор Рабин. Может мне бы и стоило посмотреть на это с другой стороны, но, по-моему, совсем необязательно чтобы мне нравилось то, что он сделал с этой песней. Мне, например, совсем не нравится как он выставляет вперед свое дурацкое эксцентричное соло, когда «Yours Is No Disgrace» надо совсем по-другому играть. Было лучше, когда они держались в тени основной группы и не выставляли себя напоказ.

Я бы сказал, что тур начался с правильным настроением, которое было потеряно в Европе. Потом мы переехали в Англию и всё было просто замечательно там. Потом мы вернулись в Америку и снова потеряли тот хороший настрой. Что я имею в виду? Всё было здорово на сцене, но если кто-то не выглядел счастливым, мы начинали ссориться.

Ребята из ABWH считали, что необязательно весь концерт находиться на сцене, а другие парни думали, что они должны всё время там быть. Они думали, что весь вечер должны не уходить со сцены. Это и есть то, что я называю разочарованием. Никто не уходил, кроме меня, во время «Owner Of A Lonely Heart». Я считаю, что нечего всем постоянно присутствовать. Можно пойти попить чайку, отдохнуть, затем с новыми силами выйти на сцену. Играет один состав, потом другой состав. Зачем мне играть «Changes»? Что я должен делать? Что? Бренчать по струнам акустической гитары? Какого черта? Но я делал это.

И по сей день, ты не очень-то с энтузиазмом играешь «Owner Of A Lonely Heart».

Кажется, что до некоторой степени у меня всегда останутся проблемы с этой песней. Но я стараюсь работать над собой и делать всё в интересах группы.

У тебя был план выпустить альбом вслед за «Union», где все восемь музыкантов выступили бы в беспристрастной форме. Что это была за идея и почему она не воплотилась?

да, у меня был план, но ничего не вышло. Я сделал попытку представить эту идею участникам группы, но на самом деле эта идея родилась у Arista [фирма звукозаписи]. Рой Лотт [в то время генеральный менеджер Arista] сказал: «Вы ребята странные. Всегда играете только все вместе.» Он сказал мне: «Надо записать песню, где играли бы только трое, только двое, потом только пятеро, а потом все вместе. Это будет такой контраст, может получится даже получше чем «Union.» Я встретился с партнерами и сказал: «В этом что-то есть. Когда мы записывали «Union», мы были как два лагеря. Теперь будет больше лагерей, но может получится что-то интересное. Нам не обязательно всё время играть на записях друг у друга». Но эта идея никому не понравилась.

Что ждёт Yes в ближайшее время?

В сентябре у нас запланированы гастроли в Японии и Австралии. Затем, возможно, мы приступим к записи вместе с Риком (Rick Wakeman), полагая при этом, что мы придем к общему пониманию, чего же всё-таки хотим создать в этот раз [смеется]. Всегда найдется, о чем думать и что планировать. Я очень верю в планы. Ты должен быть готов к тому, что планы могут поменяться, но их всегда надо иметь. Планы – это то, из чего получаются идеи.


P.S. В конце 2003 года вышел еще один сольный альбом Стива Хоу – «Steve Howe’s Remedy «Elements». На этой пластинке вместе с мэтром играют два его сына – Дилан и Виргил. Стив продолжает раздвигать рамки прогрессивного рока, утверждая, что его возможности далеко не исчерпаны. Эта смесь прогрессив-рока, блюза и джаза наверняка будет интересна преданным поклонникам Yes и самого С Хоу.

Дата интервью: 6 февраля 2003 г.

 

© 1998 by Anil Prasad.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на Innerviews (http://www.innerviews.org/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения