Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Джон Маклафлин: Сферы влияния


      Автор: Анил Прасад
      Перевод: Олег Павлов
      Дата публикации: 17 сентября 2000 г.

Джон МаклафлинРасскажите, с чего началось Ваше увлечение индийской культурой.

Я стал интересоваться сопоставлением религий году в 60-м, когда мне было 20 лет. Я вырос без какого-либо религиозного образования вообще. Я вступил в Общество теософов, потому что у них была превосходная библиотека. Мой аппетит разыгрался, когда я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации, которое одинаково присуще и Югу и Северу. Значимость этого для моей джазовой музыки была огромной - я понял необходимость овладеть этим мастерством импровизации.

Как Вам удавалось находить баланс между математически выверенной индийской ритмикой и неакадемической, склонной к хаотическому движению джазовой музыкой?

На самом деле, в этом много общего. Математика лежит в основе. Математические формулы ритма универсальны. Они не принадлежат какой-то одной культуре. Это правда, что чувственность ритма соединяется с математическим складом ума в Индии. Это не случайность, что Индия дала миру великих атомных инженеров, математиков и астрономов - особенно в двадцатом столетии. Там есть обсерватория, в которой много сотен лет назад были вычислены орбиты планет. Так что можно сказать, что здесь музыка развивалась на более интеллектуальном уровне, чем в джазе, например. Но, будь-то Африка, Китай, Бразилия или Бомбей - ритм остается ритмом. Если вы попытаетесь импровизировать в джазе без должного мастерства в понимании математики ритма, вы потеряете темп и собьетесь, запутаетесь.

Альбом Remember Shakti гораздо сильнее погружен в классическую индийскую традицию, нежели представляет какие-либо формы Западной музыки.

Да, все развивалось естественным индийским путем. Что, конечно же, включает рага, различные методы коллективной игры и основные импровизации солистов. Как музыканты, мы играем ноты, музыку и ритм, и мы надеемся сыграть верную мелодию в правильном стиле, но это лишь часть общего процесса. Что не менее важно, так это взаимодействие музыкантов, а также игра и легкость, которые получаются из этого взаимодополнения. Можно задать кому-то музыкальный фон и он сыграет идеально на фоне этого отрывка. Ну и что? Взаимопонимание и игра с взаимнодополнением - это неотъемлемая часть музыки - они так же важны, как ноты. Я не думаю, что без этого добился бы чего-то. Нельзя просто солировать на чьем-то фоне. В джазовых импровизациях есть много примеров, когда солист играет под постоянный ритм ударных. По-моему, это ужасно скучно, потому что я хочу слышать обмен фразами между двумя людьми. Я хочу узнать, каким воображением они обладают, насколько спонтанно они умеют выразиться. Только так мы становимся открыты и можно увидеть настоящее "я". Идея сделать пластинку пришла позднее. Я обсуждал с Закиром идею о том, чтобы оставить наши выступления во время репитиций на пленке - которых и было-то всего три часа для всей группы. Я сказал Закиру: "Возможно, мы уже никогда не соберемся в таком составе. Разве плохо будет оставить на память для самих себя такой сувенир?". Он ответил, что эта идея ему страшно нравится. Хорошо оставлять воспоминания, потому что время идет и ты не знаешь, повторится ли такое вновь. Итак, мы арендовали ADAT (цифровой рекордер) и записали выступления. Прослушав эти записи, мы поняли, что получилась действительно изумительная музыка. Также нам пришла в голову мысль: " А неплохо будет, если эти записи выйдут на диске".

Джон МакЛафлин Расскажите, как формировался нынешний состав Remember Shakti.

При подготовке этого турне я сказал: "Почему бы не попробовать привлечь Шанкара?" Мы попытались это сделать, но безуспешно. Мы оставляли сообщения для него, отправляли факсы и делали все возможное. Но пришлось сказать: "Давайте искать другие варианты". Мы пригласили сына Викку - Сельваганеша (Selvaganesh) и теперь Shakti начал обретать свою историю. Двадцать лет назад Закир и я сидели на сцене напротив его отца, а теперь на том же месте сидел его сын. И когда вы слышите, как играют Закир и Сельваганеш, это сильно отличается от того, как играли Викку и Закир. Главный инструмент Сельваганеша - канджира (kanjeera), еще он играет на хатаме (ghatam). Шринивас (Shrinivas) также неподражаем. Я впервые увидел его в качестве молодого исполнителя на мандолине 16 лет назад. Должно быть тогда ему было 14 лет. Уже тогда он был феноменом, а сейчас он исключителен в еще большей степени. Эта группа восхитительна. У нас есть электромандолина и гитара, что представляет собой прекрасную комбинацию контрастов и гармонии с двумя типами ударных. Получается такая жизненная сила и радость создания нового, которые невозможны если не вкладывать в игру всю душу. Каждый этого ждет и надеется. В некоторых отношениях эта группа похожа на оригинальный Shakti, но все-таки она совсем другая. Дух, радость и ощущение счастья присутствуют и здесь. Я имею ввиду, что Закир и я вернулись в 69-й год. Мы знаем друг друга на протяжении 30 лет. Он мне почти как брат, которого я глубоко люблю и к которому испытываю огромное уважение. Он превосходный музыкант и ему нет равных в игре на табле. Люди реагируют на нашу игру потрясающе. Нечто подобное происходило и раньше, но тогда мы были менее заметны. Сплетение восточной и западной музыки было абсолютно неизвестно. И мне никогда не приходило в голову мечтать о таком признании, которое мы получили сегодня.

Какую роль, по-вашему, сыграл Shakti в становлении и признании мировой музыки?

Наверняка он сыграл определенную роль. Я очень горжусь Shakti, так как до него было очень мало контактов индийской музыки Севера и Юга. Shakti сыграл объединяющую роль в музыкальных отношениях Севера и Юга. После Shakti взаимное проникновение Севера и Юга выросло в тысячи раз. Сейчас регулярно проходят встречи Север-Юг. Что же касается влияния Shakti на западного слушателя, мне сложно оценить, каким образом и в какой мере это влияние проявилось. Мы появились очень вовремя, если говорить о нашей музыке. И в дальнейшем, в 80-х, этническая музыка и мировая музыка стали намного популярнее. Люди стали искать новый звук. Глобализация мира - это часть того же самого процесса. Сокращение дистанций и возрастающее общение между странами и культурами также сыграли свою роль.

Для альбома Remember Shakti Вы выбрали полый электрический Gibson, но не акустические гитары, на которых играли с оригинальным составом. Ирония в том, что Вы выбрали электричество, чтобы сыграть в гораздо более деликатной и чувственной манере, чем это было с группой образца 70-х.

Я адаптируюсь к тому окружению, в котором оказываюсь. Remember Shakti с Харипрасадом (Hariprasad) сильно отличается от группы с Сельваганешом и Шринивасом. Эти две различные сущности. Стоит поменять одно действующее лицо, как меняется вся картина. Так что есть некоторая пиротехника на записи, но благодаря плачу и полному чувств звуку флейты банзури Харипрасада, все адаптировались автоматически, не задумываясь: "Делать мне так? А может делать мне так?" Это естественный процесс. В тот момент, когда вы начнете обсуждать, как играть музыку, вы разрушите ее. Об этом нельзя говорить. Музыку можно только играть, наслаждаться игрой, и слушать.

Маклафлин Расскажите, какое значение имеет коннакол (konnakol) для понимания и познания индийской классической музыки.

Существенное. Коннакол - это прекрасная система индийского ритма, который задается без инструментов. При этом используется голос и руки, то есть не надо учится игре на ударных инструментах для того, чтобы полностью понять простоту и глубину индийских ритмических традиций. Это система, которую я настойчиво рекомендую своим студентам, хотя при этом я не считаю себя мастером коннакола. Но, как я сказал, ритм - понятие универсальное и если вы сможете понять коннакол - наиболее совершенную в мире систему изучения ритма - вам станет доступным любой ритм любой страны на этой планете. Например, если мне надо обратиться к одному из играющих на ударных в Remember Shakti, я могу пропеть ему ритмический рисунок и наоборот. Это может быть: "Ta-ka ta-ka ta ta-ka tin day ta". Тут же просматривается математическая формула. И если вы можете пропеть ритм, это значит, что вы его понимаете, и остается лишь приладить его к своему инструменту.

Давно потерянные записи Mahavishnu Trident были наконец авторизованы к изданию и должны вот-вот быть выпущены студией Sony. Что Вы думаете по этому поводу?

Я их не авторизовывал! У меня нет никакой власти над этими людьми. Давайте расставим все по своим местам. Они делают то, что хотят. Им все равно чего хочу или не хочу я. Они являются владельцами записи и мое мнение их волнует в последнюю очередь. Вот так все просто. Так ведут себя записывающие фирмы, но мы нуждаемся в них. Но все равно я рад, потому что это замечательная запись и они конечно идиоты, что потеряли ее и не выпустили много лет назад. Нет худа без добра, потому что это превосходная студийная запись 1972 года - это было так давно. Там превосходный аналоговый звук. Кстати, была еще одна запись, сделанная Mahavishnu Orchestra живьем в Кливленде, Огайо в 1971 году на студии CBS, которая сейчас принадлежит Sony. Она прекрасна и я был бы рад, если бы они решили выпустить ее сейчас. Это была феноменальная ночь. Я спрашивал их: "Почему вы это не сделаете? Это же здорово!" Но они отвечают: "Н-да, может быть, да, нет, но..." Так что они делают что хотят - и как хотят.

Как Вы относитесь к тому факту, что ни Mahavishnu, ни Shakti не получили такого признания и упоминания в антологиях, как Майлз (Miles Davis) и Херби (Herbie Hancock)?

Разве это важно? Я не придаю этому значения (смеется). Я знаю, к чему стоит относиться серьезно. Существует две разновидности успеха. Один - это музыкальный или артистический, другой - это коммерческий. Мы достигли большого успеха с Mahavishnu. Но когда я образовал Shakti, я бы сказал, особых перспектив не просматривалось. После того, как я ушел из Mahavishnu - очень мощной электрической группы - я оказался сидящим на ковре с индийскими музыкантами. Все думали, что я тронулся рассудком. Этот переход далеко не с радостью был воспринят записывающей компанией, моим агентом и менеджером. С точки зрения искусства, я был уверен, что это прекрасно, но они все думали, что я сумасшедший. Это не было радостным известием для них.

Билл Ласвелл (Bill Laswell) сказал в интервью для Innerviews, что он собирается сделать ремиксы на Turn It Over (Tony Williams' Lifetime), а также на Love, Devotion, Surrender Карлоса Сантаны. Вы поддерживаете подобные вещи?

Я даже не знал, что он это делает. Что я думаю? Вау! Изумительно. Он сделал очень интересную работу с ремиксами над альбомами Майлза. Качество записи некоторых из них в то время было действительно ужасным. Билл прекрасный продюсер, и он к тому же еще и музыкант. Я думаю, он заслужит еще большего уважения, если сможет что-то сделать с этими записями, выпустить ремикс и улучшить бедное качество звучания некоторым образом. Я думаю, это хорошее дело. Если б только у меня был ремикс Emergency! (Tony Williams' Lifetime). Это была одна из самых отвратительно звучащих записей, которые я имел несчастье когда-либо сделать. Это настоящий позор. Я помню первое прослушивание. Я был в контрольной студии и к тому времени я уже записывался многие годы. Так что я мог тогда сказать: "Мне не хочется вас расстраивать, ребята, но что-то не так с оборудованием". И в самом деле на восьми дорожках записи звук был искажен. Тем не менее, пластинка вышла в таком виде, и это было ужасно. Ведь это было замечетельное прекрасное трио с Тони и Ларри (Young). Это был мой дебют в Соединенных Штатах после того как Тони пригласил меня играть с ним в конце 68-го.

Джон Маклафлин Наиболее жесткая сторона фьюжн по-прежнему жива в таких группах, как Tribal Tech. Вы недавно встретились с ними в Европе. Какое у Вас осталось впечатление?

Я поклонник Tribal Tech, и это уже давно. Скотти (Scott Henderson) просто превосходный гитарист и прекрасный парень к тому же. Я также и поклонник Гари (Gary Willis). Мы столкнулись во время турне в Римском аэропорту в прошлом году. Мне нравится то, что они делают.

Ваш альбом 1995 года, The Promise, содержит элементы джангл. Как близко Вы следуете за электронным движением?

Я слушаю многое из английского андерграунда, будь то джангл, причудливый транс или техно. Многое из этого - откровенный мусор, но есть очень неплохие вещи. Например, D*Note, Lemon-D и Grooverider. Мне это по-настоящему нравится.

Хорошо. Я принимаю это. Но я удивлен.

Ладно, ладно (смеется). У меня еще есть пластинка Colonial Cousins с Харихараном (Hariharan) и Лезз (Lezz). Они исполняют поп-музыку на индийском, но это отличается от того, как Харихаран поет газалз (ghazals). У них обоих прекрасные голоса и они работают на поп-сцене с различными составами, но мне это нравится. Недавно я еще слушал Шейлу Чандру (Sheila Chandra). Я глубоко верю в способность каждого поколения сказать свое слово в музыке. Что меня в самом деле удивляет, так это то, что некоторые из представителей молодого английского андерграунда довольно мало знают о музыке вообще. Их музыкальные познания очень ограничены, но то, что они делают в самом деле очень интересно и привлекает меня. У них прекрасное воображение. Знаете, можно быть превосходным музыкантом с точки зрения владения инструментом, а слушатели при этом будут с трудом сдерживать зевоту. Так что важно не что ты делаешь, а как делаешь, и, в конце концов, из этого и рождается музыка.

Я уверен (и я знаю, что мало кто разделяет это мнение), что трип-хоп, драм-н-басс и другие электронные формы являются продолжением фьюжн-движения, в котором Вы играли важную роль в период его становления в 70-х.

Да, они взяли кое-что оттуда. Основной ритм джангл - это ритм 70-х, только в два раза быстрее. Так что это правда. Когда я впервые услышал джангл, я почувствовал, что знаю откуда взялась эта музыка и это часть моей истории. Так что конечно мне это нравится. Я очень любил Mahavishnu. В известном смысле, мы разочаровали некоторых и доставили удовольствие остальным. Разве можно нравиться всем? Посмотрите как они рекламируют The Promise или The Heart of Things. В Америке они пишут: "Джон МакЛафлин: Человек, который не боится произнести слово с F". В отличии от "fuck" подразумевается слово "fusion" (с отвращением в голосе). Представляете? Это дает некоторе представление о том, что творится в головах критиков. Да они просто оскорбляют меня из-за того, что я фьюжн-музыкант. Но я горжусь этим. Мне все равно, что они думают. Все равно я их не читаю, потому что они любят тебя одну неделю и потом ненавидят два месяца, потом снова любят, а потом им все безразлично. Они такие капризные. Я слишком стар для всего этого (смеется).

Маклафлин Джо Завинул (Joe Zawinul) в интервью для Innerviews сказал, что он придумал ритм хип-хопа, когда еще играл с Weather Report. Вы согласны с этим?

Гм, на самом деле не знаю, но нельзя недооценивать вклада Weather Report в современную музыку конца двадцатого века. Я считаю, что они оказали фантастическое, удивительное влияние. Это была очень влиятельная группа. Но в известном смысле все мы дети Майлза. Майлз - наш крестный отец. Так ли важно, Джо придумал хип-хоп или нет, это ничего не значит. Weather Report вдохновили и затронули многих людей, которые играли джаз, рок или этот самый хип-хоп, появившийся позднее. Weather Report оказали сильное плодотворное влияние на всех этих людей. С точки зрения музыки их работа превосходна.

Есть ли планы снова собрать Heart of Things для записи и гастролей?

Я люблю эту группу, но для гастролей эта форма очень сложна, потому что задействовано много людей. Было бы не так сложно, если б мы собирали большие залы. Мы по-прежнему остаемся маргиналами. Я думаю, что останусь маргиналом до скончания века, но мне нравится быть маргиналом. Турне в наше время сложная штука, потому что у нас шесть музыкантов, три техника, администратор и водитель автобуса. Всего получается 11 или 12 человек и довольно сложно с организацией. Но я определенно хочу выпустить еще альбом с группой и это будет живая запись, которая выйдет в конце этого года или в начале следующего. Мы записали выступление в Париже. Отличная запись - просто замечательная.

Какое значение Вы придаете Heart of Things среди прочих фьюжн-проектов?

Для меня они все важны. Каждая группа - это часть моей жизни. Каждая запись - это картина. Это нечто замороженное во времени и оно несет в себе отражение моего музыкального таланта и духовного состояния того периода. Мне сложно давать какие-либо оценки на основе сравнения. Для меня Shakti был проектом, который разочаровал многих и прошло время, прежде чем эти люди пришли и сказали мне: "Это в самом деле очень хорошая группа. Здорово, что ты это сделал." С тех пор я стараюсь сохранять беспристрастие. Я не могу объективно судить. Может после моей смерти люди разберутся - "это было хорошо", а "это было не очень хорошо". В любом случае, это похоже на интеллектуальную игру, потому что я не могу оценить эту группу с точки зрения других проектов, так как это было лучшее, что я мог сделать в то время. То же самое касается Remember Shakti. Мы давали телевизионное интервью в Париже и первый вопрос был: "Какой смысл было восстанавливать Shakti?" Я подумал: "Что за глупый вопрос!" и ответил: "Какой смысл было приходить на интервью с нами?" Это было так глупо. Я в самом деле сказал это (смеется). Не думаю, что меня опять пригласят туда. Но что делать? Какой глупый вопрос! Какой смысл? Какой смысл в том, чтобы вставать по утрам? С таким же успехом можно остаться в постели! Что за чушь!

Вы как-то сказали: "Музыка - это лицо Бога". Можно конкретизировать это высказывание?

Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединенны этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые вероятно являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит она должна быть истиной. Бог - самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом. Другими словами - истина без красоты - это атомная бомба.

Что еще предполагаете сделать до конца года?

Я начал работу над современным балетом для Ballet of Monte Carlo. Это - восхитительное удовольствие. Я должен закончить работу до конца года. Это большой проект с симфоническим оркестром и все такое. Премьера состоится в следующем году в июне в Монте Карло. Я очень люблю балет и танец вообще. Я старый поклоник Фреда Астора. Я также восхищаюсь уличными танцами и брейк-танцем - это то, что делал Майкл Джексон в рамках современной хореографии. Если посмотреть на сегодняшний современный балет, очевидно влияние улицы. И это здорово, потому что говорится, что джаз пришел из борделей. Но ведь он пришел с улицы. Я сам оттуда. Я джазмен. Поэтому я рад видеть, как мир классики принимает это влияние с улицы, потому что они наполнены жизненной силой , оригинальностью и воображением. Мне кажется, мир классики нуждается в этом, иначе он стремится стать отчужденной территорией.

Думаете ли Вы о связи музыки с тем, что называется концом двадцатого столетия?

Конец двадцатого века - это важное событие, но оно существует лишь в сознании людей. Связь миллениума с реальностью - это преувеличение важно для индивидуальности, потому что человечество существует сотни тысяч лет и, надеюсь, будет существовать еще сотни тысяч лет. Я счастлив видеть эволюционную роль, которую играет музыка, будь-то панк или рок-музыка. Например, рок-музыка помогла разрушить Берлинскую стену. Рок стал lingua franca для молодых людей и это просто замечательный, объединяющий и оздоровительный процесс. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее.

Дата интервью: 28 июня 1999 г.

 

© 1998 by Anil Prasad.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на Innerviews (http://www.innerviews.org/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: