Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Тот самый Rush


      Автор: Криc Гилл
      Перевод: Олег Павлов
      Дата публикации: 04 сентября 2000 г.

Гедди Ли (Geddy Lee) и Алекс Лайфсон (Alex Lifeson) вспоминают длительную и успешную карьеру группы Rush.

Если бы кто-то попытался охарактеризовать музыку Rush, в результате получился бы список атрибутов, которые каждая группа должна стремиться избежать при любых обстоятельствах если хочет добиться популярности: замысловатые аранжировки; песни, которые, как правило, продолжаются по семь минут и больше; умные тексты, которые больше напоминают рассуждения в духе политологии, чем привычные страстные рок-стихи. Но именно это пренебрежение формулами успеха и модными течениями вероятно и объясняет почему это канадское трио сделало длительную, необычно последовательную и успешную карьеру на протяжении почти четверти века.

Начиная с 1974 года, когда вышел дебютный альбом Rush (компания Mercury), трио выпустило 19 альбомов, включая последнюю запись на Atlantic, диск Test For Echo. За этот период музыка Rush брала на вооружение многие различные формы. Сперва, они играли в больших количествах хард-рок в стиле Led Zeppelin, прежде чем прогрессировали к более утонченному стилю, который позволил продемонстрировать индивидуальные таланты участников группы. Но как только их музыка стала балансировать на гране излишества, Rush отступили назад и начали экспериментировать с синтезаторным звуком и изучать ритмические конструкции. Их наиболее поздние попытки представляют комбинацию этих атрибутов с доминирующими инструментальными партиями гитары-органа, бас-гитары и ударных. "Мы не расставались с мыслью, что должны быть в состоянии сыграть на сцене все то, что делаем в студии", замечает Ли. "Раньше, я окружал себя на сцене грудой аппаратуры, пытаясь петь и играть на клавишных и бас-гитаре одновременно. Но мы прогрессировали так, что теперь можем создавать гораздо большее разнообразие звуков с меньшим количеством инструментов. Это одна из причин, по которой на этой пластинке гораздо меньше звучат клавишные, чем на любом другом нашем альбоме, вышедшем за последние десять лет".

GUITAR WORLD: За годы своей карьеры, Rush избежал каких-либо радикальных изменений в музыке, сохранив при этом свою аудиторию.

GEDDY LEE: Это благодаря их терпимости. Им действительно любопытно узнать, что мы сделаем в следующий раз. Они понимают, что мы - экспериментальная группа, несмотря на тот факт, что нам удалось достичь определенного коммерческого успеха. Во многих отношениях, каждая пластинка - это маленький эксперимент. Мы сами не уверены, что из этого получится, пока не сделаем запись. Часть нашей аудитории приветствует эту открытость. Убежденность и убедительность - вот что привлекает их.

ALEX LIFESON: Во многом наше долгожительство объясняется тем, что мы всегда находимся в стороне от модных музыкальных течений. Мы достаточно уникальная группа, так как никто не играет в таком же стиле как и мы, и мы звучим похоже только на самих себя. Когда в музыке появляется новое течение, все стараются подхватить его. Если взять, например, альтернативную музыку, тысячи групп подражают звучанию нескольких лидеров. И так происходит всякий раз. Это нормальное развитие. Все, кто начинают, хотят играть также круто и модно как те группы, которые на волне. Естественно, звукозаписывающие компании поощряют это, потому что так они делают деньги. То есть они стимулируют весь процесс. Музыка переживает этот период без развития пока не появится новое мощное течение и все кинутся играть в новом стиле. Мы старались оставаться в стороне от всего этого. Мы делаем то что делаем и это исходит из наших сердец и от наших мыслей. Это естественная эволюция для нас.

Guitar World: Но нельзя сказать, чтобы вы были абсолютно безразличны к музыкальным тенденциям.

LIFESON: У нас были периоды, когда нам хотелось звучать тяжелее или более загадочно, или замедлить темп и быть более неопределенными. Вполне вероятно, что в тоже самое время музыка других групп была подвержена тем же тенденциям. В такие периоды нам нравилось слушать их музыку индивидуально. Но мы не делали попыток подражать им.

LEE: Rush существует уже давно. Тенденции в музыке приходят и уходят. Представляется маловероятным для нас обратиться к какому-то конкретному течению. Наш интерес к другим музыкальным направлениям должен оставаться честным. Я могу уважительно относиться к какому-то явлению современной музыки и могу хотеть узнать о нем больше.

Когда произошла синтезаторная революция, я рвался узнать все об этих новых музыкальных инструментах для того чтобы интегрировать их в нашу музыку. И хотя я ненавижу термин "альтернативная музыка", потому что он более ничего не обозначает, он на самом деле относится к американскому звуку - сухому, ориентированному на ритм и более отрывистому на заднем плане. С этим звуком нам было интересно экспериментировать, поэтому мы взяли для работы над последним альбомом американского инженера на микшерский пульт.

Иногда мы спрашиваем друг друга: "Не слишком ли это экзотично для нашей музыки?" Немного задумавшись, сами отвечаем: "Ну да. Вероятно это слишком странноватая музыка для нас. Ну и что из того? Это нам нравится, поэтому давайте делать так." Всегда надо быть готовым к тому, что публика не поймет тебя, если хочешь развиваться как музыкант. Нельзя всякий раз идти только безопасной дорогой. Иногда ты так поступаешь, потому что это кажется верным. Но спустя полгода оглянешься назад и спросишь себя: "Зачем я это сделал? Получилась такая отсталая музыка. Это было очень плохое решение." Но когда ты находишься в процессе и это тебе интересно и это тебя цепляет, ты должен делать так.

группа RushGuitar World: Некоторые критики относят Rush к прогрессивному року, но вы всегда оставались в стороне от этого движения.

LEE: Это интересно. Представить себе не могу к какой категории нас отнести. Что такое прогрессивный рок? Что это вообще значит? Я не знаю. Если такой термин существует, то попадаем ли мы под его определение? В то время как все эти группы "прогрессивного рока" воссоединяются, всё это не более чем ностальгия по прошлым временам. А вот мы, которые никуда не пропадали и по-прежнему двигаемся вперед. Я не знаю, как это объясняется терминологией прогрессивного рока. [Продюсер] Руперт Хайн любит шутить, называя нашу музыку "пост-прогрессивным" роком.

Guitar World: Вы оба играете в Rush с 1969 года. Как вы встретились и когда вы впервые решили делать музыку вместе?

LEE: Я встретил Алекса в старших классах школы. Он был в другом классе, но когда я его увидел в первый раз, на нем была рубашка цвета пейсли. Я подумал, что он выглядит глуповато. Я был "музыкантом". Я играл на басу и болтался с компанией таких же ребят. Мы искали гитариста. У меня и у Алекса был общий друг, позже он стал профессиональным хоккеистом. Он постоянно твердил мне: "Ты должен посмотреть этого Алекса. Он отлично играет на гитаре". В конце концов мы сошлись. На следующий год мы учились в одном классе, и так узнали друг друга лучше. В итоге мы стали играть вместе.

Guitar World: Какую музыку вы тогда слушали?

LEE: Мы слушали Cream, John Mayall's Bluesbreakers, ранних Who.

Guitar World: Мне думается, что чуть позже Led Zeppelin стал для вас важным ориентиром.

LEE: Led Zeppelin оказал огромное влияние как только они появились, как и другие группы-трио, игравшие тяжелый рок. Например, Blue Cheer - несмотря на то, что мы могли выдержать не более двух песен. Мы всегда поражались тому, что это самая громкая группа из всего что мы слышали. The Grateful Dead и Jefferson Airplane оказали влияние другого сорта. Мы никогда не подпадали под влияние какого-то одного стиля, что и выразилось в электрической природе нашей музыки...

Guitar World: Вы сами являетесь со-продюсерами своих альбомов. Как в этом случае продюсер вписывается в творческую команду?

LEE: Продюсер для нас очень важен. Нам необходимо, чтобы кто-то мог оценить получившийся звук. Нужен кто-то, кого мы уважаем, чтобы сказать, что песня записывается в правильном направлении. Даже в тех песнях, где он не вносит никаких изменений, его вклад огромен, потому что он дает нам уверенность в том, что мы все делаем правильно.

Guitar World: Алекс, большинство гитаристов в трио, играющих энергичную музыку, стремятся к тяжелым и мощным аккордам. Но твоя игра гораздо более линейная.

LIFESON: Я очень остро осознаю всю динамику роли гитары в трио. Мне всегда было где развернуться. Так как мы намеренно минимизировали клавишные на этом альбоме, это дало мне огромное пространство для развития гитарных партий. Я хотел максимально использовать возможности этого инструмента, и не только в части многоваттного звука. Я хотел развить интригу между акустической и электрической гитарами, играющими одну и ту же партию. Я хотел, чтобы акустическая гитара больше задавала ритм, вторила хету и синкопировала с цимбалами. А через эту конструкцию пропустить электрический поток.

группа RushGuitar World: Вспоминая свои работы, рассматриваете ли вы что-то как неудачу?

LEE: Конечно. На каждом альбоме есть одна или две такие песни. Всегда надеешься свести неудачи к минимуму, чтобы они не испортили весь альбом. Вполне приемлемо иметь пару неудачных моментов в каждом проекте. Неизбежно, что за 20-летнюю карьеру появятся альбомы, которые будут считаться неудачными. Ведь никто (кроме может быть гениев) не может все время находиться в самой лучшей форме.

Но для нас, "мнимых гениев", которые стараются развлечь себя и свою публику, это как брошенная монетка. Мы просто пытаемся сделать нашу музыку еще лучше. К сожалению, путь к успеху - всегда извилист. Иногда ты оказываешься увлечен какими-то необычными подходами к написанию песен. В результате может получиться, что созданная в этот момент музыка не так приемлема, как остальное, что ты делал. Так бывает.

Guitar World: Rush выпускает новый альбом регулярно, примерно раз в два года. Что заставляет вас так интенсивно работать?

LIFESON: Нам это нравится. Нам нравиться быть вместе и мы любим друг друга. Это звучит старомодно, но это так. Нам действительно нравится наша работа. Все остальное происходящее не имеет для нас значения. Мы поздравляем себя с удачей, когда получается сделать именно то, что было задуманно и то, что на наш взгляд правильно для нас. Наша аудитория растет вместе с нами и ожидает того же от нас. Это уникальное явление. Немного найдется групп, которые играют одним составом на протяжении 22 лет.

Guitar World: Что притягивает вас друг к другу? Что держит вас вместе?

LEE: Между нашими тремя индивидуальностями существует химическая связь - смысл которой весьма позитивен. Как только мы принимаемся за дела, связанные с группой, естественное чувство юмора и особый дух восцаряют в студии. У каждого есть свои жалобы и вещи, которые ему не нравятся в "музыкальной семье", где есть еще два других парня. Но какие бы недовольства или ворчания не были у каждого из нас, все это уходит на второй план когда мы собираемся вместе. Мы перебрасываемся шутками и атмосфера товарищества торжествует. Мы очень хорошо работаем вместе. И, разумеется, мы очень высоко ценим профессиональные способности друг друга.

LIFESON: Мы любим писать музыку вместе. Мы много смеемся вместе. Мы любим уединяться когда работаем. Мы уезжаем в студию подальше от города и возвращаемся домой на уикенды. Мы находимся рядом все это время - обедаем, просиживаем вместе вечера, когда работа закончена, валяем дурака и веселимся. Всегда так поступаем. И поэтому мы стремимся быть вместе. На самом деле, мы с нетерпением ждем эти дни.

Guitar World: Есть ли у кого-то из вас тайные музыкальные пристрастия, которые не пересекаются с вашей работой в Rush?

LEE: Да. У меня огромное желание писать как Монтовани [композитор]. [смеется]. Некоторые говорят, что у меня и так уже получается. Одна часть меня любит сердитую, агресивную музыку, а другая - мягкую и красивую. Я думаю, это объясняет конфликтующие влияния, которые заметны в музыке Rush. Может эти влияния обламывают весь кайф от нашей музыки! [смеется]. В одни дни я думаю как бас-гитарист и хочу играть музыку для бас-гитары. В другие дни я думаю как вокалист и хочу сочинять и петь прекрасные мелодии. Эти две силы всегда борятся во мне.

Guitar World: Алекс, какими композициями Rush ты гордишься больше всего?

LIFESON: Есть такие моменты, когда мне кажется, что я достиг волшебного звука. Соло в "Limelight" [альбом Moving Pictures] для меня является выдающимся - грация этого звука и блеск этого соло. Это в самом деле берет меня за душу.

Guitar World: Каких достижений для группы вы еще желаете?

LIFESON: Мы и так много сделали. Для меня это больше личное - чего я могу достичь персонально. Мы очень много работаем по всем направлениям, связанным с группой, поэтому это само по себе приносит результаты. Но мы стараемся проявлять интерес и в других областях, что в целом только на пользу общему делу. Мы всегда стремимся двигаться дальше.

 

© 1998 by GuitarWorld.
Данная статья переведена и опубликована с официального авторского разрешения. Воспроизведение данной статьи целиком или частично без письменного разрешения издателя запрещается. Оригинальная версия статьи доступна на GuitarWorld (http://www.guitarworld.com/).


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: