Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Фредерик Белинский: Цыганский джаз будет популярным всегда


      Автор: Сергей Арзуманов
      Фото: Дмитрий Савельев, Владимир Коробицын (ИТАР-ТАСС)
      Дата публикации: 25 ноября 2010 г.

Фредерик БелинскийОдин из самых виртуозных и известных гитаристов Европы, играющих цыганскую музыку – Фредерик Белинский. Потомок великого русского публициста и критика Виссариона Григорьевича Белинского, Фредерик родом из Франции, закончил Национальную Парижскую Консерваторию, и долгое время исполнял на сцене классический гитарный репертуар. К профессиональному исполнению цыганского джаза Фредерик пришел несколько позже, хотя увлечение этой музыкой началось еще в юношеском возрасте.

В сентябре 2010 года в Москве прошел первый международный фестиваль цыганской музыки Gypsy Jazz, где Фредерик Белинский выступил не только в роли гитариста-участника, но и в роли арт-директора фестиваля. После окончания фестиваля Guitar.ru задал Фредерику несколько вопросов.

Первый вопрос – о только что прошедшем в московском Доме музыки международном фестивале Gypsy Jazz (21 и 22 сентября). Первый блин, как и полагается, получился комом, или все прошло замечательно?

Фредерик Белинский: Первый фестиваль прошел с большим успехом! Он длился два дня. В первый день я, как арт-директор фестиваля, пригласил на сцену лучших российских музыкантов-гитаристов: Алексея Кузнецова, Ивана Смирнова, Алексея Бадьянова и других. А во второй день, который все зрители ждали с нетерпением, приехали звезды цыганского джаза Дидье Локвуд и Штокело Розенберг. Публика была очень довольна… И у меня остались самые хорошие впечатления об этом фестивале.

А в следующем, 2011-м году планируется ли проводить фестиваль? Если да, то как насчет новых участников?

Фредерик Белинский: В следующем году мы обязательно планируем провести этот фестиваль, уже второй по счету. Я не буду сейчас подробно рассказывать о программе, которая ожидает зрителей – пусть это будет небольшим сюрпризом для всех. Но одно имя я уже сейчас могу назвать. Это ярчайший музыкант, и нам очень хотелось пригласить его на фестиваль. Речь идет о джазовом гитаристе с цыганскими корнями Бирели Лагрене, который в настоящее время олицетворяет собой весь современный джаз-мануш.

В последние годы в России наблюдается резкий подъем интереса к цыганскому джазу, несмотря на то, что он существует не один десяток лет. С чем это может быть связано?

Фредерик Белинский: Это может быть связано с тем, что раньше джаз-мануш почти не был известен в России. И фактически не было сильных гитаристов, играющих в этом стиле. Соответственно, и слушателя у такой музыки не было.

Сейчас же появляется все больше гитаристов, в основном, молодых, которые увлекаются музыкой мануш, музыкой, где ведущую роль играет акустическая гитара. И этот стиль действительно становится все более и более популярным.

Проводя фестиваль цыганского джаза, я постарался познакомить с этой музыкой рядового российского слушателя, дать её прочувствовать публике через призму их собственных эмоций… Надеюсь, что это сделает цыганскую музыку в России еще более популярной.

Фредерик Белинский

Кто из российских музыкантов, играющих цыганскую музыку, вам наиболее импонирует?

Фредерик Белинский: На самом деле мне сложно однозначно ответить, кто мне больше нравится из российских музыкантов. У меня есть одна любимая группа – это группа Штар, хотя на самом деле талантливых гитаристов, играющих цыганскую музыку, очень и очень много.

Также мне очень нравится контрабасист, играющий цыганский джаз в моем коллективе. Это Игорь Иванушкин. Он словно рожден для этой музыки. Ну вот, пожалуй, пока все.

Почему именно Франция стала родиной цыганского джаза?

Фредерик Белинский: Только лишь потому, что гениальный бельгиец Джанго Рейнхард перебрался во Францию очень рано, и практически все его концерты цыганского джаза проходили во Франции. Именно во Франции он и приобрел мировую славу.

Нет ли такого ощущения, что в цыганской музыке уже все сказано? Что она дальше развиваться уже не будет, и после Джанго сказать уже нечего?

Фредерик Белинский

Фредерик Белинский: Нет, я так не могу сказать. В джаз-мануше развитие идет постоянно, как, собственно, и в любой другой музыке. Конечно, Джанго был гуру джаз-мануша и цыганского джаза, и основы заложил именно он. Но каждый музыкант, исполняющий цыганский джаз, играет, прежде всего, в своей собственной стилистике. Он играет музыку так, как ее чувствует в зависимости от своих жизненных переживаний и эмоций. И каждый из таких музыкантов привносит в цыганский джаз что-то свое, индивидуальное, личное. И естественно, благодаря этому цыганская музыка не стоит на месте, развивается дальше и будет популярна всегда.

Почему в цыганском джазе используются такие необычные акустические гитары – с розетками странной формы? Это разработка Сельмера?

Фредерик Белинский: У акустических гитар, предназначенных для игры цыганского джаза, есть два типа розеток. Одна из них – D-образная розетка с очень длинным грифом, аж заслоняющим саму розетку. Вторая – розетка в форме О и более коротким, традиционным грифом. Гитары с розеткой в форме D имеют более громкое звучание и используются главным образом для аккомпанемента, то есть как ритм-гитара. Вторые гитары, с овальной розеткой, служат для сольной работы.

Гитары с розеткой в форме О были придуманы Анри Сельмером (основавшем известную всем саксофонистам компанию Selmer – прим. ред.), а гитары с D-образной розеткой – Марио Маккаферри. Они объединились и несколько лет работали вместе – именно в это время появились самые лучшие гитары этого стиля.

Насколько важна в цыганской музыке техника игры? Возможно ли исполнять такую музыку не особенно «скоростным» гитаристам?

Фредерик Белинский: Я не думаю, что в данном случае можно говорить о связи техники исполнения и музыкального стиля. Даже традиционную классическую музыку без должной подготовки и техники исполнить практически невозможно. Так что в любом случае нужно иметь хорошую технику, чтобы играть в абсолютно любом стиле музыки.

Джаз-мануш – музыка, также требующая определенной скорости исполнения и темпа, причем порой темпа достаточно быстрого. Поэтому в данной стилистике также необходима высокая скорость и отличная техника.

Есть ли в ваших планах выпуск нового сольного альбома?

Фредерик Белинский: В ближайшее время у меня планируется много разных и интересных проектов. Так, один из альбомов будет выпущен в ближайший месяц, причем это будет российский диск. Но мы пока не будем о нем рассказывать – всему свое время. Я вообще не очень люблю делиться своими еще не готовыми до конца проектами, хотя их, несомненно, много.

Фредерик Белинский

Возможно ли ваше возвращение к классическому репертуару?

Фредерик Белинский: Может быть, может быть… Это вполне может случиться, если, конечно, при этом будет достаточно хорошее финансирование. Это не значит, что я считаю джаз-мануш менее трудоемким, и что мои концерты плохо оплачиваются [смеется]. Но классическая гитара требует очень большой работы, по десять часов в день на протяжении многих месяцев. Такой напряженный период требуется для того, чтобы восстановить форму и давать действительно хорошие концерты. На данный момент я играю классику для себя, для души. И поскольку я перфекционист, я понимаю, сколько труда необходимо затратить, чтобы снова выйти на большую сцену с классическим репертуаром

Что можете посоветовать посетителям guitar.ru?

Фредерик Белинский: Если вы играете цыганский джаз, играйте много-много гамм! Каждый день тренируйте свою технику! Надо очень много работать, но это еще полдела... Необходимо иметь богатейший внутренний мир и не стесняться делиться им с окружающими людьми.


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: