Автор:Анил Прасад       Перевод: Олег Павлов       Источник: innerview.org       Дата публикации: 01 октября 2010 г.
Электрогитара Энвера Измайлова не знает границ. Музыкант-виртуоз, происхождением из крымских татар - турецкой этнической группы, проживающей на территории Крыма, - хорошо известен своей игрой в России и на Украине. Его великолепная техника тэппинга объединяет джаз, поп и классические приёмы с народной музыкой Турции, крымских татар и Балкан.
Его обширная дискография состоит не только из сольных работ, но и из дуэтов и трио с известными музыкантами, такими как флейтист и саксофонист Geoff Warren и мастер перкуссии Burhan Ocal. Его последний диск River of Time – масштабный амбициозный проект, объединяющий потрясающую технику игры с мультижанровым подходом, необузданными ритмами и даже здоровой дозой заводного рока.
- Расскажи о концепции альбома River of Time.
- Она представляет моё желание продемонстриро-вать возможности гитары как музыкального инструмента, способного исполнять музыку самых разных народов. Мой интерес к соединению звуков Востока, Азии и Запада инспирирован моей лю-бовью к кухне этих регионов. Этот альбом фокуси-руется на современных джаз-роковых аранжировках, исполненных как на типичной электрогитаре, так и на гитаре с множеством звуковых эффектов.
- В чём для тебя состоит привлекательность техники тэппинга?
- Я играю на гитаре с 14 лет. Я играл очень много из джаза, рока, поп и фолк-музыки 70-х, используя обычную технику. И вот как-то Господь подсказал мне идею моей техники тэппинга, которую я тяжелым трудом развиваю все эти годы. С этой техникой я могу играть партии баса, соло и аккомпанемента одновременно.
Это похоже на игру на клавишах рояля и эта техника даёт мне безграничные технические возможности в извлечении разных звуков как исполнителю, так и композитору.
- Какие альтернативные настройки ты используешь?
- У меня две свои личные настройки: E, B, E, E, B, E и C, C, G, C, C, C. Я использую их для лучшего раскрытия народной музыки, которую исполняю и изучаю.
- Расскажи для непосвященных что из себя представляет народная музыка крымских татар.
- Музыка крымских татар очень богата. Она полиритмична и мультитональна, использует такие сложные музыкальные размеры как 5/8, 7/8, 9/8, 11/8 и 13/8. Эта музыка с глубокой философией, обращенной к древним временам. Похожее можно найти в музыке Балкан и Турции. Она может быть жизнерадостной и весёлой, но бывает и меланхоличной.
- Расскажи о концепции альбома River of Time.- Как выглядит типичная для тебя схема подключения?
- Мои основные гитары - это Godin Multiac Jazz и Yamaha SG-2000. У Godin гриф из серебристого клёна,
накладка из слоновой кости, центральная часть корпуса из серебристого клёна с боковыми «крыльями» из черного тополя.
Звукосниматели Godin GJN1 типа «хамбакер» и интерфейс, позволяющий управлять моим гитарным синтезатором Roland GR-20, который я использую для создания таких звуков как звук ситара, например. У Yamaha гриф из клёна и красного дерева, накладка грифа из слоновой кости, изогнутая верхняя часть деки из клёна, задняя часть из красного дерева. Два звукоснимателя Alnico V SGH-1SOB типа «хамбакер». В дополнении я использую процессор эффектов Roland VG-99 V-Guitar. Дальше подключаюсь к усилителю-комбику Laney Lionheart L20T410. Также у меня есть басовый усилитель Kustom DE200, который я использую когда хочу получить низкий и глубокий басовый звук.
- Как записывался твой новый альбом?
- Я записывал свои партии дома, в отделённой от других музыкантов комнате. Моя гитара через микшер Yamaha подключалась и обрабатывалась в программе Steinberg Nuendo. В некоторых фрагментах я записывал дополнительные партии гитары наложением.
- У тебя ещё есть трёхгрифовая гитара. Расскажи о ней.
- Эта гитара была создана несколькими мастерами из Киева: Сергеем Кроличенко, Алексеем Василецом, Игорем Тишковским и Владимиром Радченко. Она называется Avax Enver-Travel и объединяет в себе три разные гитары, каждая со своим выходом. Специальные устройства позволяют мне использовать все три одновременно в такой последовательности как мне нужно при игре. Каждая гитара имеет своё имя. Я назвал их по именам моей семьи – жены Мевиды и дочерей Гульмиры и Ление. Инструмент состоит из безголового грифа из клёна и бубинга (африканское розовое дерево) с ладами. Накладка грифа из венге. Корпус из сапеле (ароматное красное дерево). Мини хамбакер Seymour Duncan Mini у грифа и DiMarzio Air Zone у бриджа. Вторая гитара – тоже с ладами, без головы, корпус из сапеле, гриф из клёна и бубинга, накладка грифа из орехового дерева. Звукосниматели – Ibanez. Обе эти гитары очень напоминают гитары Steinberger. Третья гитара – обыкновенный 4-х струнный бас с грифом из розового дерева и звукоснимателем P-Bass. Я могу использовать свою технику игры сразу на трёх по-разному звучащих инструментах и это даёт мне возможность создавать и исполнять очень интересные и музыкально насыщенные композиции.
- Почему ты решил исполнить кавер Deep Purple “Smoke on the Water” вместе со своей дочерью Ление на её альбоме Traveling by Crimea?
- В молодости я очень любил эту группу и часто исполнял их музыку. Я хотел провести переоценку ценностей, используя свою технику тэппинга. Надеюсь, что нам удалось что-то новое и при этом мы не испортили эту великую композицию. Эта песня нравится мне тем, что она доступна всем гитаристам независимо от возраста, цвета кожи и вероисповедания.