Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Интервью

Дмитрий Малолетов о записи альбома "Облака"


      Автор: Сергей Арзуманов
      Дата публикации: 06 апреля 2015 г.

В интервью специально для guitar.ru Дмитрий Малолетов рассказывает о своем новом альбоме "Облака", о том, как происходила запись и о том, как правильно записывать гитару.

- С момента твоего последнего альбома прошло 9 лет. Почему был такой долгий перерыв? Не было нового материала?

Дмитрий Малолетов: Материала очень много. Практически каждый день я делаю наброски новых пьесок, фиксирую интересные моменты, импровизирую. Это уже привычка. И за годы такого образа жизни жесткие диски компьютеров (которых я сменил уже с десяток) переполнены.

Однако все эти наработки остаются в виде заготовок, набросков и первоначальных демоверсий. Понятно, что в таком виде выпускать музыку нельзя. А приводить все это в окончательный вид достаточно сложно. Сам понимаешь, чтобы сделать запись хорошо, на приличном звуке, с живыми музыкантами, в профессиональной студии, требуются большие затраты, и не только материальные, но и эмоционально-психологические. Невольно крутится в голове вопрос: «А зачем, собственно, этот диск нужен?» Покупать его не будут (в лучшем случае скачают), рынка для реализации, то есть дистрибьюции, у нас нет. Словом, диск выпускается только для того, чтобы поставить «галочку». В лучшем случае его купят полсотни человек на концертах.

Понятно, что такое положение дел и такие мысли не дают никакого стимула к выпуску какой-то продукции. И такое настроение не только у меня, кстати. С кем ни говорю о выпуске CD, все в один голос отвечают, типа, «надо бы сделать что-то, материала много, но зачем?» Сил тратится много, а толку нет никакого ни в карьерном росте, ни в статусе, только денежные затраты. И на выходе еще получишь оценку форумных авторитетов: «Ван Хален лучше»!

Альбом Дмитрия Малолетова ОБЛАКА

Может быть я бы и продолжал так жить дальше, но в дело вмешался один хороший человек – Сергей Ковальчук. Он успешный бизнесмен, а также очень творческая личность (известный в стране фотохудожник) и большой поклонник музыки. Вот он и подтолкнул меня к записи. Плюс ко всему у меня 16 апреля в Московском Международном доме Музыки уже давно был намечен концерт и, пользуясь случаем, я решил к этой дате выпустить CD?

- Я пока слышал только одну композицию с нового альбома, и сразу возник вопрос – почему ты отказался от чисто сольного исполнения, сделав шаг к полноценному ансамблевому звучанию? Есть ли на альбоме сольные композиции, где играет лишь одна гитара?

Дмитрий Малолетов: На диске 15 композиций, из них пять записаны тэппингом, сольно, где звучит одна гитара. Одну пьесу я записал фингерстайлом и одну наложением в две гитары с басом. Так что без ансамбля музыки на диске хватает. Но восемь пьес записаны с группой. При записи я умышленно отошел от клавиш. Они присутствуют только в паре моментов как пэды. Мы играем на концертах в трио (гитара, бас и ударные), и в таком же виде хотелось сделать диск. Я перестал бояться пустоты на записи. Более того, делаю максимально разряженную аранжировку, чтобы в музыке был воздух. Некоторые аккомпанирующие партии я, конечно, подложил на записи, но в целом альбом записывался живьем, без хитростей и студийной «химии».

- Где происходила запись альбома? И кто сводил, кто мастерил?

Дмитрий Малолетов: Записывались мы в студии Вячеслава Самойлова в Москве. Это простенькая студия, без особых дорогущих приборов. Но нам важно было играть в приятной атмосфере. Поэтому мы выбрали эту студию, хотя в Москве есть места и покруче. Но, если честно, я не гнался за чудо-звуком. Мне приходилось слушать диски, записанные за границей, в именитых студиях. И тогда я ловил себя на мысли, что у нас бы они сыграли лучше. Ведь часто музыканты замечали (я уж точно), что иногда запись, сделанная на репетиции на мобильный телефон, звучит куда лучше идеально-стерильной студийной! Потому что в студии уже нет того «отвяза», присутствует скованность, так как люди при игре себя излишне контролируют. Вот этого я хотел избежать. Надо просто получать удовольствие и жить своей жизнью, делая то, что нравится, не заботясь особо о вкусе толпы. И как получится, так и получится. Вот с таким настроением мы и играли.

Что касается технической работы по сведению и мастерингу, то тут принимали участие многие люди. Больше как консультанты-советники. Основные технические задачи я делал сам. Дело не в том, что я экономил деньги или не доверяю профессионалам, просто я очень люблю все это дело. Может быть мало кто знает, но я помимо прочего 15 лет был редактором технического журнала «IN OUT Техника в шоу-бизнесе», неплохо разбираюсь в технике и имею большой студийный опыт еще со времен аналоговых магнитофонов. Сведение – это такое же творчество, как и игра на инструментах. Поэтому когда кто-то говорит, что сводить должны профессионалы, а не музыканты, тем более не композиторы, которые написали музыку, то меня это всегда влегкую настораживает. Я знаком с большим количеством людей из шоу-бизнеса, но хотелось самому поэкспериментировать и сделать все так, как я это представляю и как это меня бы устроило. Думаю, я, как автор, имею на это право.

Тем более я ставил определенные задачи. Наверное все знают проблему современного продакшна – войну громкостей. Когда лимитерами доводят уровень записи до такого состояния, что форма волна стереотрека отражается в виде двух ровных прямоугольников. Я не могу даже одну песню дослушать до конца, сделанную по такой технологии. Поэтому этот диск я сводил так, как это делали в старые времена. Я очень мало применял компрессоры, лимитеры и тому подобное. Я просто не участвовал в войне громкостей. Если ее кому-то не хватит, он может просто прибавить ее у себя в плеере. Я сохранил всю динамику и живое звучание, с перепадами от piano до forte. Это большая редкость в современной звукозаписи.

Понятно, что это может кому-то показаться старомодным, несовременным. Но включить лимитер и «набычить», то есть разогнать микс, много ума не надо. Поэтому тот, кто работает над этой проблемой, кто пытается сохранить и донести тонкие нюансы игры, все поймет. На мой взгляд, не может приятно звучать музыка, где от лирического вступления до мощной кульминационной коды индикатор уровня сигнала показывает 0 децибелл. Это просто неправильно с музыкальной точки зрения. Слух отказывается это принимать. Это все придумали звукорежиссеры радиостанций, которые боятся, что на другой станции, где музыка звучит громче, будет казаться, что там звучит лучше.

Но у человека, слушающего музыку в плеере, этой проблемы нет. Поэтому я и делал все по-старинке. Бас по динамике гуляет, стереоканалы с аккомпанирующими партиями «стреляют». Но это и есть музыка. Именно на эти изменения и реагирует слух, который больше всего не любит одинаковости. Сгладил эти шероховатости – и все пропало. Мне уже высказали свои мысли по этому поводу многие знакомые продюсеры и звукорежиссеры. Некоторые миксы делали разные люди, но я все равно на диск оставил свои варианты. Именно так я чувствую свою музыку, и в таком виде хочу ее донести до слушателя. Так что тема звукорежессуры – это тема для отдельного разговора и дискуссии.

Еще один плюс к тому, чтобы делать сведение самому, было то, что недавно я приобрел отличный аудионтерфейс Apollo фирмы UAD. А также много замечательных плагинов, лучше которых в цифровой записи найти сложно. Они могут работать тонко и качественно, почти как железные прототипы. Но даже эти замечательные компрессоры я не использовал на сольном и аккомпанирующих гитарных треках. И не компенсировал в некоторых пьесах бас, который тоже «стреляет», но при этом живет, а не просто гудит на одном уровне. Поэтому тем, кто занимается звукозаписью, будет, надеюсь, интересно посмотреть на мои методы работы в качестве продюсера. Я понимаю, что здорово рискую, идя по такому пути, но это мой сознательный выбор. А выбор состоит в том, чтобы либо сохранить динамику, живые нюансы игры, либо причесать, загладить, зажать музыку так, чтобы она звучала как монолит, производя впечатление лишь первые двадцать секунд.

- А кто, кроме тебя, принимал еще участие в записи альбома?

Дмитрий Малолетов: В записи принимал участие Павел Гладышев, отличный барабанщик, с которым я уже много лет играю в группе. Два трека ударных я записал с известным музыкантом и продюсером Владимиром Роздиным. Это легенда в барабанном мире. На басу играл Михаил Махач, но в некоторых пьесах я играл бас сам, так как очень люблю бас-гитару. Я же начинал путь в рок-музыке как басист, и только потом перешел на соло-гитару…

- Как долго ты записываешь свои сольные партии? Вылизываешь каждую нотку или пишешь два-три дубля и выбираешь лучший?

Дмитрий Малолетов: На этом диске я ничего не «вылизывал», так как все это просто никому не нужно. Ни слушателям, ни самим музыкантам. Понятно, что современные программы могут делать чудеса, все умеют нарезать треки, но в данном жанре это просто не имеет смысла. Самые лучшие треки – это когда поймано настроение и есть такое ощущение, которое я называю «полётность». Когда музыканты не «рожают», выдавливая из себя звуки дрожащими руками, а летят как на крыльях!

Конечно, при записи на студии были места, которые я переписывал, но в целом, как мы играем живьем, так и писали. Думаю и аудитории интересно слушать не компьютерные рисунки, а то, что они слушали на концертах. Но главное, я снял с себя давление всяких мыслей, что все должно быть безукоризненно круто и сделано идеально! В этом ожидании, что «когда-то я сыграю лучше» и поэтому надо запись отложить, есть опасный момент: запись будет откладываться на годы и десятилетия. А потом все эти композиции, которые написаны и лежат в компьютере в виде демок и набросков, уже теряют актуальность.

В результате жизнь проходит в какой-то подготовке к чему-то в будущем, каком-то ожидании лучших времен. Но времена, как показывает жизнь, с каждым годом не становятся лучше. И еще, когда снимаешь с себя вопросы, типа, кто как оценит мою «кривую игру», то многие вещи сразу идут легко и все становится на места. Мое дело играть, а людям, которые будут слушать, оценивать. И как всегда, кому-то понравится, кому-то нет, это уже не мое дело.

Я знаю некоторых авторитетных музыкантов, которые не могут записать диск и выпустить хоть что-то, так как боятся потерять завоеванный когда-то авторитет, и жутко боятся критики. Показывать-то им надо что-то сногсшибательное! А с ног-то уже давно никого не собьешь. Поэтому мы альбом писали легко и непринужденно. Нет никаких приукрасок и «химии». Все натурально, просто, без искусственных, надуманных наворотов. Изначально я ставил именно такую цель.

- На альбоме – очень красивый звук гитары. Какие инструменты и педали ты использовал для достижения такого звучания?

Дмитрий Малолетов: Я не использую никакие педали ни на концертах, ни на записи. Весь диск записан только гитарой, включенной в усилитель, снятой микрофоном. Это все. При такой схеме получается самый лучший кранчевый звук, и никакой авторитет на свете меня не переубедит!

В свое время я много наигрался с Роландами, Фракталами, Кемперами и так далее. Но звука я там не добился. Отключите все красивости (ревербераторы и дилеи), и ничего уже от звука не останется. Не отвечают они на звукоизвлечение, не играют разными красками… И слушать долго все это не хочется. Происходит быстрое привыкание к звуковому сигналу, и после привыкания автоматически возникает желание поменять пластинку. А живой звук, при всех его шероховатостях и «непричесанности», наоборот притягивает к себе. Он завлекает. Цифровые приборы дают эффект в первые минуты. Кажется, что очень круто звучит. А потом хочется выключить прибор. А аналоговый, ламповый звук сначала кажется каким-то колючим, неотесанным, а потом привыкаешь к нему, он все больше и больше пропитывает магией.

Мы как-то в студии сравнивали запись, сделанную через ультрамодный процессор, и по старинке – через усилитель и микрофон. По всем статьям победил усилитель. Но усилитель требует хорошей техники игры. Поэтому многие любят свои процессоры, потому что готовый пресет сразу дает подобие «сатриани». Но по-настоящему «сатриани» получать долго, дорого, и нужно нежилое помещение. Не все могут это позволить. Поэтому процессоры будут все больше популярны в массах любителей. Но серьезные профессиональные музыканты, отдающие жизнь гитаре и музыке, еще долго будут играть по-старинке.

Хотя у меня много гитар, я весь диск записал на гитаре ERG. Это израильская компания, с которой у меня добрые отношения. Они сделали мне отличный именной инструмент для тэппинга, но я на этой гитаре играю и в группе. Раньше я думал, что надо на альбоме менять гитары в каждой композиции. Таким образом будет достигнуто разнообразие, широкая палитра. Но это опасно тем, что у музыканта не проявляется своего саунда. Это как человек, у которого все время меняется голос. И поэтому человека трудно узнать и как-то отличить от других.

Музыканту не нужно иметь сто звуков, нужно найти два-три, но своих, по которым тебя сразу будут узнавать. Поэтому на этом диске звук гитары и манера игры проходят в одном ключе. И хотя композиции разные, в них красной линией проходит некий стиль игры, блюзовый фил, но с элементами ранней классики. Если кому-то интересно, то усилители у меня Engl (комбо) и два усилителя Ostap Custom. Микрофоны – AT 4050 и конденсаторный AKG (модель не помню). Никаких секретов в записи нет. Вся эта технология давно известна. Гитара, провод, усилитель и микрофон (или два микрофона). Все остальное уже работа гитариста.

- Обычное состояние любого музыканта – неудовлетворенность конечным результатом, мысли о том, что можно было сделать лучше. Есть ли у тебя такое чувство по отношению к альбому?

Дмитрий Малолетов: Конечно, можно сделать все лучше и в техническом плане, и в исполнительском, но все же в целом диском я доволен. Думаю, там есть несколько композиций, которые получились, и не пройдут незамеченными в гитарной среде. Кстати, изначально диск назывался «Сквозь века». Я полгода писал книгу по модальной гармонии и много занимался средневековой лютневой музыкой и ранней классикой (об этом тоже хотелось бы поговорить как-то отдельно). Мне хотелось в композициях обязательно отразить этот материал и сделать микс блюза с легким отголоском классических гармоний и оборотов. Практически в каждой композиции есть такие элементы. Но потом я выложил в социальных сетях композицию «Облака». Многим она понравилась, и я решил сделать ее заглавным треком.

- Многие сейчас говорят о том, что в наше цифровое время понятие «альбом», как сборник композиций, проходит. Молодежь просто скачивает те песни, которые нравятся, и неважно, в какой альбом они входят. Твое мнение на этот счет?

Дмитрий Малолетов: Возможно, понятие альбома и проходит, но я выпустил альбом не только в электронном виде, но и на физическом носителе. Думаю, альбомы никуда не денутся, так как выпускать CD все равно необходимо. Что касается iTunes, то конечно времена диктуют новые правила игры. Например, крайне неэффективными являются длинные пьесы. Люди быстро улавливают суть и бегут дальше. Поэтому на диске многие композиции не больше трех минут. Что касается альбомов, то кто-то скачает одну композицию, кто две, а кто-то целый альбом. Это пусть решает каждый.

- Будет ли альбом представлен на iTunes?

Дмитрий Малолетов: Да, он уже появился в сети на iTunes и Google Play, и его можно приобрести всего за 100 руб.

- Ну и напоследок - скажи, что ждет зрителей 16 апреля в ММДМ?

Дмитрий Малолетов: 16 апреля будет мой сольный концерт: творческий вечер и презентация альбома. Конечно, помимо нашей группы, будет много гостей. В частности уникальный дуэт «Two Siberians» (известный в России больше как «Белый острог»), американский вокалист Chuck Register и многие другие друзья, коллеги.

В заключении хочется поблагодарить многих людей, которые помогали мне в записи, в технической работе, в организационной: Сергея Ковальчука, Сергея Куприянова (Sigma Guitars), Юлию Рынкову (D’Addario), компанию ERG, Павла Гладышева, Михаила Махача, Владимира Роздина, Вячеслава Самойлова и многих-многих других!

Дополнительные сведения:


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: