|
      Автор: Артем Фролкин       Дата публикации: 12 марта 2010 г.
Марк Нопфлер родился 12 августа 1949 года в столице Шотландии городе Глазго. Отец его был архитектором по образованию, до войны жил в Венгрии, где придерживался коммунистических, антифашистских позиций и, к тому же, был евреем. Это заставило его во время войны перебраться в Англию, где он женился на учительнице по имени Луиза Мэри. После этого он забросил политическую активность и в 1947 году у четы Нопфлеров рождается дочь Рут, а в 1949 году - Марк (полное имя – Mark Freuder Knopfler).
Через семь лет семья переехала в Ньюкасл, где и прошло сознательное детство музыканта. Нопфлеры всегда отличались любовью к музыке: отец гитариста достаточно неплохо играл на нескольких инструментах, и с детства приучал Марка к игре на фортепиано, виолончели и гитаре. Однако специального музыкального образования Марк Нопфлер так и не получил, что было достаточно свойственно тому поколению рок-музыкантов. Говоря про ноты, Марк вспоминал, что по его словам он «не врубился в это сразу». «Я был словно человек, который вдруг научился читать. Для меня открылся целый мир, о существовании которого я и не подозревал. И этот мир был безумно интересен» - говорил Нопфлер, когда, наконец, изучил ноты.
На юного Марка производила большое впечатление игра его дяди Кингсли на губной гармошке и пианино. А первыми гитарными образцами для подражания у Марка Нофлера были американские музыканты: Джеймс Бартон и гитарист Элвиса Пресли Скотти Мур. Из блюзменов Марк Нофлер охотно слушал Лонни Джонсона. Но самое яркое впечатление Нофлер получил в 16 лет, слушая Би Би Кинга: "Когда я впервые услышал Би Би Кинга, мне было 16 лет. Это был концертный альбом Live At the Regal, для меня это было потрясающее событие. Приветствия, отзвук в публике и то ощущение гитарной игры". Марк также очень любил Джимми Хендрикса, Джанго Рейнхарда и обожал музыку кантри. Как можно понять, больше всего Марк любил гитарную музыку и почитал исполнителей-гитаристов.
Вероятно именно поэтому в школьном возрасте Марк Нофлер отказался от заграничного путешествия, которое предложили ему родители, и потребовал взамен электрогитару. Родители согласились на уговоры сына и купили ему гитару Hohner Super Solid, подражание Fender Stratocaster. С тех пор практически всё свободное время Марк Нопфлер проводил с гитарой. Как многие ребята его поколения, Марк играл в нескольких школьных ансамблях. В шестнадцать лет он вместе со своим другом Хью Херкомбом даже участвовал в телепрограмме на местной телестанции – большой успех для начинающего музыканта.
В 1967 году Марк закончил Госфордскую грамматическую школу и уехал изучать журналистику в Харлоуском техническом колледже, где провел один год. После учебы Марк Нофлер пошел работать младшим репортером газеты в Лидсе. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей и проработал в газете два года. Во время работы Марк познакомился с музыкантом по имени Стив Филипс. Произошло это, когда Марк брал у него, тогда уже известного в округе блюз-кантри гитариста, интервью. А ушёл он вот по какой причине: "Умер Хендрикс, я слушаю его записи весь день и плачу горькими слезами. Тут приходит мой редактор и говорит: "Слушай, умер какой-то Хедрикс или Хенрикс, узнай, напиши что-нибудь..." Я думаю: "Что за сволочи кругом!" и ушёл из газеты..." По словам его бывшего шефа, Марк был весьма талантливым журналистом.
Так получилось, что начальника Марка в газете звали тоже Стивом Филиппсом. Это совпадение привело к тому, что в некоторых вариантах биографии музыканта Стива Филлипса записано, что Стив, как и Марк, занимался журналистикой. Стив Филлипс до сих пор вспоминает, что после концерта, на который Марк приводил своего начальника – другого Стива Филлипса, первыми словами Марка были: "Стив Филлипс, познакомьтесь, - Стив Филлипс".
Стив и Марк обнаружили много общего в своих музыкальных вкусах и решили организовать дуэт под названием The Duolian String Pickers. Днём Марк продолжал работать в качестве репортёра, а вечером занимался в университете. Стив в это время работал реставратором картин и мебели в Художественной галерее Лидса. Некоторые песни тех лет представлены в альбоме Стива 1996 года - Just Pickin. "Он хорошо играл на гитаре" - отзывался Стив о юном Нопфлере. Стив оказал большое влияние на игру Марка, показав ему приёмы игры на соло-гитаре, позаимствованные у исполнителя чёрных блюзов Лонни Джонсона, и технические тонкости, расширяющие возможности игры пальцами в стиле кантри-блюз, которые Марк затем развил и преобразовал в свой собственный стиль игры на гитаре. Это стало важным этапом в развитии Марка как гитариста. Позже он сказал Джеку Сонни, что он перестал играть, щипая струны, когда обнаружил у своей гитары "голос".
Живя в Лидсе, Марк сделал свою первую запись. Это случилось в комнате, которая была превращена в студию в доме в Падси. Песня называлась "Лето приходит ко мне" и Марку аккомпанировал Стив Филлипс на 12-струнной гитаре.
Вскоре Марк решил продолжить обучение и получить степень по английскому языку в университете Лидса. Плату за обучение за него внёс отец. В течение этого года Марк женился, но брак оказался непрочным. В 1973 году Марк Нопфлер получил диплом преподавателя английского языка и литературы. Все эти годы Марк не забывал гитару, играл с разными студенческими группами, и в день окончания университетского курса он сел в поезд и укатил в Лондон с твёрдым намерением играть в рок-группе. "Я открыл газету "Melody Maker", - вспоминает Марк, - выбрал самое большое по размеру объявление и пошёл на прослушивание. Собралось довольно много гитаристов. Когда настала моя очередь, все пожелали мне удачи - так оно и вышло". Затем была работа в ритм-энд-блюзовой группе Brewer's Droop. "Меня мутило от их музыки", - сказал Марк уже будучи известным. Через два месяца выясняется, что группа меняла музыкантов в тщетной надежде расшевелить удачу, но у них ничего не вышло, и команда распалась. Но группа успела выпустить альбом. Там играет знаменитый Дэйв Эдмундс и на некоторых треках пока неизвестный Пик Визерс. Впоследствии этот альбом много раз переиздавался.
После ухода из Brewer's Droop Марк Нопфлер на время становится преподавателем литературы и английского языка в Loughton College в графстве Эссекс, где он и оставался в течение двух лет, снимая квартиру в Бакхёрст Хилл.
Тем временем, младший брат Марка, Дэйв, не закончив курса в бристольском политехникуме, приехал на несколько недель в Лондон. И там нашёл себе работу в отделе социального обеспечения. Он стал социологом и освоил к этому времени гитару.
В свободные дни Марк приезжал в Лондон на своём мотоцикле, и братья засиживались допоздна, играя на гитарах, и сами того не зная закладывали основу будущей группы Dire Straits. Вскоре Марк поехал собирать группу из своих друзей из Loughton College. Они назвали себя Cafe Racers. Но состав группы постоянно менялся, и вскоре в неё вошёл и Дэйв, который тем временем жил в одной квартире с Джоном Иллсли.
Однажды вечером басист Cafе Racers заболел, и Джона Иллсли попросили его заменить. Теперь Марк и Джон стали играть вместе, и очень быстро заслужили хорошую репутацию на сценах местных пабов. Они играли в летние вечера и много народу собиралось, чтобы их послушать, но всем было ясно, что настоящего будущего у группы нет.
Однако тогда Джон быстро понял, что Марк не только талантливый и своеобразный гитарист, но и одарённый автор песен. В течение лета 1977 года, трое музыкантов играли и репетировали песни Марка. Играли тихо, слушая друг друга. Марк Нопфлер напевал, не напрягая голоса, почти бормотал под нос. Играя на гитаре, он не пользовался медиатором, как делал это обычно, играя в группе. Он перебирал струны пальцами - часто потому ещё, что медиатор куда-то задевался, и искать его было лень. Таким образом, стиль будущей группы принимал всё более явные очертания.
Материал новой группы определялся, и пора было искать барабанщика. Пока это единственный, кого им не хватало. Марк сказал, что знает идеально подходящего для музыки, которую они хотят играть, парня по имени Пик Визерс.
Пик стал профессиональным музыкантом в возрасте 17 лет и к тому времени был уже опытным барабанщиком. На своём счету он имел альбом, записанный вместе с группой Sрring. Группа играла музыку фолк, а сам Пик был барабанщиком тонким и деликатным. Он был приглашён в Фаррар Хаус, и вскоре они стали выступать под именем старой группы Марка Cafe Racers. Джон вспоминает: "Играть с Пиком Визерсом было фантастикой… Мне никогда не игралось с кем-то лучше, чем с ним".
Начались интенсивные репетиции. Под репетиционное помещение оборудовали одну из спален квартиры, смастерили навесной потолок, забили пространство звукоизоляционным материалом, на стенки наколотили старые ковры… Комната была крохотная: в ней с трудом умещалась барабанная установка и гитарные усилители, трём гитаристам приходилось всегда стоять. Все музыканты, к тому же, оказались курящими - минут через двадцать после начала репетиций от табачного дыма было ничего не видно. Тем не менее, играли часами и собирались каждый день.
Положение новой группы было двойственным, потому что с одной стороны, участники её сочувствовали духу времени – зарождавшейся новой волне, но с другой - по музыкальному уровню и стремлению к совершенству они явно относились к классическому року.
Дебютировала группа 9 июля 1977 года на панк-фестивале, который был организован на зелёной лужайке позади их многоквартирного дома "Фаррар Хаус". Ну, собственно, говорить о какой-то организации, пожалуй, преувеличение. Джон Иллсли вспоминает, что в тот день собралось около тридцати панк-групп, которые пришли с разнокалиберными барабанами, с расстроенными или просто бесструнными гитарами, пели, как говорится, нестройно, зато не вместе. Никто не хлопал, и певец мог сказать в микрофон: "Щас мы исполним песню на бис... Вы будете аплодировать-то, сволочи?"
После пары выступлений музыканты решили придумать себе новое название и перепробовали много разных вариантов. И наконец друг Пика, увидев их бедственное финансовое положение, в шутку заметил, что им бы следовало назвать свою группу Dire Straits, что в вольном переводе с английского значит "хуже некуда" (или "Полное Безденежье" или "Затруднительные обстоятельства"). Что и было сделано.
Марк Нопфлер: Спокойный человек рок-н-ролла, часть 2 Марк Нопфлер: Спокойный человек рок-н-ролла, часть 3
|