|
      Автор: Фельдшер Живаго       Дата публикации: 20 марта 2006 г.
В июле 1991 года я прилетел в Буэнос-Айрес для репетиций собственного мюзикла. Я написал его по заказу испанской компании «Всемирные мосты культуры», а ставить его должны были в Буэнос Айресе. От той поездки у меня осталась масса добрых впечатлений и ностальгических воспоминаний. Часть из них вылилась в серию Аргентинских рассказов, а кое-что я держу про запас. Из этих запасов памяти недавно всплыла еще одна встреча, о которой я до сих пор не рассказывал, но вот подошло время написать и о ней…
В той поездке судьба свела меня с музыкантом, творчество которого полюбил на всю жизнь, а его диски стали любимейшими в моей обширной музыкальной коллекции. Он, наверняка, уже и не вспомнит меня, но я очень благодарен судьбе, давшей мне возможность узнать этого уникального музыканта, певца и композитора, которого сегодня называют «национальным достоянием Аргентины». Зовут его Луис Салинас…
В Буэнос-Айресе меня принимали как дорогого гостя и, конечно же приготовили культурную программу, в которую входило посещение нескольких спектаклей и концертов самых различных жанров.
В самый первый вечер, практически через три часа после 26-часового перелета мне довелось посетить концерт звезды аргентинского танго, певицы, танцовщицы и актрисы Игл Мартин. Концерт тот назывался «Ritos and Condombre», он успешно шел в театре уже несколько лет при полных аншлагах. Билетов на «Ritos and Condombre» было не достать за полгода вперед, но мой приятель Хорхе, ведущий импресарио Аргентины, был всемогущ и бескрайне гостеприимен. Не существовало в Буэнос-Айресе преград, которые бы он не преодолел. Как только зашел разговор о великой Мартин, Хорхе решил, что всем надо пойти ее на концерт. Он тут же сделал несколько звонков и через час нам привезли билеты в партер. Хозяин эффектно преподнес их под общие аплодисменты гостей, собравшихся в его доме. Времени до спектакля оставалось совсем немного, и Хорхе с друзьями стали наперебой объяснять мне, какого уровня артистку нам предстоит увидеть и услышать. Их рассказ настолько заинтриговал меня, что я просто не мог дождаться начала шоу.
Следуя старинной аргентинской традиции, на тот концерт мы, естественно, опоздали. Восторженные объяснения и стоны в предвкушении предстоящего шоу, вкупе с льющимся шампанским и цитатами из песен великой Мартин успешно похоронили чувство времени. За всеми этими восторгами и тостами мы перестали думать о такой мелочи, как начало спектакля, а когда вспомнили, то оставалось меньше пяти минут, чтобы доехать до театра и попасть в зрительный зал. Как по пожарной тревоге, вся толпа выскочила из дому, расселась по машинам и понеслась в театр, отчетливо понимая, что нам уже ни за что не успеть к третьему звонку…
Пробираясь в полной темноте к своему месту и слушая шипение сидевших, я чувствовал себя сильно смущенным. В зале было темно как на дне морском, на сцене, казалось, ничего не происходило, только в одиноком луче прожектора стояла худая волоокая красавица с подобранными в высокую прическу смоляными волосами. Прикрыв глаза, едва шевеля губами, она читала стихи. Зал, застыв, смотрел на ее выбеленное лицо, на котором настоящим пожаром горели чувственные губы, накрашенные нарочито яркой помадой в стиле 30-х годов. Я, ни слова не понимая по-испански, уже через минуту был захвачен этой декламацией совершенно непонятных, но завораживающе мелодичных стихов. Ее чтение было похоже на медитацию, на молитву неизвестному мне экзотическому Богу, в нем отчетливо слышалась ритмика, присущая танцу. Да, пожалуй, это был танец в стихах…
Мартин дочитала стихотворение, под зазвучавшие аплодисменты свет прожектора стал медленно угасать, а справа от того места, где стояла певица начал медленно появляться световой круг от луча другого прожектора. В снопе этого несущегося из мрака потока света я увидел сидящего на высоком стуле гитариста. Он был полноват, длинные черные волосы, завиваясь крупными кудрями, ниспадали на плечи, глаза были закрыты, голова слегка наклонена, как будто он хотел услышать ответ гитары, а руки медленно поглаживали струны. Гитарист начал играть какую-то щемяще-минорную и очень ностальгическую балладу. В мелодии было что-то от фламенко, но это была аргентинская музыка, более сложная гармонически, с характерными мелодическими оборотами и разрешениями…
Если честно, то больше из того концерта я ничего не помню ни о певице, ни о других музыкантах оркестра: гитарист полностью захватил мое внимание и эмоции и уже не отпускал до самой последней минуты. Он играл как Бог. Все, что происходило вокруг него, враз померкло для меня, и больше уже не привлекало особого внимания. Естественно, Мартин была потрясающа. Несомненно, оркестр играл великолепно. Но бесспорным центром моего внимания был именно гитарист. Он и его акустическая гитара на время спектакля стали настоящим магнитом моих чувств. Гитарист был молод, экспрессивен и полностью растворен в музыке и действии на сцене. Он смотрел на певицу с обожанием и восхищением, сопереживал каждому ее слову и буквально сливался с Мартин в одном коконе музыки, танца и тягучего и сладостного, как секс, звука. Они были неотделимы друг от друга, но для меня, похоже, их дуэта было слишком много. Я «прожил» тот концерт вместе с гитаристом, и только с ним.
Спектакль был одноактный, шел чуть больше часа. Все исполнители выложились на полную катушку, эмоций на сцене и в зале было столько, что больше часа это действо и не могло длиться. Спектакль шел нон-стоп, в нем был сквозной сценарий, песни перемежались танцами и короткими монологами, а в перерывах между выходами певицы вся сцена принадлежала гитаристу. Он сыграл две сольные вещи на акустической гитаре и еще одну – в дуэте с аккордеонистом. Мастерство его игры было не просто высоким. Оно было сногсшибающим. Так играть вживую, на концерте, могут далеко не многие. Это в студии можно переиграть или поправить сыгранное. Тут все было на пределе эмоций, и без права даже на малейшую ошибку. Гитарист практически не смотрел в зал и никак не реагировал на аплодисменты, которых ему в тот вечер досталось немало, он весь был сосредоточен в музыке и ритме, он составлял единое целое со своей гитарой…
Концерт закончился, Хорхе и его гости обступили меня прямо в зале, ожидая восхищения и похвал, которые я, конечно же, не замедлил выразить. Финалом нашего похода было предложение Хорхе сходить за кулисы и лично выразить артистке наш восторг и благодарность. Идея была принята на «ура», и все двинулись за кулисы, где, как стало сразу видно, Хорхе был «своим» человеком. Поднимаясь на сцену, я успел шепнуть Хорхе, что хотел бы выразить свое восхищение не только певице, но и гитаристу. Мой аргентинский друг посмотрел на меня с нескрываемым удивлением (неужели кто-то еще может быть интересен, если мы идем к кумиру всей Латинской Америки!?), но пообещал это устроить.
После наших традиционных и искренних восторгов и благодарностей, которые певица выслушала отстраненно-спокойно, без особых эмоций (ее гримерка уже была завалена цветами, и мы были десятыми по счету посетителями в тот вечер), Хорхе повел меня в соседнюю комнату, где в окружении музыкантов сидел гитарист.
При ближайшем рассмотрении возраст его стал еще более отчетливо виден. Ему было не более 25 лет. Звали его Луис Салинас. И, как позднее мне рассказали, он уже считался восходящей звездой аргентинской сцены. Луис неплохо говорил по-английски, поэтому нам не нужен был переводчик, и я сам выразил музыканту свое искренне восхищение. Стоящий рядом Хорхе представляя меня, зачем-то назвал известнейшим композитором России, чем смутил парня, а заодно и меня самого. Знал бы этот парень, как он потряс меня, и на сколько световых столетий он был впереди меня как музыкант!
Я спросил, нет ли у него своих дисков. Луис ответил, что пока нет, но он надеется записать диск в самое ближайшее время. Расставаясь, Салинас пригласил меня зайти на следующий день в клуб «Oliverio», где он обычно играл два дня в неделю. Я с удовольствием принял приглашение.
Второй вечер принес мне еще больше впечатлений и потрясений. Клуб «Oliverio» оказался джазовым, Луис играл в нем исключительно джаз и исключительно на электрогитаре! Тот вечер я опять просидел с открытым ртом, буквально сметенный ураганом его мастерства. Как оказалось, в джазе он был не менее виртуозен! У Луиса в музыке была совершенно своя манера, со звуком, отчасти похожим на Веса Монтгомери, Ларри Карлтона и Джорджа Бенсона, вместе взятых. Салинас умело и причудливо соединял джаз с традиционной аргентинской музыкой. Он брал известные мелодии танго и, на базе них, создавал очень интересные композиции. Синтез джазовой ритмики и красивых, местами даже сладко звучащих мелодий танго дал неожиданный результат: Салинас звучал совершенно уникально, как никакой другой из слышанных мною гитаристов. Самое удивительное было то, что джазовая составляющая творчества Салинаса явилась очень органичным продолжением его творчества в области традиционной аргентинской музыки. Он, подобно Чику Кориа, соединил джаз с народной музыкой бережно и органично, создал синтез двух стилей, соединив их в один, звучащий очень свежо и невыразимо красиво. Аргентинская музыка, особенно музыка Гарделя и Пиаццолы, отличается очень красивой мелодикой и сладкозвучными гармониями. Анализируя ее, многим, а особенно профессионалам, может показаться, что писать такую музыку – проще простого; такими знакомыми кажутся мелодические обороты и гармонические последовательности. Как обманчиво это ощущение! Когда сам пытаешься написать что-то в этом стиле, то тут же скатывашься на банальности, граничащие с пошловатой ресторанщиной.
В перерывах между выступлениями Луис подсаживался к нам за столик и рассказывал о себе и своем творчестве. Луис вырос в музыкальной семье. Его отец был профессиональный музыкант, он рано умер, и мать вышла второй раз замуж за человека, который тоже оказался музыкантом и многому научил Луиса. Салинас начал играть в 4 года, музыке никогда и нигде не учился, что не мешало ему с 12 лет профессионально выступать на сцене в качестве аккомпаниатора и солиста. В 17 лет Луис на год уезжал в Бразилию, где брал уроки у местных гитаристов. Этот опыт ему помог в нахождении собственного стиля. Кроме игры на гитаре Салинас еще и прекрасный певец, хотя этот свой дар он не выпячивает и, обычно, на каждом альбоме записывает не более одной-двух песен.
В середине 90-х, уже в Америке мне случайно попал в руки диск Салинаса. Я был страшно рад узнать, что он становится всемирно известным, был счастлив опять услышать этого блестящего музыканта и задался целью собрать все его альбомы. На это у меня ушло много времени, т.к. все его альбомы пришлось заказывать из Аргентины. С момента нашей с Луисом встречи его карьера взлетела к небесам интернациональной славы. Став интересоваться его творчеством, и собрав все его альбомы, я стал собирать информацию о Луисе. С удивлением узнал, что великий Джордж Бенсон считает его своим самым любимым из современных гитаристов. Даже более того, он несколько раз вызывал Салинаса в Штаты, в свою домашнюю студию в Нью Джерси, где они вместе записали пластинку, которая пока еще не вышла. Кроме того, Луис сыграл несколько соло в различных альбомах Бенсона.
На сегодняшний день Луис уже переиграл с множеством звезд во всем мире, у него долгосрочный контракт с компанией Дэйва Грузина «GPR Records», его альбомы продюсируют супер-продюсеры, типа Майкла Хилла и Томми ЛиПума. Чик Кориа недавно сказал, что «Луис Салинас – один из крупнейших музыкантов Аргентины», а критик журнала Down Beat, в весьма хвалебной статье о Луисе написал: «Салинас – это Бенсон, играющий аргентинский джаз на райском пляже Буэнос-Айреса».
Луис Салинас выпустил семь альбомов, среди которых есть сольный, в котором Луис играет один, безо всякого аккомпанемента. Есть два альбома, которые он назвал «Аргентина I» и «Аргентина II», в которых все произведения – аргентинский фольклор в обработке самого Салинаса.
Совершенно не зная, с какого диска начать, для начала я советую вам послушать его второй «американский» альбом - «Rosario», в котором Луис играет в нескольких стилях. Это – мой любимый альбом, он посвящен матери Луиса Салинаса. На этом альбоме с Луисом играют супер-знаменитости: пианист Боб Джеймс, барабанщик Омар Хаким и басист Ричард Бона. В таком составе играть и быть лидером – мечта многих всемирно известных музыкантов. Альбом (на мой вкус) просто изумительный. В нем так много аргентинского колорита, помноженного на мастерство Луиса и всех остальных участников записи, что не восхититься этим невозможно. Вполне допускаю, что строгим ревнителям джаза этот альбом покажется «недостаточно джазовым». Не слушайте их. Там хватит джаза на 20 лет вперед. Просто это – другой джаз. Творчество Салинаса - синтетический сплав нескольких стилей, основой которому является аргентинская музыка, которую мало кто знает и умеет играть так, как это делает Луис.
Луис Салинас навсегда стал одним из моих кумиров, и сейчас мне кажется, что без его музыки моя коллекция была бы бедной и неполноценной. Я переслушиваю его альбомы регулярно и каждый раз нахожу в них много нового, задевающего очень чувствительные струны моей души.
Очень надеюсь, что и вам понравится Салинас. Верю в то, что его творчество откроет вам новую дверь к аргентинской музыке, одной из самых страстных, чувственных и мелодичных в мире.
|