|
      Автор: Максим Волгин       Дата публикации: 11 мая 1998 г.
Кто такой Роберт Фрипп? Основатель и единственный постоянный участник группы
"Кинг Кримсон". Верно. Но, в первую очередь, это гитарист, в корне изменивший
статус рок-культуры. Если для большинства рок-гитаристов игра - это в первую
очередь развлечение (например, на концерте можно пожертвовать качеством музыки
ради эффектного прыжка, курения во время игры, и т.д.), то для Фриппа это
совершенно серьезное занятие - он даже на концертах играет сидя, чтобы ни в коем
случае не повредить исполняемой им музыке. Вся его деятельность была направлена на
то, чтобы поднять композиторское и исполнительское мастерство в рок-музыке до
качества, присущего музыке академической, а также максимально расширить диапазон
выразительных средств современного гитариста, используя существующие технические
средства.
В возрасте 21 года, окончательно решив заниматься музыкой профессионально,
Роберт неуклонно совершенствует свою гитарную технику и композиторский талант,
играя в своей первой профессиональной группе "Кинг Кримсон", которую он создал
вместе со своим лучшим другом - вокалистом Грегом Лэйком. Несмотря на то, что
Роберт - левша, играющий на гитаре "праворуким" способом, немногие гитаристы могли
с ним сравниться в течение всей его профессиональной карьеры. Ни один из
участников "Кинг Кримсон" (в разных его составах), умеющих играть на гитаре, даже
не пытался играть вместе с Фриппом. Впервые второй гитарист появился только в
четвертом составе "Кинг Кримсон". Это был легендарный "электронный гитарист"
Эдриан Бэлью, извлекавший из гитары совершенно немыслимые для музыкального
инструмента звуки, в том числе крики чаек в песне "Matte Kudasai" ("Пожалуйста,
подожди", яп.) или трубный голос слона в песне "Elephant Talk", а также игравший
на безладовой гитаре (!) в песне "Man With An Open Heart".
Однако, вернемся к 1969 году. В первом составе группа записывает два альбома:
"In The Court Of The Crimson King" (1969) и "In The Wake Of Poseidon" (1970). В
70-м году Грег Лэйк уходит в группу "Emerson Lake & Palmer", а "Кинг Кримсон" в
новом составе записывает альбом "Lizard", причем заглавную песню исполняет
вокалист группы "Yes" Йон Андерсон. Затем выходит альбом "Islands", где Фрипп
выступает в основном как композитор - гитарных партий там немного.
В 1973 году состав вновь меняется. В группу приходят: вокалист/басист Джон
Веттон, бывший ударник "Yes" Билл Брафорд и скрипач Дэвид Кросс. Группа записывает
великолепный альбом "Larks' Tongues In Aspic", а на следующий год - "Starless &
Bible Black". В 1974-м выходит легендарный "Red". В 1975-м группа распадается на 6
лет, однако Роберт не теряет времени даром.
В начале 70-х Фрипп осваивает придуманный Брайаном Ино аппарат, состоящий из
двух магнитофонов с зацикленными лентами и функционирующий таким образом, что на
одну ленту записывается смешанный звук гитары и другой ленты. По окончании цикла,
записанная лента начинает проигрываться, а другая - записываться, и так до
бесконечности. В честь первого пользователя аппарат был назван Фриппертроникой
(Frippertronic). Позднее подобные, только уже цифровые устройства, Роберт начал
использовать для создания своих саундскейпов (soundscapes) - "звуковых пейзажей".
Это основанная на циклах амбиентная импровизируемая музыка.
В 1979-м году выходит легендарный сольный альбом Фриппа "Exposure", в записи
которого принимали участие Питер Хэмилл ("Van Der Graaf Generator") и Питер
Гэбриэл ("Genesis"). Этот альбом звучит очень современно даже сейчас, в конце
90-х.
К 1981 году собрался четвертый состав "Кинг Кримсон", в котором впервые
появился еще один гитарист (он же вокалист и автор текстов) - Эдриан Бэлью.
По-прежнему остался ударник Билл Брафорд. В качестве басиста был приглашен
легендарный Тони Левин, который играл еще на "Double Fantasy" у Джона Леннона.
Тони играл также на 10-струнной тач-гитаре "Стик". Группа выпустила замечательный
альбом "Discipline", а затем, в 1982-м году - "Beat". В 1984-м вышел "Three Of A
Perfect Pair". Вскоре группа вновь распалась, уже на 7 лет.
С 1983 года Фрипп использует только свою собственную настройку для гитары
(снизу вверх: CGDAEG), ныне известную как "New Standard Tuning (NST)" или "Crafty
Tuning". Если обычно гитара настраивается преимущественно по квартам, то NST - это
преимущественно квинтовый строй, как у струнных инструментов, причем четыре
средние струны настроены аналогично скрипке. Он расширяет диапазон инструмента,
упрощает взятие аккордов, состоящих из больших интервалов, а также "принуждает
отказаться от привычных клише". Сам Роберт говорит: "Для меня NST имеет
определенный смысл. А стандартная настройка? Она возникла случайно. Кто придумал
настраивать гитару так? И почему? Скорее всего, лишь потому, что от большего
натяжения струны, которые изготавливали в те времена из кишок, могли лопнуть".
Тогда же, в 80-х Фрипп создает свою гитарную школу "Guitar Craft" ("Гитарное
Искусство"). Обучение игре на гитаре начинается с выработки самодисциплины у
музыканта. Каждая нота должна быть сыграна с определенным смыслом, случайностей
или типичных "фишек" в игре быть не должно. "Для хорошего музыканта игра,
состоящая из "фишек", работа на автомате - это не музыка. Это только подобие
музыки. В ней отсутствует качество. Это механическая игра". Довольно быстро школа
становится популярной, ее выпускники становятся действительно хорошими
музыкантами. Роберт дает с ними совместные концерты и записывает несколько
инструментальных альбомов под маркой "Лига Искусных Гитаристов" ("League Of Crafty
Guitarists"). Со временем появляется несколько отделений этой школы в разных
концах света. Один из ее выпускников, Трей Ганн, становится участником пятого
состава "Кинг Кримсон", играет на тач-гитарах "Стик" ("Stick") и "Ворр Гитар"
("Warr Guitar").
В 1982-84 годах Фрипп выпускает несколько альбомов совместно с гитаристом
"Police" Энди Саммерсом.
В 1984 году Роберт знакомится со своей будущей женой Тойей Вилкокс (Toyah
Wilcox) и практически сразу делает ей предложение: "Почему? Я понял, что это моя
жена. Как я мог этого не понять?". 16 мая 1986 года, в свой 40-й день рождения,
Роберт женится на Тойе.
С 1986 по 1995 Фрипп записывается со своими учениками - "Лигой Искусных
Гитаристов".
В 1993-95 Фрипп записывает несколько альбомов в сотрудничестве с вокалистом
Дэвидом Сильвианом (из группы "Japan").
Примерно в то же время Фрипп организует собственную независимую мобильную
студию звукозаписи "Discipline Global Mobile (DGM)", цели которой он определил
как:
- помогать издавать музыку, которая иначе не могла бы быть издана вовсе, или была
бы издана на условиях, от которых пострадала бы либо музыка, либо музыканты;
- действовать в условиях рынка, будучи свободными от ценностей рынка;
- помогать музыкантам и сотрудникам DGM добиваться своих личных целей;
- находить свою публику;
- быть моделью этичного бизнеса в мире индустрии, основанной на эксплуатации,
мошенничестве, воровстве и алчности.
В 1992 Фрипп "совершенно непреднамеренно" придумал новый способ организации
группы - двойное трио (double trio): два гитариста, два басиста, два ударника.
Примерно тогда же Фрипп решил, что он уже знает, какой будет музыка нового "Кинг
Кримсон". И вот в 1995-м году выходит сингл "VROOOM". К прежнему составу
добавились: ученик Фриппа тач-гитарист Трей Ганн и ударник Пат Мастеллотто. Вслед
за ним, в том же году вышел и великолепный альбом "THRAK".
Затем, как сказал Роберт, произошла "фрактализация" группы: каждый из
участников организовал свой проект, в основном с бывшими коллегами по "Кинг
Кримсон", в одном из которых Эдриан Бэлью выступает в качестве ударника. Сам же
Фрипп сосредоточился, в основном, на саундскейпах.
Ныне "Кинг Кримсон" не существует, а его участники выступают с новой музыкой
под названиями "ProjeKCt 1", "ProjeKCt 2" (KC - аббревиатура от "King Crimson")…
Одному Фриппу извесно, когда будет готова новая порция музыки, которую можно
издать под маркой "Кинг Кримсон". Интересно, в каком составе Роберт соберет свою
легендарную группу, умирающую и возрождающуюся вновь вот уже почти 30 лет, чтобы
показать миру свою новую, исключительную "кримсоновскую" музыку?
|