Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Музыкальная карьера

Band on the Run: Рекорд-лейблы: "Инди" против "монстров"


      Автор: Вадим Михайлов
      Дата публикации: 01 сентября 2002 г.

Если вы серьезно занимаетесь музыкой, то неизбежно настанет момент, когда вы захотите заключить контракт с рекорд-лейблом для издания своих работ. В наши дни это реально, однако, прежде, чем искать контракт, полезно разобраться с положением дел в музыкальной индустрии.

Принято считать, что существуют четыре-пять ведущих рекорд-компаний - так называемые "мейджоры", на долю которых приходится 70-80 процентов рынка. Остальные фирмы - так называемые "инди", от слова independent (независимый). Инди-фирма - это вовсе не обязательно что-то совсем маленькое со смехотворным бюджетом. Встречаются очень солидные независимые фирмы (Mute Records, недавно вошедший в состав концерна EMI, например).

Неверно было бы думать, что отношения инди и мейджоров - обязательно конфронтация. Их взаимоотношения - очень сложный и запутанный вопрос. Кроме жестокой конкуренции, они могут уживаться между собой вполне мирно, даже сотрудничая на взаимовыгодных условиях. Например, вот несколько типов сотрудничества мейджора и независимого лейбла:

1. Тиражирование и распространение продукции. Инди-лейбл финансирует запись альбома, и затем предоставляет мастер-фонограмму крупной фирме, которая печатает тираж CD и распространяет через свою сеть. Все права на мастер-фонограмму остаются у инди-фирмы.
2. Только распространение. То же, что и п.1, но только весь тираж печатает сам инди-лейбл.
3. то же, что и пункты 1 и 2, но распространение производится через независимых дистрибьюторов. Независимые продавцы работают в пользу инди-лейбла, а по его заказу - через крупную рекорд-компанию.
4. То же, что и все предыдущие пункты, но инди-лейбл работает не с крупной фирмой, а таким же образом - с другим инди-лейблом.
5. Инди-лейбл по заказу и на средства крупной фирмы записывает альбом. Затем готовая мастер-фонограмма передается фирме-заказчику. Заказчик организует раскрутку альбома и владеет всеми правами на него.
6. Сотрудничество большой фирмы и инди-лейбла на основе акционерного капитала. В этом случае силы и средства этих двух компаний объединяются. Доходы делятся пропорционально вложенным капиталам.
7. Фирма - "мейджор" вкладывает средства в инди-лейбл. Взамен она получает часть собственности и/или часть прав на контракты инди-лейбла с артистами. лицензирование. Одна фирма покупает у другой лицензию на аудио-материал (обычно на несколько лет). Право на мастер-фонограмму в этом случае принадлежит по-прежнему продавцу лицензии.
8. Право выкупа. Мейджор покупает у инди права на артиста и/или его фонограммы. Таким образом, инди-лейбл может стать для музыканта ступенью к более солидным контрактам.

Это все нужно представлять себе-хотя бы в общих чертах-чтобы знать, что вас ожидает, если вы получите заветный контракт.

Особенности контрактов с инди-лейблами

В первую очередь нужно прояснить для себя следующие пункты:

1. Распространение вашей музыки. Убедитесь, что у фирмы есть сеть дистрибьюции, хотя бы в вашей стране.
2.Сопутствующие промо-товары (постеры, плакаты и тд). Кто займется их изготовлением и распространением? Если не сам лейбл, будет ли он требовать часть прибыли от их реализации?
3.Ваши права и свободы. Насколько вы будете ограничены и в чем? На какой срок? Опасайтесь слишком большого и длительного ограничения своих прав.
4.Работает ли фирма с другими распространителями аудиопродукции?
5.Рекламирование ваших альбомов. Кто и как этим займется? Какие средства на это выделяются?
6.Поддержка во время гастролей. Их организация и реклама.
78.Кто и как будет платить налоги от продажи ваших записей?

Особенности контрактов c крупными компаниями

На первый взгляд может показаться, что в больших компаниях, где технология работы с артистом отлажена до мелочей, проблем просто не должно возникнуть. Однако это не так - ведь мейжоры мыслят другими масштабами, а мелкие проблемы (из которых зачастую складываются отношения с артистом) могут упустить как несущественные. При составлении контракта с мейджором стоит обращать внимание на следующие моменты:

1. Сроки контракта. Обычно контракт заключается на 6-8 альбомов (не лет!)
2. Отдел подбора артистов и репертуара (A&R department). Узнайте побольше об этих людях. С кем, кроме вас они еще работают?
3. Сколько альбомов издает фирма за год? Если слишком много, смогут ли они уделять вам достаточное внимание?
4. Личные знакомства. Постарайтесь встретиться с возможно большим числом сотрудников. Какая общая атмосфера в компании?
5. Эксклюзивность контракта. Это значит, что во время этого контракта вы не сможете работать ни с одной другой фирмой.
6. Творческий процесс. Кто и как его будет контролировать? Вы должны отстоять себе свободу, чем больше - тем лучше.
7. Стоимость записи, смета расходов.
8. Раскрутка альбома и гастроли. Их продолжительность и интенсивность.
9. Авторские вознаграждения.
10. Видеозаписи. Кто их делает, как распределяются затраты на них и будущие прибыли?
11. Сопутствующие товары. Производство и распространение.
12. Возможность проверки вами финансовых документов в любое время. Этот пункт обязательно должен быть в контракте!
13. Отчетность фирмы перед вами. Обычно фирма отчитывается раз в 6 месяцев с момента заключения контракта.
14. Передача прав. Рекорд-лейбл может (или не может) перепродать контракт с вами другой фирме.
15. Выплата налогов.

Один из пунктов контракта, на который следует обратить внимание особо - работа "на стороне". Имеется в виду работа участников группы в качестве студийных музыкантов в других проектах на этой или на другой фирме. Эту возможность нужно оговорить подробно. Обычно рекорд-лейблы неохотно соглашаются с этим пунктом, и то на особых условиях: если музыканты работают только в аккомпанементе, не исполняя сольные партии, дуэты и т.д. Допускается такая работа в перерывах между основными записями или гастролями согласно контракту. В других проектах может участвовать одновременно не более одного музыканта из группы: фирма боится, что на других записях будет присутствовать характерное звучание вашей группы.

Заключение контракта - очень сложный процесс. Иногда случаются курьезы. Джимми Хендрикс во время заключения контракта ткнул пальцем в один пункт и сказал, что он с эти не согласен. Пункт гласил, что Хендрикс будет жить в пятизвездочном отеле. Парень просто не умел читать!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:


Все сообщения