Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Музыка

Игорь Бойко: Между Строк (Between the lines )


      Автор: Игорь Бойко
      Дата публикации: 15 марта 2004 г.
Круиз

1. Чистая страница
2. Напиток Дэвиса
3. Рождественская ночь
4. Время кофе
5. Остров
6. Время полнолуния
7. Забавная девушка
8. Для тебя

омню, как в середине 70-х на нас, тогда юных рок-н-рольщиков, обрушился вдруг из-за железного занавеса водопад совершено другой, совершенно новой музыки. Замелькали, зазвучали новые имена и названия: Stanley Clarke, Chick Corea, Billy Cobham, Mahavishnu Orchestra: Для нас, привыкших к простым ритмам рока, это было равносильно прогулке по Марсу. Барабанщики кинулись осваивать переменные размеры, гитаристы - снимать John McLaughlin'а. "Никогда, - думал я в тоске, - никогда не приблизятся наши команды вплотную к ихним ни в роке, ни тем более в этом волшебном стиле!" Насчет рока, я, к сожалению, оказался прав - милый нашему сердцу налет дворовости видимо никогда не избавит так называемую отечественную рок-музыку от своего присутствия. А что касается этого жанра (не знаю, как его назвать - джаз-рок, фьюжн - не в этом дело. Давайте назовем его просто современной инструментальной музыкой - дело, ей богу, не в названии) - вот вам группа Игоря Бойко. И для меня эти музыканты сегодня стоят в одном ряду с вышеперечисленными полубогами с того берега. Попробуйте меня переубедить. А что касается жанров, то их на свете всего два - хорошая музыка и скажем, никакая. Эта хорошая."
Андрей Макаревич

Музыканты об Игоре Бойко

Анатолий Кролл - народный артист России, композитор, аранжировщик, пианист и педагог, руководитель известных биг-бэндов:

горь Бойко, с этим именем я познакомился впервые в 90-м году. В Москве появился музыкант с Украины, который попал в оркестр, которым я руководил в то время. Я представляю, насколько ему сложно было освоить непростую московскую музыкальную жизнь, но когда человек это делает целеустремленно, когда человек талантлив и у него есть все необходимые качества, для того чтобы суметь себя утвердить в таком непростом городе как Москва - это происходит. Я думаю, в полной мере это относится и к Игорю.

Мне приходилось присутствовать на многих выступлениях Игоря последних лет, на его авторских исполнительских вечерах, на презентациях альбомов. Я знаю, с ним любят играть все наши популярные музыканты, и я думаю, что этому есть простое и понятное объяснение.

Сегодня, надо было бы сказать еще об одной очень существенной части жизни Игоря, которая касается тех джазовых школ - методических пособий, созданные им в последнее время. В этих книгах Игорь систематизировал свой исполнительский опыт, чрезвычайно полезный: то на что он потратил много лет своей жизни, он изложил в этих книгах. Любой пользующийся ими, сможет в очень короткое время применить этот материал для себя и возможно, пойти дальше чем это сделал Игорь. Говорить об Игоре можно очень много и даже лучше чем я. Творческие возможности этого музыканта позволяют нам, может даже в ближайшем будущем познакомится с еще неизвестной стороной его творческой деятельности. Потому что мера его таланта позволяет совершить экскурс в любую неизведанную область музыки. Я в этом абсолютно уверен."

Алексей Козлов - заслуженный артист России, альт-саксофонист, композитор, основатель легендарной группы "Арсенал":

"Самое начало 1999 года было временем, когда возник восьмой по счету состав ансамбля "Арсенал". И когда я начал воссоздавать этот ансамбль, я думал что возникнут проблемы с музыкантами, потому что джаз-рок и фьюжн - стили которые возникли на грани шестидесятых и семидесятых годов, стали классическими и как любая классика стали не доступными для широкой массы, они стали элитарными. Вот я и сомневался, найду ли музыкантов, которые знают эту музыку и умеют ее играть. К моей радости проблем не возникло, и нашлись все, кто мне был нужен. Играть современную музыку фьюжн может только тот человек который не просто умеет играть разную музыку, но он открыт к любой музыкальной культуре, что отличает от джазменов, блюзменов, рок музыкантов и.т.д.

Игорь оказался одним из них. Мне не надо было его убеждать сыграть то классику, то фанк, то какую либо джазовую пьесу или концептуальный фанки-фьюжн. В то время когда Игорь работал в "Арсенале", у меня не было с ним ни каких проблем, и я надеюсь, наше сотрудничество еще будет продолжаться.

Мне кажется, Игорь Бойко внесет свой вклад именно в дело развития в нашей стране стиля фанки-фьюжн, стиля который между прочим в России оказался намного популярнее джаза."

Сергей Манукян - джазовый вокалист, инструменталист, композитор:

Когда я стал заниматься музыкой, первое на что начал обращать внимание, так это на то с кем я играю и как происходит процесс взаимопонимания на сцене, а также правильное понимание музыкальной задачи. И вот один из таких музыкантов является Игорь. Когда я его встретил в первый раз и начал с ним играть, я понял что это гитарист, который умеет играть на гитаре так как мне хочется, и вовсе не потому что я давлею или стараюсь ему рассказывать как нужно играть, он потрясающе чувствует партнера и сам это делает. Сколько я его знаю, безусловно, он растет и мудреет как музыкант, но одно неизменное качество в нем есть всегда: это удивительное понимание того, что я в данный момент хочу.

Я играю в разных совершенно комбинациях с музыкантами, но когда речь стоит о гитаристе, я с большим удовольствием для себя приглашаю Игоря Бойко.

Валерий Сюткин - певец, композитор:

С Игорем Бойко меня познакомила сама судьба в 1997 году, я искал в свой коллектив гитариста который мог показать себя с одной стороны аккуратным аккомпаниатором а с другой стороны великолепным импровизатором, причем в стилях которые я исповедую, т.е. на ряду с твистом, шейком и рок-н-ролом это босса-нова и легкие мелодичные около джазовые песни.

Мне порекомендовали Игоря мы приступили к репетициям и первое у меня приятное удивление было то что буквально за один-два дня он сумел переработать лавину материала, практически двадцать с лишним песен и исполнял их именно так как я это видел.

Мне очень приятно что наряду с работой в моем коллективе, он ярко блистает и с сольным проектом, выпускает альбомы, сотрудничает с известными джазовыми музыкантами с Игорем Бутманом, Сергеем Манукяном, Алексеем Козловым и на сегодняшний день, я считаю, Игорь является один из ярчайших российских гитаристов. У него есть свои коронные стили, но особо его характеризует именно умение играть в любой стилистической палитре.

Совершенно разные музыканты, приверженцы разных музыкальных направлений, все, кто когда-либо играл с Игорем Бойко на одной сцене, найдут немало теплых слов рассказать о сотрудничестве с Игорем. "Лучший джазовый электрогитарист России" - так его величают музыкальные критики. Сам Игорь не любит дефиниций типа "лучший" и "самый" и производит впечатление человека, начисто лишенного всякого пафоса, столь свойственного многим артистам. Когда впервые встречаешь его, вспоминаются слова Александра Кутикова, который как-то раз в частной беседе сказал: "Я видел многих музыкантов, со многими музыкантами знаком, со многими играл. Есть известная закономерность: чем более велик человек в музыке и чем больше он сделал в искусстве, тем менее он пафосен в жизни при простом общении".

Гитарист и композитор, безо всякой "творческой жадности" посвящающий в секреты игры и импровизации на электрогитаре уже несколько поколений молодых гитаристов, Игорь Бойко сегодня представляет Вашему вниманию новый, четвертый по счету сольный альбом "Между строк".

За плечами Игоря - долгая творческая биография: учеба по классу гитары в музыкальном училище им. Глиера а Киеве под руководством известного джазового гитариста-педагога Владимира Молоткова, 25-летний стаж работы на сцене, гастроли в Венгрии, Австрии, Голландии, США, работа в Московском Концертном Оркестре под управлением Анатолия Кролла, творческий союз и сотрудничество с джазовым певцом и композитором Сергеем Манукяном, работа в составе группы "Арсенал" саксофониста Алексея Козлова, участие в многочисленных джазовых фестивалях и гитарных шоу, джем-сейшены со многими именитыми западными музыкантами, такими как Рэй Чарльз, Билли Кобэм, Лэри Карлтон, Майк Стерн и др., создание "Игорь Бойко Бэнд", работа в постоянном составе "Валерий Сюткин и Ко" в качестве соло-гитариста, выпуск сольных альбомов "Решилось неожиданно легко", "Время вдохновения" и "Клубный ноктюрн". Трудно найти молодого гитариста, у которого дома не нашлось бы ни одной книги Игоря Бойко об основах аккордовой техники или импровизации на электрогитаре". И мало найдется российских профессиональных гитаристов с таким творческим "послужным списком" как у Игоря Бойко.

О МУЗЫКЕ И СТИЛЕ

На формирование музыкального стиля Игоря Бойко повлияла не манера какого-то одного исполнителя, а гитарные традиции разных музыкальных направлений, таких как классика, джаз, блюз, джаз-рок, фанк. Игорь всегда был открыт для всех направлений музыки и никогда не зацикливался на каком-то одном. Музыка, которую исполняет Игорь Бойко, состоит из сплава всех музыкальных направлений перечисленных выше. Музыкальные критики назвали такой музыкальный сплав стилем fusion. Игорь признается, что не любит этот термин, но для того, чтобы все же обозначить стиль, в котором играет, называет его джаз-фьюжн, отдавая дань уважения превосходной джазовой школе игры на гитаре:

"У меня как у любого профессионального гитариста сформировался свой мелодический и гармонический словарь, который я стараюсь постоянно расширять и это занятие бесконечное. Любой серьезно относящийся к музыке человек испытывает то же самое чувство: что чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь. Я не люблю термины, которые применяют к музыкальным стилям, я играю ту музыку, которую мне подсказывает мое сердце, мое состояние и меньше всего думаю о том, как это называется. Я играю честно то, что мне подсказывает мое сердце.

Донести композиционные идеи, слитые воедино музыкальными знаниями мелодии, гармонии и ритма - это процесс всей жизни. Посредством того музыкального сознания, которым обладаю, я пытаюсь преобразовать то, что вижу, те места, где бываю, тех людей, с которыми я общаюсь в музыку, которую пишу."

ОБ "ИГОРЬ БОЙКО БЭНД"

После музыкального проекта Игоря Бойко "Игорь Бойко и друзья", с которыми Игорь выступал, а также записал свои альбомы "Время вдохновения" (1999 г.) и "Клубный ноктюрн" (2001 г.), Игорь написал новый музыкальный материал и подбора новых музыкантов. В сентябре 2001 года Игорь пригласил в свою группу басиста Антона Горбунова, клавишника Юрия Погибу и барабанщика Сергея Остроумова. Узнав о том, что Игорь создал новый концертирующий проект директор известного московского клуба "Форте" Альберт Сергин, предложил Игорю Бойко постоянную работу в этом клубе. Уже через месяц, 2 октября 2001 года состоялся первый концерт "Игорь Бойко Бэнд". Помимо постоянного концертирования в клубе "Форте", "Игорь Бойко Бэнд" часто выступал в других клубах Москвы и других городов. Репертуар "Игорь Бойко Бэнд" состоял в основном из музыки Игоря Бойко, а также классики джаза в авторской интерпретации.

О НОВОМ АЛЬБОМЕ "МЕЖДУ СТРОК"

Изначально Игорь Бойко хотел назвать альбом "Clean slate" - "Новая страница". Однако представители "Синтез дистрибушн" порекомендовали Игорю изменить английское название на русское, так как основные продажи альбома планируются в России. Этот альбом принципиально выпущен Игорем Бойко самостоятельно, без сотрудничества с каким-либо выпускающим лейблом. Игорь решил, что название "Между строк" наиболее подходит к музыкальному содержанию альбома. "Между строк" будет близок всем любителям инструментальной музыки, состоящей из сплава стилистически разных музыкальных тенденций:

"Вы услышите на этом альбоме то, что я хотел сказать: я хотел максимально приблизить его по звучанию и аранжировкам к концертной версии, отойти от большого количества студийных наложений. Я хотел отойти от клише соло-гитаристов - в сольных альбомах которых должна звучать гитара и только гитара, а все остальные инструменты должны отойти на второй план. В предыдущих альбомах у меня очень много гитарных партий. В "Между строк" мне захотелось сыграть мою музыку с сольными партиями других инструментов - гитара ведет диалог и с саксофоном Игоря Бутмана, и с трубой Виталия Головнева, и с вибрафоном Сергея Чернышева, и с аккордеоном Владимира Данилина, и с вокалом Юлии Началовой. Мне захотелось профессиональной взрослой музыки. Выбор музыкантов был сделан не случайно, так как я считаю их близкими мне по духу и пониманию той музыки, которую я пропагандирую."

Кроме основного состава "Игорь Бойко бэнд" в записи альбома принимали шесть приглашенных музыкантов. Состав участников записи альбома "Между строк" получился следующим: Игорь Бойко - гитара, Юрий Погиба - клавиши, Петр Ившив - ударные, Антон Горбунов - бас-гитара, Игорь Бутман - саксофон, Юлия Началова - вокал, Владимир Данилин - аккордеон, Сергей Чернышев -вибрафон, Виталий Головнев - труба, Влад Окунев - перкуссия.

"На запись я решил пригласить только "живые" инструменты и у меня там нет ни одного "пластмассового" сэмплерного звука. Это был основной принцип записи: в альбоме звучит настоящий орган "Hammond", настоящий клавишный "Rhodes-piano", вибрафон, труба. Соло на саксофоне естественно исполняет Игорь Бутман. Он мой приятель - мы давно с ним дружим, он мне очень помогал в музыке и в промоушене в своей программе "Джазофрения" - я ему очень благодарен за то, что он согласился участвовать в записи моего альбома" - вспоминает Игорь Бойко.

Игорь Бутман: "Мы с Игорем Бойко часто выступаем вместе на разных фестивалях и концертах, но если говорить о студийной работе, то это первая совместная пластинка. Игорь хотел, чтобы в альбоме звучало соло на саксофоне, а не аккомпанирующие партии духовых. Мне очень понравилась студия, в которой был записан альбом - в МГСУ стоит хороший аналоговый пульт и в альбоме слышен теплый "ламповый" звук. Меня порадовало то, что наша музыка по звуку наконец вышла на уровень западной."

Игорь Бойко: "Для записи вокала в двух композициях я пригласил Юлю Началову - на мой взгляд, самую яркую представительницу российского молодежного женского вокала. Я познакомился с Юлей, когда ей было 5 лет, и она заняла первое место в передаче "Утренняя звезда".

Виктор Началов, отец и продюсер Юлии Началовой: "Хотя мы очень давно знакомы с Игорем, для нас это был первый опыт сотрудничества. Юля начала выступать с джазовыми музыкантами еще в детстве: на сцене с Игорем Брилем, Анатолием Кроллом и Сергеем Манукяном Юля удивительно точно пела, выпевая форшлаги и мелизмы. Хотя основное направление Юли - эстрада, благодаря хорошему исполнительскому "багажу" и музыкальному образованию, Юля имеет очень хорошее представление о джазе. Мы знаем Игоря Бойко как профессионального музыканта и как хорошего человека и его предложение поучаствовать в записи альбома мы приняли с большим пониманием и уважением. С Бутманом у нас это не первая совместная творческая работа - мы выступали в "Ле Клубе" с его трио, вместе снимались в фильме "Бременские музыканты" Александра Абдулова. Песню Принцессы пела Юля, а играл Бутман. Уже тогда они вошли в гармонию друг с другом и очень приятно, что на записи альбома собралась компания людей, которые хорошо знают и чувствуют друг друга. Что очень важно: Игорь очень четко поставил Юле задачу, и она очень хорошо, на мой взгляд, ее выполнила."

Игорь Бойко: "Если говорить об эмоциональном восприятии альбома, то он получился светлый и какой-то : разноцветный. В нем есть духовность, в нем нет депрессии и чернухи. Если слышна грусть, то она светлая. В каждом альбоме у меня есть "классический мазок" - финальная вещь, завершающая точка альбома. В альбоме "Между строк" она называется "Для тебя". Ее можно слушать утром, только проснувшись, можно слушать вечером в компании очень хороших друзей. Я написал ее, обращаясь непосредственно к слушателю, так, как если бы вы сидели сейчас напротив меня, а я бы вам играл "Для тебя", только я и гитара:"

О ПОВЕЛИТЕЛЯХ ЗВУКА

Идея записать альбом "Между строк" созрела у Игоря Бойко после полуторагодичного выступления с "Игорь Бойко бэнд", поскольку за этот период накопилось много авторской музыки. В альбом вошла примерно половина композиций из репертуара "Игорь Бойко Бэнд" в редакции максимально приближенной к концертной версии, то есть с минимальным использованием студийных наложений. "К сожалению, исполняя любую музыку с "живым" составом в студии невозможно передать тот реальный эмоциональный драйв, который происходит на концертах, ведь музыкантам необходим "допинг" от эмоционального заряда публики, получаемый во время игры", - делится наболевшим Игорь. Тем не менее, музыкантам удалось на время записи альбома приблизиться к концертному состоянию и драйву.

Запись и сведение альбома производились в период июнь-август 2003 года в московской студии МГСУ (студия Андрея Бочко), хорошо известной в кругах профессиональных музыкантов. Эта студия отличается от многих других московских студий умением качественно записывать "живую" музыку благодаря акустическим и техническим возможностям, но самое главное, благодаря профессионализму звкорежиссеров Сергея Большакова и Дениса Юровского. Саунд-продюсером выступил сам Игорь Бойко. Мастеринг альбома был произведен в Германии очень известным специалистом в этой области Раду "Вагнером" Маринэску, сотрудничающим с ведущими западными звездами.

Сергей Большаков, звукорежиссер: "Мы работали очень быстро: два дня мы отстраивали барабаны и за четыре дня записали барабаны, бас, клавиши и гитару в черновом варианте. Позже Денис Юровский руководил записью гитары, а остальные инструменты писали наложением, насколько позволял гастрольный график музыкантов. Игорь Бойко руководствовался принципом: все "живое", все настоящее, безо всяких компромиссов со звуком. Все клавишные инструменты 60 годов настоящие и взяты из знаменитой коллекции старых "настоящих" инструментов Андрея Бочко: "Rhodes-piano", орган "Hammond" 1960 года, настоящий Hohner-клавинет. Мы записали настоящий концертный рояль, который стоит в зале ДК МГСУ, в котором находится студия."

Игорь Бойко: "У нас получилось очень плотное звучание, слегка непривычное для уха российского слушателя. В России привыкли, что звук слегка "размыт", с большим количеством эффектов. За эффектами обычно прячутся, а вот попробуй-ка сделать так открыто, чтобы можно было слушать этот альбом на аппаратуре "Hi-end", и понимал, что мы записали альбом с "фирменным" звуком.

В своих альбомах я отдаю дань уважения тому духу, тому настроению, на котором я воспитывался в семидесятые, когда был настоящий джаз-рок, настоящий фьюжн. Я специально не делал модный "сладенький" альбом, я просто сыграл музыку, которую очень сложно сыграть на таком уровне. В России в таком виде никто еще не сделал подобного альбома. Отдельные интонации подражания американскому стилю и американский дух джаза был взят "оттуда", а весь мелодизм идет из России. Поскольку мы очень качественно прописали изначально линейный сигнал каждого инструмента, то сведение было минимальным. Для меня этот альбом очень важен, так как я сделал новую работу на более качественном уровне по звучанию: в силу технических причин ни один из предыдущих альбомов у меня так не звучит. "Между строк" мне уже не будет стыдно показать друзьям-музыкантам в Америке, скажем, тому же Майку Стерну. Я горжусь за звук и впервые на альбоме у меня "звездный" состав музыкантов, которые принимали участие в записи альбома."

О ЛЮБИМОЙ И УЖЕ СТАВШЕЙ ЛЕГЕНДАРНОЙ ГИТАРЕ

Все композиции альбома были записаны на любимой гитаре Игоря Бойко - Fodera Boiko, которая снискала славу в гитарных кругах Москвы. Всем известно, что с годами звуковые свойства древесины только улучшаются: "Для музыканта инструмент - это очень важный вопрос. Порой в поиске инструмента проходит вся жизнь. В моей жизни было много разных инструментов, и чаша весов постоянно колебалась между разными марками гитар. В Америке я познакомился с самым известным мастером по производству бас-гитар - Винсентом Фодерой, на инструментах которого играют все известные басисты мира. Меня познакомил мой бывший однокашник Вадим Медведь, вместе с которым мы учились в Глиера, и который сейчас один из ведущих мастеров на фабрике Фодеры. Я подарил Винсенту свои диски и забавно то, что он их иногда слушает у себя в мастерской. Он спросил меня о том, какой инструмент я ищу. Я сказал, что хотел бы хороший Telecaster. Винсент усмехнулся, пошел на склад, где хранится древесина, и из-под шкафа вытащил совершенно "убитый" корпус Telecaster весь в паутине, и по краям заляпанный синей краской. Выяснилось, что кто-то принес ему этот корпус на реставрацию лет за 20 до того, как в мастерской появился я, но так и не пришел за гитарой. Мастера подыскали мне "сумасшедший" гриф, привели корпус в порядок , поставили фурнитуру и датчики. Затем они позвонили моему другу Майку Стерну и попросили его расписаться для меня на моей гитаре. А затем обработали гитару специальным дорогим фирменным лаком Фодеры, секрет которого известен только ему. Такого инструмента в России нет ни у кого."

О ГРЯДУЩЕМ

Игорь Бойко: "После записи альбома я чувствую себя немного обессиленным. Хочется перезагрузки, смены деятельности. Сейчас мне поступило очень интересное предложение от Маши Кац: она занимается специализированным музыкальным образованием, и предложила объединить усилия. Я хочу организовывать мастер-классы для гитаристов на серьезной основе, поездить по стране, помочь обучению нового поколения гитаристов. Я уже начал работать над очередной книгой - о необычной системе аккомпанимента. Строки бегут, бегут, а дальше полетят новые звуки и с новым составом музыкантов мы начнем экспериментировать над другой музыкой и вы услышите что-то совершенно новое. Может быть даже не джаз-фьюжн."


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: