Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Игорь Бойко отвечает на вопросы читателей сайта Guitar.ru


      Автор: guitar.ru
      Дата публикации: 03 июля 2005 г.

Игорь Бойко - московский гитарист-виртуоз, специализирующийся на стилях джаз-рок и фьюжн, и делающий успешную сольную карьеру. Композитор и педагог, автор нескольких учебных книг по гитарной импровизации, Игорь хорошо известен в музыкальных кругах и как сессионный музыкант, часто записывающийся со звездами российской эстрады и долгое время сотрудничивший с Валерием Сюткиным. В арсенале музыканта имелось четыре сольных альбома, и вот совсем недавно прозвучала новость - вышел пятый альбом с лаконичным названием "5". В записи альбома приняли участие 19 музыкантов, среди которых можно заметить таких корифеев джазовой сцены как Игорь Бутман, Сергей Манукян, Андрей Кондаков, Феликс Лахути, Сергей Остроумов.

Редакция GUITAR.RU связалась с Игорем, и он любезно согласился ответить на вопросы посетителей нашего сайта.

Игорь Бойко Игорь, здравствуйте! Очень Вас уважаю, поскольку Вы из тех, кто добился успеха только своим трудом! У меня вопрос такой... Хотелось бы и свою жизнь связать с музыкой, да только нет у меня музыкального образования. Куда бы Вы посоветовали поступать, чтобы потом можно было работать сессионным музыкантом, либо играть в джазовых ансамблях? (Сергей)

Игорь Бойко: Спасибо Вам за добрые слова в мой адрес и за вопрос. Если говорить о постсоветском пространстве, то с гитарным образованием здесь не все в порядке. Если для классической гитары у нас в стране за многие годы выработалась система образования, то джазового и, тем более, блюз-рокового гитарного системного образования пока в наших учебных заведениях, к сожалению, нет. А если где-то и встречается, то только благодаря энтузиазму отдельных талантливых педагогов. Если говорить о методике наших музыкальных учебных заведений, то практически во всех в них обучение заключается лишь только в том, чтобы сыграть несколько пьес на переводных или выпускных экзаменах. Никто из педагогов серьезно не будет вкладывать в вас столько души и времени за те условия, которые им предлагаются. А если быть честным до конца, то большинство наших преподавателей по классу (джаз, блюз, рок) гитары, сами толком не знают никакого системного подхода обучения и в чем он заключается. Да простят меня те, кто, может быть, из читающих это интервью занимается преподаванием. Я не хотел никого обидеть, только высказываю свое мнение. Если кто-то считает по-другому - не вопрос. Получить музыкальное образование лучше всего в американских учебных заведениях, их там достаточно много, и в Бостоне, и в Нью-Йорке и в Лос-Анжелесе, не стану перечислять их названия, они и так всем известны. Поверьте мне, обучение в них происходит по выстроенной методике, а еще самая главная «фишка», учась в американских учебных заведениях, заключается в среде общения между музыкантами, где происходит обмен идеями, совместная игра и т.д., то есть в хорошем смысле «тусовка», которая способствует быстрому росту. Если же у Вас нет возможности поехать учиться за границу, постарайтесь найти кого-нибудь в нашей стране, кто преподает по какой-либо выстроенной системе обучения, а не просто показывает на гитаре переложение теории музыки, не развивая при этом созидательную часть мозга, что самое главное для импровизирующего музыканта.

Я не утверждаю, что у нас в стране совсем никого нет в этой области, и что всё так безнадежно, ситуация медленно выравнивается и появляются очень талантливые педагоги, но, как правило, они преподают частным образом.

А пока Вы не определились с педагогом, для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, могу порекомендовать следующее: ежедневно быть с инструментом в руках как минимум по восемь часов, слушать любимых исполнителей, стараться воспроизводить все услышанное на гитаре, играть больше с другими музыкантами, даже в домашних условиях. Уверяю Вас, результат не заставят себя долго ждать.

Игорь, Вы один из немногих гитаристов, у которых есть важное, на мой взгляд, качество: каждая нота звучит. То есть, нет проходных звуков и каждый из них имеет смысл. Как это можно развить? И выучиваете ли Вы свои импровизации, чтобы добиться такого результата? (Creck, Москва)

Игорь Бойко: Благодарю за вопрос и Ваше мнение о моей игре. Свои импровизации я никогда не заучиваю наизусть, но, безусловно, во время игры я опираюсь на свой накопленный музыкальный «словарь», состоящий их множества наигранных мелодических линий на любые гармонические ситуации с использованием самых разных ладов и гамм. Это не тупое цитирование фраз, это только инструменты, с помощью которых я могу наиболее интересно выразить свою мысль на гитаре во время игры. А чтобы была хорошая читаемость и выразительность нот, могу дать только один совет: относитесь к каждой ноте - на вес золота и не забывайте, главное - звукоизвлечение, ритм и чувство.

Игорь Бойко Знаю человека, который, являясь Вашим учеником, описывал Вас как многогранного гитариста, которому под силу почти любой музыкальный стиль. Но Вы не только гитарист, но и педагог. В этой связи, хочу спросить - какие свои качества как педагога Вы считаете наиболее значимыми именно для этой сферы вашей деятельности? (Дмитрий, Москва)

Игорь Бойко: Главное для меня, как для педагога, это уважение к своему ученику как к личности, а в процессе занятий, - постараться понять, что ему ближе всего из моей методики и не навязывать свои идеи. Также считаю важным для себя серьезное отношение ко всем занятиям с предварительной подготовкой, так как у меня индивидуальный подход к каждому ученику, групповых занятий я не практикую.

Здравствуйте, Игорь! Планируете ли Вы выпустить видеошколу к книге "Искусство импровизации", или просто видеошколу? Она была бы полезна начинающим. (Иван, Новосибирск)

Игорь Бойко: У меня уже подготовлено два варианта авторских видеошкол и они не связаны напрямую с моими выпущенными книгами, в них я делюсь своим опытом сессионной работы в студиях, рассказываю, что необходимо знать профессиональному музыканту для этой работы. К сожалению, я не знаю, когда они выйдут, пока не было заманчивых предложений.

На востоке говорят: учитель приходит, когда ученик готов. Как Вы, как гитарный педагог, определяете "готовность" ученика? Как отличить человека, которого действительно поцеловал Бог, и на которого стоит тратить время обучения, от желающего повыпендриваться перед приятелями с гитарой наперевес? (Ирина, Луганск)

Игорь Бойко: Спасибо, Ирина, это очень интересный вопрос. Во время прослушивания своих потенциальных учеников, помимо их умения что-то делать на инструменте, я как раз особое внимание обращаю на то, какое у них отношение к музыке, к гитаре, к себе. В процессе беседы, я задаю вопросы, в которых подразумевается некий тест, о котором они даже не догадываются, но это уже на уровне интуиции и психологии. Вот таким образом я отбираю учеников. Сейчас у меня занимаются способные гитаристы и моя главная задача – поделиться с ними всеми своими знаниями и опытом, как говорится, до последней капли.

При обыгрывании сложных гармонических последовательностей Вы мыслите: нотами, аппликатурами, ступенями, ладами, аккордовыми тонами, всем вместе, чем-то еще? Спасибо. (Андрей, Белгород)

Игорь Бойко: Как ни странно, именно всеми перечисленными Вами способами я и пользуюсь при обыгрывании самых разных гармонических последовательностей. Правда, происходит это на подсознательном уровне, так как во время спонтанной импровизации, я не думаю ни о каких ладах, ступенях, аккордовых тонах, так как все эти вещи, отработаны мной во время домашних занятий, благодаря которым выработались мелодические дорожки, по которым без особого труда выстраиваю свое соло. Когда встречается ситуация, где предлагается сыграть что-то не знакомое для меня, и сделать это нужно незамедлительно, скажем во время записи на студии, конечно же в первую очередь я отталкиваюсь от арпеджио обыгрываемых аккордов, делаю акценты на моих любимых аккордовых надстройках, а затем уже все это отходит на второй план и я отдаюсь своему чувству и воображению.

Игорь Бойко Какие фразы и лады использует современный эстрадный гитарист? (Сергей, Ульяновск)

Игорь Бойко: По моему мнению, современный гитарист в своей игре должен использовать максимальное количество разных гамм, ладов, фраз, цитат, так все это только расширяет мелодический диапазон музыканта и помогает ему не повторяться в своей игре. Но, главное, не забывайте о звукоизвлечении, ритме и чувстве.

Игорь, всем извесно, что практически все гитаристы начинают играть в подростковом возрасте. Скажите, в чём залог успеха на пути от человека, не имеющего понятия об игре на гитаре, до профессионального гитариста. Заранее спасибо. (Bloody Heaven, Винница)

Игорь Бойко: В первую очередь, необходимо иметь огромное желание научиться играть на инструменте, а дальше последовательно двигаться к своей поставленной цели, невзирая ни на какие жизненные обстоятельства.

Что нужно знать в теории и применять на практике гитаристу, чтобы овладеть а) Анализом мелодии и гармонии песни; б) Разучивать песню по слуху; в) Способность делать аранжировку? (Сергей, Сакраменто, США)

Игорь Бойко: Для разучивания песен по слуху, необходим постоянный слуховой тренинг, а вот что касается других пунктов, то здесь без элементарных знаний в области современной импровизации, гармонии и аранжировки не обойтись. В противном случае все, что Вы будете делать, будет иметь не профессиональный уровень.

Как перейти в другую тональность так чтобы никто не заметил? Просто со сменой тональности тема перестаёт быть однообразной и импровизировать интересней. (Саша, Кировоград)

Игорь Бойко: Для этого существуют модулирующие гармонические кадансовые обороты, то есть это последовательность аккордов, которая делает плавный переход из одной тональности в другую. Самый примитивный способ перехода из одной тональности в другую, перед переходом в новую тональность, сыграть доминантсептаккорд к аккорду уже новой тональности. Например, Вы играли в тональности Am, а хотели бы сделать модуляцию в Bbm, так вот перед аккордом Bbm, за такт или пол такта, возьмите F7 или какой-нибудь F7b9 и.т.д

Очень хочется купить книгу "Мой метод". Как это сделать из Израиля? Заранее благодарен. (Alex, Тель-Авив)

Игорь Бойко: Книгу Вы можете заказать в интернет-магазине на www.ozon.ru. Кстати, тираж книги уже почти закончился и ее, к сожалению, переиздавать не будут. Так что поторопитесь, пока еще не поздно.

Уважаемый Игорь, насколько реально без музыкального образования, но с опытом и уже с имеющейся группой, со своим стилем, стать востребованными? (Даня, Орел)

Игорь Бойко: Если Вам есть что сказать, и это сделано качественно, рано или поздно это будет замечено и музыкальное образование здесь может быть уже и не причем. Пока вас не знают, для начала порекомендовал бы не сидеть на месте, ничего ни от кого не ждать и использовать все шансы где-либо выступить и т.д. Не стесняйтесь показывать свою музыку везде, где только можно. Помните, скромность – кратчайший путь к неизвестности.

Игорь Бойко Как Вы относитесь к перспективе производства профессиональных электрогитар в России? Ведь по всей России столько прекрасных мастеров-одиночек. (Сергей. Орел)

Игорь Бойко: Согласен с Вами в том, что в России действительно есть талантливые гитарные мастера-одиночки, некоторых я даже знаю, но им очень трудно конкурировать с огромным наплывом именитых гитарных брэндов. Хотя я прекрасно знаю, что инструменты некоторых российских мастеров лучше, чем современные гитары очень известных западных гитарных марок. Но иногда это очень трудно объяснить покупателю.

Какие Вы предпочитаете гитары и какой инструмент больше всего хотели бы иметь? (Homer, Днепропетровск)

Игорь Бойко: Я имею специально отреставрированный для меня "телекастер" известным американским басовым мастером Винсентом Фодерой и Вадимом Медведем (сотрудник фирмы Fodera). Эта гитара здорово звучит и имеет хорошую читаемость, в этом можно убедиться, прослушав мои последние два сольных альбома «Между строк» и «Игорь Бойко 5», а также на концертах с моим участием. Безусловно, существует много хороших инструментов, но я очень люблю свою гитару и не хотел бы ей изменять. В этом плане я однолюб.

Игорь, расскажите пожалуйста немного о своей работе в студии. Как вы относитесь к записи гитары "через воздух", какие комбоусилители и микрофоны используете? Спасибо! (Sendie, Саратов)

Игорь Бойко: В своих сольных альбомах для записи гитары я предпочитаю старые ламповые усилители Fender и Mesa Boogie, хотя во время сессионной работы бывает по-разному. Но в любом случае ниже определенного уровня звучания гитары я не опущусь.

Скажите, Игорь, использование продукции LINE 6 - это стремление к новому звучанию или просто уход от звука других гитарных брендов? Спасибо за ваше творчество и педагогические уроки! (Виктор, Тверь)

Игорь Бойко: Из Line 6 я использую только Guitar Port и только в учебном процессе. К сожалению, я мало знаком с остальной продукцией этой фирмы. Вообще, я уже давно отошел от гитарных процессоров.

Скажите, как можно заказать гитару в той фирме, где Вам делали Вашу? (Андрей Николаевич, Астана)

Игорь Бойко: К сожалению, Винсент Фодера не делает гитары на заказ, он производит только бас-гитары. У меня получился абсолютно спонтанный случай. Дело в том, что когда я был в мастерской Винсента Фодеры, в беседе с ним я сказал, что хотел бы иметь старый телекастер, и он совершенно неожиданно для меня предложил лежавший у него уже десять лет корпус от телекастера. Затем к нему подобрали гриф, а уже полный тюнинг сделал мой друг Вадим Медведь, который много лет работает с Винсентом Фодерой. Вадим, собственно, и познакомил меня с ним.

Какими гитарными процессорами пользовались Вы и Ваши коллеги (в частности, Феликс Лахути) в записи только что вышедшего альбома "5"? (Михаил, Минск)

Игорь Бойко: Во время записи альбома «Игорь Бойко 5» я не пользовался никакими гитарными процессорами, а вот Феликс Лахути использовал T.C.Electronic G-Major, а на своих концертах я пользуюсь обработками процессора T.C.Electronic G-Force.

Интересно ли было работать с Сюткиным? Или это просто работа, то бишь деньги? (Андрей, Мурманск)

Игорь Бойко: Мне с Валерой работать было легко, хотя признаюсь, я не большой поклонник музыки, которую он поет. И в тоже время я не скрываю, что это сотрудничество носило меркантильный характер. Сегодня, к большому счастью, я могу позволить себе быть независимым музыкантом и играть только то, что хочу.

Игорь Бойко и Скотт Хендерсон Я слышал хорошие отзывы о Вас от мистера Скотта Хендерсона. А как Вы относитесь к его творчеству? (Слава, Тель-Авив)

Игорь Бойко: Мне было очень приятно услышать мнение о моей персоне от такого большого мастера как Скотт Хендерсон. Если бы в 1986 году (когда я впервые услышал записи этого гитариста) мне кто-нибудь сказал, что я буду знаком со Скоттом Хендерсоном, и скажет комплименты в мою сторону, я подумал бы, что этот человек сумашедший. Я счастлив, что знаком с этим гениальным гитаристом современности.

С кем из гитаристов Вам было бы интересно поработать? Есть ли такие планы на ближайшее время? (Яков, Сыктывкар)

Игорь Бойко: Если честно, пока в моих планах не рассматривалась идея поработать с каким-либо гитаристом, а вот для записи своих будущих сольных альбомов я хотел бы пригласить кое-кого, но об этом пока рано говорить.

Скажите как преподаватель и гитарист-виртуоз, как Вы относитесь к творчеству знаменитого шведского гитариста Yngwie Malmsteen? (Костя, СПб)

Игорь Бойко: Потрясающий гитарист, а еще нас с ним объединяет то, что мы родились в один день, правда он чуть моложе меня.

Здравствуйте Игорь! А как Вы относитесь к тяжелой музыке - металл, хэви-металл и пр. ? Спасибо. (Илья, Москва)

Игорь Бойко: Очень хорошо. Вообще-то, для меня есть музыка хорошая или плохая, независимо от стилистики. Главное, чтобы это было интересно и захватывало.

Уважаемый Игорь, известно ли Вам что-либо о работе Вадима Медведя над сольным альбомом Игоря Закуса? И не могли бы вы назвать пару действительно громких "басовых" имён из СНГ? Заранее спасибо! (Шурик, Харьков)

Игорь Бойко: Вы назвали одних из лучших украинских бас-гитаристов. С Вадимом мы дружим уже около 20 лет, а с Игорем мы общаемся где-то лет восемь. Очень крепкие ребята. Насчет участия Вадима Медведя в новой записи Игоря Закуса я не знаю, но он принимал участие в сольном диске Закуса «Dedications», очень хороший альбом.

Сегодня в СНГ уже появились хорошие бас-гитаристы, правда, должен заметить, пока европейского уровня, до американского - не дотягивают. Не стану называть имена, так со многими я знаком лично и боюсь кого-нибудь не назвать.

Игорь Бойко и Андрей Макаревич Игорь, планируете ли вы представить Ваши новые вещи в нашем городе? Если это случится, то куда и где можно занимать очередь за билетами? (Дмитрий, Киев)

Игорь Бойко: Приезд в Киев намечается, но пока я не знаю точно когда. Во всяком случае, не раньше этой осени.

Здравствуйте, Игорь. Сначала хочу выразить благодарность за Ваше замечательное творчество. Вы не выступали ещё в Молдавии... В Ваших планах, случайно, не было идеи приехать в Кишинев? Спасибо. (Коля, Кишинев)

Игорь Бойко: С большим удовольствием посетил бы Кишинев, но пока мне не было никаких предложений.

Расскажите о своих увлечения, хобби. (Саша, Москва)

Игорь Бойко: В молодости я увлекался столярным делом, даже делал себе колонки, комбики, а позже, когда у нас в стране был дефицит мебели, делал самые разные вещи для своей квартиры. Сегодня в этом нет ни необходимости, ни желания, да и для моей профессии не очень-то полезно это увлечение. Вот уже на протяжении двадцати лет я люблю заниматься кулинарными «экпериментами». А еще люблю читать, гулять по лесу и вообще путешествовать.

Искренне хочу поблагодарить всех тех, кто принимал участие в этой беседе за интересные и корректные вопросы, а также за проявленный интерес к моей персоне. Также хочу поблагодарить редакцию сайта Guitar.ru за организацию интервью.

Дата интервью: июнь 2005.

Благодарим всех читателей, приславших вопросы для интервью.

 

Дополнительные сведения:


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: