Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 

 



 

Интервью

Евгений Побожий: Джаз не просто не умер, он развивается ничуть не меньше, чем раньше


      Автор: Яков Каганцов
      Дата публикации: 04 января 2019 г.

Евгений Побожий – молодой талантливый гитарист, который активно концертирует с различными музыкальными составами: от квартета до биг-бенда. В настоящий момент музыкант работает над своим дебютным сольным альбом.

Евгений Побожий

С чего началось ваше увлечение гитарой?

Евгений Побожий: Моё увлечение гитарой началось в возрасте 9 лет. Однажды я нашел у отца кассету Deep Purple «Burn» 1974 года, прослушал от начала до конца, и эта музыка потрясла меня настолько, что я безумно захотел научиться играть на гитаре так же, как гитарист этой великой группы, Ричи Блэкмор, который стал моим первым гитарным кумиром. В тот же день, никому ничего не сказав, пошёл в музыкальную школу поступать на гитару. После мои родители были очень удивлены, узнав о моём новом неожиданном увлечении.

Далее были шесть лет учёбы по классу классической гитары. Параллельно с классикой мой педагог – Щеницын Константин Эдуардович – давал мне основы игры на электрогитаре, преимущественно в блюз-роковом и отчасти в джазовом стиле. По большому счету, в этот период сформировался тот технический багаж, на основе которого я развивался дальше, и продолжаю развиваться по сей день. Всегда с большой теплотой вспоминаю годы занятий с моим первым Учителем. Особенно сейчас, с моими сегодняшними знаниями и опытом, я понимаю, как важно мне было тогда попасть именно к такому Педагогу!

Когда возник интерес к джазу?

Евгений Побожий: Джазовая музыка меня особо не интересовала лет до 15-16. Я был убежденным рокером и фанател от таких монстров как Мальмстин, Вай, Сатриани, Петруччи и т.д. Но в этом возрасте мне довелось познакомиться с музыкантами старшего поколения, жившими в моём родном городе Северске и в областном центре, Томске. Тогда я от них услышал примерно такие слова: «Всё, что ты играешь, это, конечно, неплохо. Но как-то не серьёзно. Послушай-ка ты джаз». И я внял их совету и стал слушать. Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Херби Хэнкок, Чик Кориа, и гитаристов: Уэс Монтгомери, Джим Холл, Пэт Метини, Джон Скофилд, Джон Маклафлин – эти люди перевернули мою жизнь! Я слушал всё подряд – бибоп, west-coast, модальный джаз, фьюжн, фри-джаз, всё, что можно было найти.

А еще пошёл в городскую библиотеку, нашел в нотном отделе несколько советских пособий по джазовой гармонии и импровизации, и принялся их изучать. Чем больше я слушал, изучал и играл, тем сильнее «втягивался» в эту музыку, а другие стили всё больше отходили на второй план. Хотя со временем они вернулись в мою жизнь – сейчас диапазон моих музыкальных интересов очень широк, но джаз по-прежнему на первом месте. Я имею в виду «джаз» в широком смысле, со всеми его стилями и ответвлениями. Для меня слово «джаз» обозначает скорее способ музыкального мышления, определённую философию, нежели просто стиль.

В каком состоянии в настоящий момент находится джазовое образование в учебных заведениях в России?

Евгений Побожий: В целом – пока в зачаточном. Есть отдельные учебные заведения, которые очень выделяются на общем фоне, например, джазовая школа им. Кима Назаретова в г. Ростов-на-Дону – музыкальная школа, выпускники которой ежегодно пополняют ряды студентов европейских и американских джазовых ВУЗов и демонстрируют впечатляющий уровень уже в 15-16 лет; знаменитая Гнесинка – главная кузница наших джазовых кадров; духовое училище ГУДИ, директором которого совсем недавно стал Игорь Михайлович Бутман, обещает в скором времени стать одним из главных центров российского джазового образования.

Я сам заканчивал Ростовскую консерваторию, отделение эстрадно-джазовой музыки. Правда, закончил я ее за два года – поступил на третий курс, а четвертый и пятый сдал экстерном. Это было интересное время и очень важный опыт.

Из минусов, которые я бы выделил в современном российском джазовом образовании – во-первых, отсутствие внятной сформированной концепции преподавания, то, что в классике называют «школа». Во-вторых, сегодняшние зарплаты педагогов музыкальных ВУЗов совсем не стимулируют их усердно трудиться. В-третьих, в целом низкий уровень поступающих. Скорее даже не исполнительский уровень, а кругозор и общая осведомленность в мире джазовой музыки.

Стоит ли ехать за джазовым образованием в Америку и только туда?

Евгений Побожий: Если есть финансовая возможность и большое стремление, конечно же – ДА! Хотя это лично моё мнение, не претендующее на истину в последней инстанции.

Когда вы начали сочинять свою собственную музыку? На кого вы равняетесь в этом процессе?

Евгений Побожий: Я пробовал сочинять практически с самого начала моих занятий музыкой. Конечно же, сначала это был рок, в духе моих тогдашних кумиров. Но увлекшись джазом, я тоже практически сразу стал пробовать себя на композиторском поприще, сочинял небольшие темы, экспериментировал с аккордовыми последовательностями. Никогда не придавал этому процессу особого значения, как-то это само собой получалось. Сочинение музыки для меня всегда было чем-то очень естественным и неотъемлемым.

На кого я равняюсь в этом процессе? Не могу сказать, что есть какой-то эталонный композитор, с которого я беру пример, но есть разные источники, из которых можно почерпнуть что-то полезное. Во-первых, наследие русских классиков – вот где кладезь музыки! Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Скрябин – у них можно учиться бесконечно. Кроме того, на меня большое влияние оказали пионеры фьюжн – Weather Report, Херби Хэнкок, Chick Corea Return to forever, Mahavishnu Orchestra с их фундаментальными многочастными произведениями, потрясающая музыка Pat Metheny Group, межзвёздные путешествия Алана Холдсуорта, мощь Tribal Tech.

На какой стадии находится запись вашего дебютного сольного альбома?

Евгений Побожий: Работа над альбомом ведётся уже больше года и в следующем 2019 году она точно будет закончена. Это будет альбом без вокала, только инструментальная авторская музыка. В записи принимают участие: Антон Давидянц (бас-гитара), Валерий Степанов (клавиши), Federico Malaman (бас-гитара), Gergo Borlai (барабаны), Давид Сагамонянц (барабаны и перкуссия), Justin Vasquez (саксофон), Ruslan Sirota (клавишные), Isaiah Johnson (барабаны), Mohini Dey (бас-гитара) и другие.

Где вам играть комфортней: в большом оркестре, в малом составе – трио, дуэте, или может быть сольно?

Евгений Побожий: Комфортнее всего я себя чувствую в малых составах – трио, квартет, квинтет. Игра в большом оркестре интересна, но предполагает более жесткие рамки и гораздо меньшее количество сольных эпизодов.

Если не ошибаюсь, то раньше в оркестре Игоря Бутмана не было гитариста. Почему оркестру потребовался гитарист? Как вы получили это место?

Евгений Побожий: В оркестре Игоря Бутмана одно время играл замечательный гитарист Павел Чекмаковский. После его ухода в оркестре не было гитары. В принципе, для джазового биг-бэнда отсутствие гитары – вполне нормальная практика.

Я получил приглашение от Игоря Бутмана после выступления на фестивале «Будущее джаза» в 2015 году. Видимо, удачно выступил.

Можете ли вы подойти к Игорю Бутману и предложить ему включить в репертуар оркестра мелодию или композицию, которая интересна вам? Или же предложить для исполнения свою собственную музыку?

Евгений Побожий: Могу. Но в репертуаре оркестра моей музыки нет.

Фрэнк Заппа однажды сказал: «Джаз не умер, он просто … «странно» пахнет». Что вы думаете о современной джазовой сцене? Происходит ли на ней что-нибудь новое или необычное? Как вы относитесь к творчеству Заппы?

Евгений Побожий: Джаз не просто не умер, он развивается ничуть не меньше, чем раньше. Хотя многие со мной поспорят в этом вопросе, но это моё мнение. Я стараюсь следить за всем новым и актуальным в джазе и фьюжн, постоянно слушаю альбомы молодых музыкантов. Джаз продолжает вбирать в себя черты различных музыкальных культур и традиций.

Например, одним из актуальных направлений сегодня является соединение джаза с хип-хопом. Robert Glasper дал толчок целому поколению молодых музыкантов, показав, что может получиться, если смешать джаз, госпел, нео-соул и хип-хоп. Гениальный пианист Tigran Hamasyan создаёт фантастическую музыку на стыке современного джаза и древней армянской музыкальной культуры. Гитаристы Jonathan Kreisberg, Lage Lund, Gilad Hekselman, Mike Moreno, Charles Altura, Tim Miller развивают наследие предыдущих поколений джазовых гитаристов. Процесс идёт, невзирая на слова Фрэнка Заппы. Кстати, очень люблю его музыку!

Импровизация может быть удачной, а может быть и неудачной. Отчего это зависит?

Евгений Побожий: Зависит от множества факторов – начиная от исполнительских навыков импровизатора и заканчивая настроением и общим состоянием. Нет смысла эти факторы перечислять, но важно отметить, что импровизационные навыки можно и нужно развивать. Мелодия, гармония, ритм, фразировка, артикуляция, мотивное развитие, форма – всё это составные части джазовой импровизации, всё это нужно изучать, и предела совершенству нет!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке: