|
      Автор: Геннадий Седых       Дата публикации: 05 января 2006 г.
Элвис придумал рок-н-ролл? Нет! Рок-н-ролл придумал Чак Берри (Chuck Berry). Но, в отличие от Элвиса, его мало кто знает. Какая несправедливость! Сыгранные им фразы стали звонкими ходовыми монетами, которые гитаристы по всему миру до сих пор щедро раздают публике. Но, благодаря толпам подражателей и всякого рода плагиаторов, Берри превратился в рисованного идола, которого мало кто способен оценить по-настоящему.
Чарльз Эдвард Андерсен Берри имеет самое обыкновенное происхождение. Он родился в 1926 году в Сент-Луисе, штат Миссури. В 15 лет он впервые взял в руки гитару. Это была четырёхструнная тенор-гитара. Однако он быстро научился играть "трехаккордный" блюз. Вскоре с помощью самоучителей и случайных уроков от местных гитаристов Берри выучил достаточно аккордов и, благодаря великолепному слуху, научился подбирать большинство песен, слышимых им по радио.
В 1944 году за участие в серии вооруженных грабежей в компании сверстников он был приговорен к трем годам заключения. После освобождения, немного подумав, он женился, и жизнь его потекла, размерено и, относительно, спокойно.
В 1951 году он сменил свой четырехструнный инструмент на полноценную шестиструнную электрогитару. А в 1952, уже в достаточно зрелом возрасте (26 лет) Чак впервые вышел на публику в качестве певца и гитариста группы из трех участников. К 1955 году Берри был одним из лучших на клубной сцене Сент-Луиса, вместе с опытным Айком Тернером и молодым дарованием Альбертом Кингом. Но, несмотря на определенный успех в музыке, Берри по-прежнему работал полный рабочий день, чтобы обеспечить жену и детей.
Талант талантом, а надо и денег заработать. Чаку необходимо было выпустить альбом, но он никак не мог найти возможности в родном городе. В мае 1955 года Берри отправился в Чикаго на выходные, где попал на выступление Мадди Уотерса в одном из клубов. В конце концов, Чак подошел к Мадди и спросил, как бы ему сделать запись на студии. Уотерс направил его к Леонарду Чессу, одному из владельцев “Chess Records”. Деловой подход Берри произвел впечатление на Чесса, и он согласился прослушать его демо-запись через неделю. Однако у Чака была небольшая проблема – записи у него не было, но он промолчал об этом. Берри, которого впоследствии назовут "поэтом рок-н-ролла", никогда ранее не писал своих песен. Вернувшись, домой, Чак скомпоновал несколько текстов и аранжировки, записал все это дело со своим трио на обыкновенный магнитофон, и, когда через неделю он снова приехал к Чессу в Чикаго, у него уже было четыре песни - медленный блюз "Wee Wee Hours" и три кантри - "You Can't Catch Me," "Thirty Days" и "Ida Red". Чессу понравилась последняя из них, которая затем была переименована в "Maybellene."
Несмотря на то, что контракт был заключён, Чак всё так же сильно нуждался (если можно так сказать) в деньгах. Он даже пошёл на курсы парикмахера. Однако последовал ряд событий, которые начали менять его жизнь: его “Maybellene” и “Wee Wee Hours” получили пятое место в поп-чартах, став настоящими хитами, в то же время, посыпавшиеся приглашения и гонорары позволили ему оставить курсы парикмахеров.
В течение нескольких лет после успеха "Maybellene" записываемые Чаком песни почти постоянно присутствовали в сотне хит-парадов. Он избавился от своей группы, начав выступать соло. Он разъезжал по городам, нанимая там сессионных музыкантов. В родном городе открыл ночной клуб и семейный «БЕРРИ ПАРК». К концу 50-х он стал довольно крупной шишкой.
Успех Берри, равно как и успех Пресли, объясняется тем, что они смогли перешагнуть через барьер между музыкальной культурой черного и белого населения. Но не все видели в этом положительный результат. Для некоторых людей, особенно в южных штатах, чернокожий исполнитель, поющий о подростковой любви под ритм кантри и хилбилли, был символом аморальности. Хотя рок-н-ролл и смешал расы в единое музыкальное целое, дискриминация до сих пор являлась суровой реальностью, и Чак оказался жертвой своей популярности. В 1961 г после судебного процесса, Берри был снова приговорен к тюремному заключению за то, что "вывез несовершеннолетнюю за границы штата в аморальных целях".
Вместе со свободой Берри лишился возможности выступать и записываться, но не сочинять песни. В течение следующих года и четырех месяцев он придумал "No Particular Place to Go," "Nadine," "Promised Land" и другие песни. Выйдя на волю в 1963 году, он без больших потерь возобновил свою карьеру. В 1966 Берри подписал контракт с "Mercury Records", положив конец "золотому десятилетию" с "Chess". Теперь он получал более крупные гонорары, но все это было в основном благодаря его старым хитам. Ко времени воссоединения с "Chess" волшебство полностью развеялось. Единственным значительным результатом повторного союза был новый хит 1972 года "My Ding-a-Ling," единственная запись Берри, достигшая первого места в чартах, но имевшая недолгий успех. В конце 70-х Берри снова оказался в тюрьме, на этот раз за неуплату налогов (придумают же!).
Несмотря на перерывы в записях и гастролях, влияние Чака Берри на следующие поколения рок-музыкантов было столь велико, что его личность выдержала проверку временем. В 1986 году его имя было внесено одновременно в Зал Славы Рок-н-ролла и поэтов-композиторов, а запись "Johnny B. Goode" была послана за пределы Солнечной системы на космическом корабле "Вояджер" как образец творения человеческого духа. В 1987 году Берри выпустил свою автобиографию, и целое созвездие рок-музыкантов приняло участие в фильме "Hail, Hail, Rock and Roll" как дань уважения его музыке.
Последнее десятилетие было относительно спокойным для Берри, но его музыка по-прежнему громко и отчетливо говорит за него.
|