|
      Автор: Сергей Арзуманов       Дата публикации: 14 ноября 2004 г.
В мире насчитывается всего с десяток компаний, специализирующихся на выпуске гитарных процессоров эффектов. Среди них можно назвать такие известные бренды, как Boss, Korg, Digitech/DOD, ZOOM... Безусловно, продукция этих фирм пользуется заслуженным успехом и популярностью. Но если последнее имя ассоциируется у вас исключительно с хитом гитарного рынка ZOOM 505, то вы сильно отстали от жизни. Действительно, модель 505 в момент своего появления являлась своего рода шедевром: при стоимости ниже многих напольных педалей эффектов, этот суперкомпактный процессор мог делать практически все то же самое, что и его «взрослые» братья. Конечно, качество звучания было недостаточно высоким для профессионального использования, но зато многие начинающие гитаристы смогли приобрести его в свое распоряжение и начать изучать секреты гитарного звучания.
Но время идет, и ZOOM запустили в производство новую линейку мощных гитарных процессоров – серию GFX. Сначала были выпущены модели GFX-8 и GFX-4, а совсем недавно появился совершенно новый процессор – GFX-5. Но «топовой» моделью до сих пор остается Zoom GFX-8, обладающий самыми широкими возможностями и функциями среди остальных устройств.
КОНСТРУКЦИЯ
ZOOM GFX-8 позиционируется изготовителем как концертный гитарный процессор. И это сразу видно по его внешнему виду. Прочный металлический корпус GFX-8весом 3,6 килограмм ассоциируется с исключительной надежностью и вселяет уверенность, что с устройством ничего не случится ни на сцене, ни в дальних поездках. Окно дисплея утоплено на пару сантиметров вглубь корпуса; так оно лучше защищено как от случайных ударов, так и от прямого света прожекторов. Кстати, разработчики Zoom GFX-8 решили отказаться от применения в процессоре модного нынче жидкокристаллического дисплея, сделав выбор в пользу светодиодных цифро-буквенных индикаторов. И это полностью оправдано концертными условиями. Несмотря на то, что дисплей на жидких кристаллах является более информативным, прочитывать строчку на нем с высоты человеческого роста трудно и не комфортно, а если к тому же у гитариста не очень хорошее зрение – и вовсе невозможно. Другое дело – светодиодные индикаторы. Они крупные, и их хорошо видно под любым углом, как в темноте, так и при свете. Конечно, у них есть известный недостаток, заключающийся как в «условном» изображении буквы, так и в невозможности передать пользователю сразу много информации (текущие режимы работы, номер патча и т.п.). Однако в Zoom GFX-8 он полностью сведен к минимуму. Во-первых, по сравнению с другими моделями, число символов увеличено до восьми, что позволяет в большинстве случаев обойтись без сокращений слов. Во-вторых, есть еще два отдельных светодиодных индикатора, специально предназначенных для показа номера патча (группы и банка). В-третьих, в дисплее применены не стандартные 7-сегментные индикаторы, а 11-сегментные, что сразу повышает разборчивость текста и позволяет в режиме тюнера реализовать интуитивно понятный процесс настройки.
В процессоре Zoom GFX-8 имеется несколько педалей. К ним относятся две педали переключения банков (и включения режима MANUAL), педали переключения патчей и модулей и подвижная педаль экспрессии. Все они выполнены из твердой пластмассы, стойкой к различным внешним воздействиям. Педаль экспрессии реализована оптоэлектронным способом, так что о «хрустящем» потенциометре можно забыть навсегда.
ZOOM GFX-8. Вид сверху
ZOOM GFX-8. Вид сзади
ZOOM GFX-8. Дисплей
На лицевой панели процессора Zoom GFX-8 также находятся другие органы управления – всевозможные кнопки, регуляторы и поворотные переключатели.
Все разъемы расположены на задней стороне устройства. К ним относятся два входных разъема INPUT и AUX IN (гитарный и линейный входы соответственно), EXTERNAL DIST SEND и EXTERNAL DIST RETURN (посыл и возврат на внешнюю педаль дисторшн), OUTPUT L/MONO и OUTPUT R (раздельный стереофонический выход), OUTPUT PHONES (выход на наушники), MIDI-разъемы MIDI IN и MIDI OUT, а также гнездо питания с выключателем. Также там находится регулятор OUTPUT LEVEL (регулировка выходного уровня сигнала).
Питание Zoom GFX-8 осуществляется только при помощи внешнего 12-вольтового блока питания, идущего в комплекте поставки.
В качестве эксперимента процессор несколько раз был испытан в сценических условиях, и никаких нареканий к нему в плане удобства использования предъявлено не было. Легко читаемый дисплей с крупными красными символами, быстрое переключение патчей, мгновенное включение режима BYPASS/TUNER – словом, на сцене присутствовало состояние комфорта.
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Гитарный процессор ZOOM GFX-8 состоит из четырех модулей: DRIVE, EQUALIZER, MOD и DLY/REV. Модуль в «понимании» процессора – это самостоятельный блок, аналогичный простой гитарной педали типа дисторшна или хоруса. Таким образом, пользователь имеет в своем распоряжении как бы четыре гитарных «примочки», объединенные в одном корпусе. Каждый из модулей содержит 22 эффекта, но использоваться может только какой-либо один из них. Также имеется два дополнительных модуля, выполняющих только одну, свойственную им функцию. К ним относятся запатентованный шумоподавитель ZNR (Zoom Noise Reduction) и комбоэмулятор.
Комбинация модулей с определенными эффектами и параметрами организуется в патчи. Переключая патчи, пользователь мгновенно изменяет одну отстроенную цепочку эффектов на другую. В памяти процессора уже имеется 160 заранее запрограммированных, пресетных патча (группы A, b, C и d), а также есть 80 пользовательских патчей (группы U и u), доступных не только для чтения, но и для записи. Каждая группа содержит десять банков, а каждый банк – четыре патча, соответствующих педалям процессора 1-4. Для первичного ознакомления со всеми звуками предусмотрен режим Self Introduction, автоматически переключающий патчи в демонстрационных целях.
Помимо обычных для любого процессора функций редактирования параметров эффектов и глобальных настроек, GFX-8 обладает и другими возможностями. Прежде всего, к ним относится режим Jam Play, позволяющий записывать во внутреннюю память процессора, а затем проигрывать гитарные фразы. При этом максимальное время записи составляет 12 секунд, что, в общем-то, многим может показаться маловато. Зато большая гибкость проявляется в вариантах воспроизведения записанной фразы. Ее можно проигрывать не только традиционным путем, от начала и до конца (режим NORMAL), но также в обратном направлении (режим REVERSE). Более того, при установке режима воспроизведения SCRATCH направление воспроизведения будет меняться в зависимости от направления и скорости движения педали экспрессии! Таким образом, любой гитарист может на концерте немного «подиджеить» и «поскрэтчить» на потеху публике.
Другая функция, имеющаяся в процессоре Zoom GFX-8, это сэмплер. С его помощью можно записать в память устройства сигнал длительностью до 25 секунд. Запись может производиться как с гитарного (INPUT), так и с линейного (AUX IN) входов. К примеру, можно записать с CD-плеера фрагмент композиции и разучивать под нее сольную партию. Воспроизведение может быть замедленно, в том числе и без изменения высоты тона.
Наконец-то, в гитарных процессорах ZOOM появился и режим MANUAL, уже давно реализованный во многих устройствах других фирм. Суть данного режима заключается в том, что пользователь может при помощи педалей в реальном времени включать и выключать модули (эффекты), входящие в состав патча. Предположим, если патч состоит из дисторшна, хоруса и реверберации, гитарист одним нажатием на соответствующую педаль может быстро отключить дисторшн. Подобная функция расширяет возможности игры при сольном и аккомпанирующем исполнении.
Еще одна полезная функция в Zoom GFX-8 называется RTM (Real Time Modulation) или модуляцией в реальном времени. Назначая те или иные параметры эффектов на педаль экспрессии, их можно менять прямо во время исполнения. К примеру, нажимая и отпуская педаль, можно регулировать уровень реверберации в сигнале. Само собой разумеется, что педаль экспрессии способна выступать и в качестве педали громкости. Текущие параметры функции RTM сохраняются в патче. Стоит заметить, что данный режим может управляться и при помощи MIDI-команд с внешнего секвенсора. В этом случае педаль экспрессии в модуляции параметров не участвует.
Пожалуй, ни один современный гитарный процессор не обходится без встроенного хроматического тюнера. Конечно, он есть и в GFX-8. Настройка производится по светодиодному дисплею, на котором условными стрелками показано превышение или занижение строя. Также тюнер снабжен функцией изменения эталонной частоты в пределах от 435 Гц до 445 Гц.
УПРАВЛЕНИЕ
Процесс управления Zoom GFX-8 особых сложностей не вызывает. Любой гитарист, уже имеющий дело с гитарными процессорами, сразу сможет выполнять основные операции типа переключения патчей или включения тюнера. Работу с другими функциями можно без всяких затруднений понять с помощью прилагаемого руководства пользователя (на русском языке).
Не очень удобно реализовано «листание» групп и банков. Как уже говорилось выше, для этой цели предусмотрены две педали переключения банков, с помощью которых можно увеличить или уменьшить текущий номер. Однако для того, чтобы сменить, скажем, банк A0 на банк d0, пользователю придется переключить все промежуточные банки. Было бы логичней сделать ускоренное «проматывание» банков при удерживании педали в нажатом состоянии, однако в процессоре этим действием включается другой режим работы.
Несомненный плюс заключается в замене кнопок редактирования вращающимися регуляторами. Многие пользователи, даже не являясь большими специалистами по инженерной психологии (ныне все чаще называемой эргономикой), скажут, что вращение ручки раздражает намного меньше, чем изменение параметров кнопками.
Но по-настоящему широкие возможности появляются у пользователя при подсоединении гитарного процессора Zoom GFX-8 к компьютеру посредством интерфейса MIDI. При этом необходимо использовать программу GFX-8ED, предназначенную как для платформы PC, так и Mac, и находящуюся в комплекте поставки (также ее можно бесплатно скачать с сайта производителя www.zoom.co.jp). Эта программа предназначена для редактирования и сортировки патчей процессора, а также для создания собственных звуков эффекта дисторшн. Так что пользователь в данном случае может выступать не только в качестве гитариста, но и саунд-дизайнера.
Программа редактирования GFX-8ED
Работа по редактированию патчей особых пояснений не требует. Интерфейс программы достаточно прост и нагляден. Окно разделено на несколько частей. Верхняя часть позволяет изменять имя и выходной уровень патча, а также другие глобальные параметры. Нижние части соответствуют модулям процессора DRIVE, ZNR, EQ, MOD и DLY/REV. Все значения параметров изменяются при помощи вращающихся регуляторов и выпадающих меню.
Гораздо интересней работа с настройками модуля DRIVE, которые доступны при выборе пункта меню Custom Distortion. В этом случае связка процессор-компьютер становится настоящим программно-аппаратным комплексом, с доступом к самым тонким настройкам параметров дисторшна, которые нельзя изменять с помощью ручек управления процессором. Не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что программа позволяет не только выбирать один из 13 алгоритмов искажений (среди них – самые разнообразные типы ограничения сигнала по амплитуде), но и произвольно формировать амплитудно-частотную характеристику сигнала. Пользователь может получить самое, что ни на есть индивидуальное звучание. Не это ли мечта гитариста?!
Окно редактирования параметров дисторшна
ЗВУЧАНИЕ
Звучание гитарного процессора Zoom GFX-8 оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, при прослушивании эффектов дисторшн хочется воскликнуть: «Ну наконец-то цифровой звук стал приличным!» Некоторые патчи, особенно если их немного отредактировать под тембр своего инструмента, звучат очень неплохо. При более тщательном редактировании дисторшна при помощи компьютера и программы GFX-8ED, можно получить практически идеальное для гитарного процессора звучание, энергичное и объемное. Но все равно, в нем, как и в любых других процессорах, не хватает той самой «изюминки», теплоты, характерной для перегруженного лампового комбоусилителя. Впрочем, завершим многословные рассуждения о качестве эффекта дисторшн на радостной ноте. Те гитаристы, которых он не устраивает, могут спокойно подключить к Zoom GFX-8 свою любимую внешнюю «искажалку», благо разъемы посыл/возврат присутствуют. Но следует помнить и о том, что «плохой» дисторшн может быть вызван сторонней причиной. К примеру, при подключении процессора к гитарному усилителю, нужно не забывать отключать встроенный комбоэмулятор. В противном случае звучание гитары значительно ухудшится.
Другие эффекты звучат на обычном для данной ценовой категории уровне. Некоторые нарекания вызывает работа с педалью экспрессии: при ее очень медленном перемещении иногда имеет место дискретное, ступенчатое изменение звучания. При этом работа в качестве педали громкости никаких замечаний не вызывает.
Ныне вновь ставший очень популярным эффект вау-вау звучит также неплохо, хотя все познается в сравнении... К сожалению, а может быть и к счастью, лучше старой доброй «квакушки» Cry Baby пока еще ничего не придумали.
Звучание процессора GFX-8 можно послушать на демонстрационной записи, которая прилагается к устройству на компакт-диске.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоинства |
функциональность
посыл/возврат на внешнюю педаль дисторшн
возможность редактирования патчей и настройки модуля DRIVE через MIDI-интерфейс
хорошее качество звучания «в линию» |
Недостатки |
неудобное переключение групп/банков
не всегда корректная работа педали экспрессии |
ZOOM GFX-8 – хороший процессор для концертной работы, рассчитанный на гитаристов среднего уровня. Он неплохо звучит при подключении к комбоусилителю, а встроенный эмулятор позволяет играть «в линию» с достаточно убедительным качеством. Некоторые замеченные недостатки не умаляют достоинств GFX-8, он действительно является одним из лучших «концертных» процессоров в своей ценовой категории.
Устройство можно рекомендовать и для домашней компьютерной звукозаписи. Большое количество эффектов и патчей, а также возможность подсоединить его к компьютеру по MIDI-интерфейсу делает его незаменимым помощником при изготовлении демонстрационных материалов.
Производитель |
ZOOM
|
Модель |
GFX-8 |
Тип устройства |
гитарный эффект-процессор |
Страна-изготовитель |
Япония |
Число эффектов |
69 (67 + amp simulator + ZNR) |
Число модулей эффектов |
4 + amp simulator + ZNR |
Максимальное время записи сэмплера |
25 секунд (скорость воспроизведения регулируется)
|
Число патчей |
240 (160 пресетных, 80 пользовательских) |
Частота сэмплирования |
40 кГц
|
Разрядность АЦП |
20 бит, с 64-кратной передискретизацией
|
Разрядность ЦАП |
20 бит, с 128-кратной передискретизацией |
Разъемы |
INPUT, AUX IN, EXTERNAL DIST (SEND, RETURN), OUTPUT (L/MONO, R, PHONES), MIDI (IN, OUT), POWER 12V |
Органы
управления |
- регуляторы: PRESENCE, TREBLE, MIDDLE, BASS, GAIN (секция DRIVE), ADJUST (секция MOD) ADJUST (секция DLY/REV), LEVEL
- кнопки: GROUP/CUSTOM SET, STORE, EDIT/CANCEL, TOTAL, MIDI, ZNR/EQ EDIT, EFFECT/A-B OFF (секция DRIVE), EFFECT/A-B OFF (секция MOD), EFFECT/A-B OFF (секция DLY/REV)
- переключатели: DRIVE SELECTOR, MOD SELECTOR, DLY/REV SELECTOR
|
Напряжение
питания |
12 В (внешний адаптер
прилагается) |
Вес |
3,6 кг |
Размеры |
455x203x80 мм |
Редакция GUITAR.RU выражает благодарность компании Гранд-Мистерия за предоставленное оборудование.
|