Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Звукозапись

Тяжелый звук "на коленке"


      Автор: Иван Дементьев
      Дата публикации: 20 сентября 2004 г.

Все начинающие коллективы рано или поздно сталкиваются с проблемой записи. Чаще всего эта проблема упирается в финансовые средства - группе просто не на что записать материал на соответствующей студии. Запись на репетиционной точке через микрофон (и такое практикуется) приводит к абсолютно убогому звучанию даже для демо-варианта. Остается одно - записать дома на компьютере. Тут проблема переходит в иную плоскость - качество звучания, особенно если коллектив играет тяжелую музыку. Звук в этом случае часто переходит в низкочастотный шум. Ниже приведены несколько практических советов, как "на коленке" с наименьшими затратами сделать более или менее приличную демо-запись.

Оборудование и программное обеспечение

Не будем останавливаться на том, что перед записью неплохо было бы купить новые струны, проверить все провода и батарейки, и прочих само собой разумеющихся моментах. Это ясно каждому. Начнем сразу с того оборудования, через которое будет производиться запись, а именно - со звуковой карты. Карта должна быть малошумящей, с уровнем шума не более -95 дБ и отношением сигнал/шум не менее 80 дБ (при замкнутых "на землю" контактах). Лучше всего, если это будет карта с drive-отсеком, в котором находятся все аналоговые компоненты. Это позволит свести уровень шумов, производимых компьютером, к минимуму. Худший (но более дешевый) вариант - просто карта, вставленная в слот. Оптимальный по стоимости вариант - что-нибудь из продукции Creative (SB Live!, Audigy). Из звуковых карт потребительского класса они имеют достаточно неплохие для записи параметры. Интегрированные в материнскую плату карты вообще нельзя рассматривать как вариант, так как шумят они очень сильно. При выборе карты необходимо обратить внимание также на АЦП и ЦАП, точнее их разрядность. Она должна быть не менее 24 бит. Обратите внимание на DC offset (смещение по постоянному току) карты, он должен быть маленьким. Карта, естественно, должна поддерживать полнодуплексный режим, иначе будет проблематично хоть что-то записать. Неплохо обратить внимание на звучание MIDI-синтезатора данной карты. Необходимо иметь неплохую стереосистему и наушники. Компьютерные колонки не годятся.

Теперь переходим к необходимому программному обеспечению. Для записи живого звука и для его обработки можно использовать Sound Forge, так как у него очень удобный интерфейс, неплохой набор функций и поддержка DirectX-плагинов. Недостаток - отсутствие мультитрекового режима и, как следствие, невозможность сведения дорожек. Для сведения треков подходит CoolEdit. Это достаточно мощная для записи программа, но несколько неудобная в использовании.

Запись MIDI-инструментов можно производить в любом секвенсоре, это дело вкуса. Лично я использую Digital Orchestrator Pro.

Теперь о плагинах. При отсутствии внешних эффектов приходится использовать программные. Но тут главное - не переусердствовать. Помните, - чем больше программных эффектов вы используете, тем более "пластмассово" будет звучать ваша запись. Поэтому я посоветую только TC Native Reverberator, эквалайзер Steinberg FreeFilter, и эмулятор лампового усилителя TubeWarmth от 3rd Ear Audio. Все три плагина 24-битные, что немаловажно. Теперь перейдем непосредственно к процессу записи.

Основные правила

При записи каждой дорожки измеряйте и калибруйте DC offset (флаг DC-adjust и кнопка Calibrate в Sound Forge). Этим вы увеличите динамический диапазон звукового файла и избавите себя от неприятных щелчков при сведении. После записи проведите еще раз эту операцию.

Уровень записи должен быть таким, чтобы сигнал не достигал верхней границы и не было "захлебывания".

Всегда используйте шумоподавитель.

Все дорожки должны быть сбаласированными по частоте, то есть никакая из частотных полос не должна сильно "выпирать". У гитар часто выпирает "низ", поэтому они заглушают бас-гитару. Слегка приподнятыми должны быть лишь характерные для данного инструмента частоты. Так звук будет более мягким.

Запись MIDI-барабанов

Запись на дому подразумевает невозможность качественно прописать барабаны. Поэтому приходится использовать "мертвые", прописанные в MIDI-секвенсоре. Для имитации "живых" необходимы качественные сэмплы, желательно хранящиеся в несжатом wav-формате при частоте дискретизации не ниже 44,1 кГц. Дело в том, что есть два способа прописать барабаны - в MIDI, а потом в Wave, или сразу в Wave. В первом случае качество звука из-за возможного ресэмплинга снизится, поэтому качество сэмплов лучше брать с запасом.

Стандартные SoundFont-банки звучат очень "игрушечно", поэтому, если вы используете эту технологию, то лучше всего загружать каждый барабан и "железо" как отдельные инструменты. Совсем хорошо, когда акцентированный и неакцентированный удар каждого барабана будет также отдельным инструментом. Прописывание барабанной партии при этом будет дело очень утомительным. Но появляется возможность очень гибко манипулировать звучанием всей партии в целом.

Запись гитары

Никогда не записывайте гитару сразу "в линию" и не используйте программные "перегрузы". Так вы не получите никакого звука. В крайнем случае, запишитесь по схеме "гитара-примочка-линейный вход", а потом снимите микрофоном с мониторной колонки. Если есть speaker simulator, то пишите через него. Самый лучший вариант это, естестественно, подзвученный микрофоном комбик. При этом предпочтительнее, если микрофон не напрямую подключен к карте, а через предусилитель к линейному входу карты.

Наиболее частая ошибка, которую совершают практически все начинающие музыканты - прописывают одну ритм-гитару, "проваливают" середину и поднимают басы, при этом кажется, что звук стал тяжелее. При сведении гитара теряется в миксе, ее приходится вытаскивать по уровню и она забивает остальные инструменты. Получается та "каша" о которой я говорил вначале. Поэтому всегда прописывайте две (или больше) ритм-партии, разводите их по каналам, а середину (400Hz - 1kHz) убирайте совсем чуть-чуть. Обрабатываемый звук необходимо слушать и в наушниках и на мониторах. Эквалайзером пользуйтесь аккуратно, постарайтесь использовать его как можно меньшее количество раз. Лучше один раз его отстроить, чем подгонять по десять раз. Интересная в этом отношении программа - FreeFilter. Можно ей "дать послушать" гитарный звук какой-нибудь команды и свой звук. А она сама подгонит ваше звучание под чье-то фирменное. Конечно, идентичного звука вы не получите, но ваш собственный станет более-менее солидным.

Если звук "суховат" и "плосковат", то неплохо добавить немного эффекта реверберации и эмулятора лампового усилителя.

Запись вокала

Писать вокал лучше через микрофон с предусилителем (см. предыдущий пункт). Не забудьте скомпрессировать его, а то будете периодически "проваливаться" в миксе. Преобразуйте моно в стерео и примените TC Native Reverb или другой стереофонический ревербератор.

Сведение

При сведении нужно стремиться к тому, чтобы каждый инструмент был в отдельности слышен, но звук при этом был бы монолитным. Если какой-то инструмент не прослушивается, а при поднятии уровня дорожки все превращается в "кашу", то причину надо искать в звучании самого этого инструмента. Не забывайте про панорамирование (pan), то есть баланс звучания инструмента между правым и левым каналами. Это поможет частично избавиться от "каши". Бас, бочки, рабочий барабан и голос лучше оставить по центру. А предусмотрительно записанные дублирующие партии ритм-гитары - развести по каналам.

Вот и все. Пользуясь этими советами и руководствуясь своим опытом можно создать вполне приличный демо-продукт. Не бойтесь экспериментировать и помните, что от качества звука зависит примерно 30% успеха. Удачи!


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

31.01.2010, Invader
>>Никогда не записывайте гитару сразу \"в линию\" и не используйте программные \"перегрузы\". Хех. Уже не актуально. Существуют программные эмуляторы перегруза, сверточные ревербераторы, импульсы - достаточно достоверно звучащие для качественной записи.

Все сообщения