|
      Автор: Илья Абламонов       Дата публикации: 09 февраля 2004 г.
Часто, особенно у начинающих гитаристов, возникает банальная проблема проблема: не на чем играть. Да, есть гитара, но нужно же ее во что-то втыкать! Но. Раз вы читаете эту статью, значит у вас есть компьютер.. Логично? Вот и попробуем его использовать.
Также эта статья будет интересна тем, кто хочет организовать домашнюю студию звукозаписи.
Итак, применение компьютеру может быть следующим:
- Мы хотим просто играть через него, не имея ничего кроме. То есть включение такое: гитара->компьютер->колонки.
- У нас есть какие-то "примочки". То есть: гитара->цепь эффектов->компьютер->колонки.
- Запись и сведение. Собственно это включает в себя предыдущие пункты, но предполагает более серьезную работу со звуком.
Начнем с основы. С "железа". Здесь ситуация весьма неоднозначная: конкретные системные требования будут зависеть от используемых программ и количества эффектов. Для самых простых программ сгодится и Pentium 166, для хорошего качества эффектов и разумном их количестве мне лично Duron820/192мБ пока хватает (пока!).
Звуковая карта тоже должна быть соответствующая: вообще не подойдут старые ISA-шные без дуплекса. Можно использовать (но очень ограниченно) разные ESS из новых, SB16, AWE32 и встроенные AC97-системы. А вот чтобы нормальные программы (об этом позже) работали без ощутимой задержки, абсолютным минимумом является SB Live!.
Это вполне приличная звуковая карта за небольшие деньги (30-35$). Вопрос: брать ли Audigy? Ответ: не стоит, если вам не нужен более продвинутый звук в играх. Качество АЦП и ЦАП в нем не лучше, широко разрекламированный 24-битный звук - только при воспроизведении, и тут разница не заметна.
Теперь расскажу об альтернативных драйверах для всей этой линейки Creative.
Это проект питерского разработчика Евгения Гаврилова, предназначенный для нормальной работы в профессиональных (относительно) программах записи и сведения, а именно - реализующий поддержку протокола ASIO (профессиональный формат драйверов) и намного более корректную работу со звуком. Разница заметна даже при простом прослушивании.
Итак, скачиваем установщик и справочный файл (обязательно!!!), устанавливаем, разбираемся со справкой,
так как система довольно сложная и нужно вникнуть в нее. С практической точки зрения наиболее полезен раздел "ASIO запись".
Только не нужно пугаться, разобраться в настройках драйвера не займет много времени, зато вам будут доступны почти все
возможности профессиональных карт, за исключением, пожалуй, качества (хотя оно намного лучше встроенных решений).
Ну а если у вас нет SB Live! или Audigy, и вы не собираетесь ее покупать, можете смело забыть предыдущие два абзаца и скачивать ASIO4ALL. Это реализация ASIO для
всех "звуковух". Я эту штуку не пробовал, но, судя по заверениям разработчика, вполне реально получить 10мс
задержки - это вполне достаточно для комфортной работы.
Если вы хотите потратить на звуковую карту бОльшую сумму (200-300$), стоит обратить внимание на такие продукты, как:
- Midiman Audiophile 2496
- Echo Mia
- EgoSys Waveterminal 2496
Это карты, проверенные временем, полностью оправдывающие свою цену.
Естественно существуют и другие достойные карты, просто это самые распространенные.
Собственно о подключении. Во-первых, не используйте микрофоный вход - он ужасно шумит у всех недорогих звуковых карт.
Во-вторых, желательно подключаться через DirectBox - устройство, согласующее сопротивления гитары и линейного входа.
Хотя это и не строгое правило - обычно разница не столь заметна на слух, чтобы покупать его. С другой стороны,
сделать его самому не сложно.
Теперь займемся софтом. За исключением простеньких процессоров (о которых разговор пойдет дальше), все эффекты работают
под управлением какой-либо программы для записи/сведения (мультитрекера).
Существуют разные форматы плагинов, наиболее распространены же DirectX и VST.
Принципиальной разницы между ними нет, и существуют конвертеры из VST в DirectX
(правда, небезглючные), плюс плагины могут устанавливаться в обоих форматах сразу.
Замечу только, что обычно DirectX-плагины работают немного медленнее, но зато они поддерживаются всеми без исключения программами.
Вот список основных программ (их последних версий):
- Cakewalk Sonar 3 (также известный ранее как Cakewalk ProAudio)
- Steinberg Cubase SX 2 (ранее Cubase VST и Cubasis)
- Emagic Logic Audio 6 (сейчас только на Apple, на PC последняя версия 5.5.1)
- Magix Samplitude 7.21
- Adobe Audition (до недавнего времени Cool Edit 2)
- Системы DigiDesign ProTools
Теперь кратко (или не очень) ознакомимся с ними.
Cakewalk Sonar - довольно серьезный мультитрекер, поддерживающий все основные функции: посылы, группы, шины, огибающие, автоматизацию и пр. Начиная с версии 2.2 есть поддержка ASIO, а
значит мы можем играть через него без задержки. Единственный очевидный недостаток - нет поддержки
VST-эффектов. Плюсы: удобный интерфейс, простота работы.
Steinberg Cubase SX - по моему (и не только) мнению, лучший мультитрекер. В нем есть все нужное для домашней студии. Отмечу только некоторые его преимущества: удобный и логичный интерфейс, удобный редактор ударных, поддержка ASIO и VST, очень мощные средства автоматизации. Единственый относительно серьезный недостаток - требовательность к ресурсам.
Комфортная работа начинается с PII-600 и 128мБ оперативной памяти.
Emagic Logic Audio - весьма мощный пакет, пожалуй самый навороченный из всех. О профессиональности его можно судить хотя бы
по списку его пользователей - там и Steve Vai, и Joe Satriani, и еще много очень известных музыкантов.
Его концепция сильно отличается от всех других программ, она представляет из себя попытку имитировать студию звукозаписи
со всей ее коммутацией. Причем пакет практически самодостаточен, в нем присутствуют эффекты и модули очень высокого качества.
Есть вообще уникальные вещи, например компрессор с отдельным входом управляющей цепи (почти всегда присутвует в настоящих
компрессорах, но вот в софтовых...). Есть поддержка ASIO, ProTools и еще нескольких аудио-интерфейсов, VST и RTAS - плагинов.
Но, как всегда, есть ложка меда. Даже три. Во-первых, интерфейс крайне сложен. Да, он логичен, но чтобы понять его логику и эффективно в нем работать, нужно время. Довольно большое. Во-вторых, Logic все же ориентирован на Mac, отсюда и особенности интерфейса, и некоторые общие глюки. В-третьих, Emagic оффициально прекратил выпуск новых версий для PC, так что это по сути "тупиковая ветвь развития".
Magix Samplitude и
Adobe Audition - отличаются от предыдущих в первую очередь отсутствием внятной работы с MIDI.
Системы более заточенные для финального сведения материала, как мне кажется. Плюсы обоих - быстрая работа и точность алгоритмов
микширования. Минусы - оба не поддерживают ASIO, а Audition еще и VST. Тем не менее, Samplitude имеет богатый инструментарий для
сведения и зачатки MIDI-редакторов, а Audition - сравнительно удобный и простой интерфейс и функцию "Background Mixing", которая
позволяет работать даже с очень мощными плагинами на слабом компьютере.
ProTools - программно-аппаратная система на базе PC. Включает в себя блоки АЦП-ЦАП и блоки DSP-процессоров, которые собственно и выполняют основную работу по обработке и сведению. Имеет собственый формат плагинов, несовместимый больше ни с чем. Ну, это так, для общего развития...
|