|
      Автор: Игорь Беликов       Дата публикации: 03 мая 1999 г.
Еще 10-15 лет назад в
стране выпускалось только одна
модель – гитара акустическая арт.№-NNN.
Эта модель тиражировалась разными
фабриками, лучше прочих в Москве
были известны Ленинградская “Луначарка”,
Шиховская, Ивановская (справедливости
ради надо отметить, что в Питере,
Львове выпускались и другие
артикулы, в частности, знаменитая
ленинградская 12-струнка, но тиражи
этих артикулов были невелики, и в
массах народа их знали плохо).
В основу этой
модели была положена русская 7-струнная
гитара начала века, весьма
существенно отличавшаяся от “испанской”
и “американской” гитары. Для нее
были характерны: узкий тонкий гриф
с креплением на винте, уменьшенная
мензура (чаще 610мм), неглубокий
корпус. Именно такие гитары можно
увидеть в экспозиции Музея им.Глинки.
Перечисленные свойства сами по
себе ни хороши, ни плохи, они просто
есть – как свойства определенного
типа инструмента. Беда в том, что в 80-е
годы очень сильно изменились
требования к гитарам, прежде всего
под влиянием рок-музыки, а на шестиструнки
народ пересел еще раньше. Советская
промышленность между тем
продолжала гнать свой 7-струнный “вал”,
не обращая внимания на всякие
глупости, вроде спроса и
предложения. Как ни странно, при
этом выдерживались (в общем и целом)
определенные ГОСТы и стандарты
качества: дека делалась из вполне
приличной елки, гитары проходили
ОТК и т.п.
Что происходит сейчас в
отечественной гитарной
промышленности.
1. Часть заводов либо
ликвидирована, либо прекратила
производство гитар. (Иваново, В-Волочек,
Чернигов, Владикавказ и др.)
2. Оставшиеся пытаются
что-то производить, но ЧТО
именно – не вполне ясно им
самим. Все основные технологии
и принципы остались прежними.
Без барского присмотра
качество упало еще ниже (в
Самаре, например, вообще нет
никакого ОТК). Деки чаще всего
стали делать из обычной
строительной фанеры (что
прежде ГОСТом запрещалось).
Короче говоря, выживают как
умеют. “Арфа” (быв.“Луначарка”)
каждые три месяца умножает
цены на 2; Бобровская ф-ка
создает все новые артикулы,
столь же страшные, как и старые,
в Борисове вообще непонятно
чем думают (как сами белорусы
говорят: “батька с думкой не
дружит”). Львовская “Трембита”
героически борется с браком, и
уже снизила его процент с 90 до75.
История этих фабрик может
смело изучаться в курсе
славянского фольклора, как
иллюстрация и само живое
бытование его. Поневоле
станешь космополитом.
3. Появились новые
производства, устроенные на
новых принципах (“Реноме” г.Львов).
С качеством здесь лучше, а вот
цена (особенно после августа)
чрезмерная для тощих
отечественных кошельков.
Главной родовой
особенностью советского
производства вообще (и
производства гитар в частности)
является принцип “полуфабриката”,
т.е. выпуск товаров, пригодных к
употреблению только после
существенной доделки и переделки
силами покупателя. Подразумевается,
что за небольшую цену вы
приобретаете набор “Сделай сам”,
из которого при должном навыке
можно изготовить что-нибудь
подходящее. При отсутствии навыка
вы можете обратиться к “специалисту”
и опять же за небольшие деньги
сделать то же самое с его помощью.
Поэтому при покупке отечественной
гитары в магазине возгласы: “Фу,
она не строит...” или “Она
дребезжит” свидетельствуют только
о непонимании вышеизложенного
принципа. Безнадежный брак можно
вычислить сразу или в пределах
гарантийного срока. (И потом, для
особо нежных всегда есть выход:
пойти в “Петрошоп”, купить “Гибсона”
или “Фендер” на худой конец). Автор
этих строк за последние годы
перещупал сотни или даже тысячи
дешевых гитар. Среди них попадались
очень интересные ( в смысле звука и
даже дизайна иногда) экземпляры.
Могу сказать точно: если вы не
профессиональный музыкант, не
безнадежный эстет, не попсовый
певец, не бандит, не олигарх, а всего
лишь хотите купить гитару для души
или для любимого чада (которое эту
гитару может забросить через
полгода на дальние антресоли и
забыть навсегда) и лишних денег у
вас нет, - сходите в гитарный магазин,
а лучше позвоните нам (095) 528-94-80. И вы найдете гитару, из
которой вполне можно сделать
музыкальный инструмент.
 
Некоторые правила при
покупке дешевой гитары
1. Определитесь для
начала, что вы хотите купить,
для какой цели и сколько денег
вы готовы потратить. Если вам
нужна гитара для музыкальной
школы, имейте в виду, что ни
одна из отечественных гитар не
пригодна для установки
синтетических струн. Робкие
движения в эту сторону
предпринимают только Ижевская
и Самарская фабрики. Конечно,
такие струны можно натянуть на
любую гитару, но пользы будет
немного. Наличие деки из
резонанса еще не говорит о
хороших акустических
свойствах инструмента.
Попадаются целиком фанерные
гитары, которые звучат лучше
деревянных (удивительно, но
факт). Если гитара
предназначена ребенку, оцените
ее вес и форму грифа ( на
Борисовских гитарах
установлен гриф, пригодный для
штангистов и трактористов, но
не для руки подростка). Имейте в
виду, что большинство фабрик
комплектует гитары
наидешевейшими медными
струнами, с которыми проблемы
возникнут даже у “Гибсона”.
Вообще, смотрите на гитару
только с точки зрения того, что
из нее можно сделать
впоследствии.
2. Определившись с
моделью, внимательно осмотрите
гитару. Перечислю дефекты,
наличие которых однозначно
говорит о том, что эту гитару
брать нельзя:
- трещины на деке
вдоль волокон или неплотные
стыки дощечек резонанса,
сильный косослой, заметные
синюшные пятна. Особенно
скверный резонанс употребляет
Самарская фабрика, но склеен он
прочно, в Боброве и Борисове
резонанс получше, зато
качество склейки значительно
хуже. На львовской “Трембите”
резонанс никогда не досушивают
до кондиции. Иногда трещины
сразу не заметны, но в “блике”
видны неровности и напряжения
лака.
- кривой
асимметричный корпус, криво
приклеенный подструнник,
трещины на пятке грифа.
- посмотрите вдоль
края грифа со стороны колков.
Линия должна быть прямая, без
плавных загибов вверх, вниз.
- осмотрите гитару
на предмет заметных
декоративных дефектов: ( сучки
на деках и обечайках, сколы,
царапины и т.п.) Особенно
усердствовать не следует,
иначе уйдете вообще без гитары,
главное, не просмотрите явной
халтуры.
- натяните струны,
проверьте колковую механику,
ее дефекты выявляются при
достаточном натяжении струн,
не раньше.
3. Излечимые дефекты,
наличие которых не является
помехой для покупки:
- биение струн о лады,
дребезжание,
- небольшое уклонение
оси грифа от направления струн,
- большая или малая
высота струн над грифом (
особенно если гриф подъемный
на винте),
- чрезмерная
жесткость струн у первых ладов,
Лучше просмотрите
несколько инструментов, но
перебирать десятки гитар не имеет
особого смысла, если только вы не
обладаете богатым опытом и
феноменальным слухом. Обязательно
возьмите с собой кассовый чек! В
течение примерно полугода вы
сможете обменять гитару в этом
магазине (в случае явного
заводского брака).
 
Бобровские гитары
Их многие знают по
знаменитому клипу кого-то из
попсовиков-затейников. Эти гитары
имеют чрезвычайно характерные “цветочки”
вокруг отверстия резонатора, и
столь же характерную грушевидную
форму корпуса (о происхождении
которой так и не удалось ничего
узнать). Впрочем, появились и гитары,
“снятые” со львовских вестернов.
Но цветочки неистребимы, как сама
Русь. Большая часть артикулов имеет
деревянную деку, иногда неплохого
качества, но на звуке это мало
отражается.
4с3 – фанера, мензура 650 мм.
7с3 – 7-струнная, с резонансом.
7с9 – с корпусом “вестерн”, с резонансом.
8с4 – корпус с двумя резонаторными отверстиями.
8с8 – 12-струнная , “вестерн”.
Существует еще полтора
десятка артикулов, но они
представляются совсем
неинтересными. Все попытки
Бобровской фабрики создать что-то
принципиально новое разбиваются о
пресловутые “цветочки” плюс
глубокое нежелание думать.
 
Шиховские гитары
В природе существует
одна-единственная модель - фанера, мензура 610 мм.
Так же не обошлось без
“цветочков”, но на бобровские не
похоже. Предельная экономия на всем,
особенно на покупателе.
Продолжение следует...
 
Дополнительные сведения:
|