Главная Форум Интернет-магазин
Реклама  |  О проекте  |  Обратная связь

 

 



 
Инструменты

Акустические гитары: древесина и звук


      Автор: Эд Призант
      Дата публикации: 24 января 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые поклонники акустической гитары. В сегодняшней статье речь пойдет о влиянии дерева на звук инструмента. Все мы знаем, что на звук любого вида гитар (а акустических особенно) влияет множество факторов - размер инструмента, его форма, крепление пружин, и даже такие, казалось бы, малозначимые вещи, как вес грифа и струнодержателя. Но главное - это дерево, именно с него все начинается.

Ни для кого не секрет, что все гитары звучат по-разному и одна из главных причин этого явления - разница в сортах дерева, из которого они изготовлены. Поэтому, отбросив все мелкие детали и условности, мы сейчас попытаемся выяснить, каким же образом влияет на звук гитары сорта древесины, из которых она изготовлена.

Какие же породы дерева используют в гитаростроении? Скажу честно - их так много, что я даже затрудняюсь перечислить все, но есть, что называется, "традиционные" сорта и от них мы и будем отталкиваться.

Начнем с главного: верхней стенки коробки. Это часть инструмента - наиболее влияющая на звук. Есть две стандартные породы дерева, используемые для верхней стенки - это ель (spruce) и кедр (cedar). Как правило, ель придает звуку более резкий и звонкий оттенок, а кедр более мякгий и "обволакивающий". В акустических гитарах в основном используют породу ели, именуемую "sitka spruce". Она растет как в Америке, так и в Европе, и не является редкой породой, поэтому и цены на неё умеренные. Иногда на передних стенках более дорогих инструментов можно увидеть "engelmann spruce", этот вид еще называют "немецкой елью". Растет она в основном в Альпах и в Канаде. Она мягче обычной ели и, соответствено, звук у нее не такой резкий. На вид она тоже отличается от обычной ели - имеет белый оттенок, почти молочный цвет. Особо хорошо это видно на более старых инструментах, где sitka становится золотистого цвета, а engelmann - слегка желтоватой.

В очень редких случаях и, как правило, на инструментах стоимостью свыше $3000 можно увидеть ещё один подвид ели - "аdirondack spruce" - "красную ель". Это довольно редкая и дорогая разновидность, обладающая звуком звонким, как sitka, но более глубоким. Когда-то именно эта порода ели считалась стандартом в гитаростроении, но уже много лет подавляющее большинство гитар изготовляются из "sitka spruce". Отсюда вывод - самые популярные виды дерева для передней стенки: ель или кедр. Кедр придает звуку более мягкий оттенок, но зато ель более звонкая. Кроме того, ель с годами приобретает более глубокий звук; она как хороший коньяк - чем старше, тем лучше. У кедра это качество практически отсутствует. Но в любом правиле есть исключения - иногда попадаются приятно звучащие и довольно дорогие иструменты, где вся дека (и верх, и низ, и бока) сделаны из красного дерева, или из дерева коа, но это, как я и говорил, исключения. Подавляющее большинство гитар все же изготавливается с передней стенкой из ели или кедра. Особено кедр популярен в классических гитарах.

Перейдем к бокам и задней стенке коробки. Обычно они делаются из одинаковых материалов. Самые популярные - "mahogany" (красное дерево), "rosewood" (палисандр) и "maple"(клен). Не все, что хорошо для электрогитар, хорошо для "акустики", например ольха и липа практически не используются, но давайте по порядку. Стандартом принято считать красное дерево и палисандр. Все остальные материалы принято сравнивать именно с ними.

Красное дерево придает инструменту мягкий "ровный" звук. Звук этот обычно средней глубины и каждая струна хорошо звучит отдельно, то есть красное дерево - прекрасный выбор для тех, кто любит игру "переборами". Также, при использовании систем амплификации (звукоусиления) этот вид дерева дает прекрасные результаты - особенно, если инструмент не имеет внутреннего звукоснимателя и записывать приходится в обычный микрофон.

Палисандр же обладает более глубоким и "вязким" звуком - это особено чувстуется на басах. Этот вид дерева хорош для ритмических партий, игры в акустическом оркестре и просто если вам нравится более глубокий звук. В отличие от красного дерева, струны по отдельности слышны хуже, зато, если резко ударить по всем струнам сразу, получается сложный и объемный звук. Записать в микрофон такие гитары несколько сложнее, но если электроника встроена в гитару, то результаты будут хорошими.

Все остальные виды, как я говорил, сравнивают с этими двумя. Например, клен обладает более резким и звонким звуком, чем палисандр, то есть ближе к красному дереву, но он не имеет такой мелодичности и мягкости звука как красное дерево.

Еще одно довольно известное дерево в гитаростроении - орех. Почему-то большинство мастеров-одиночек Америки и Канады обходят гитары из ореха стороной, оставляя их производство большим компаниям. По-моему, это ошибка: я играл на нескольких совершенно потрясающих инструментах из ореха. Звук у него довольно звонкий и не очень глубокий, но если сочетать его с кедром, то получаются прекрасные результаты.

Также в последнее время приобретает популярность гавайская коа. Информации по этому дереву немного, поэтому поделюсь личными впечатлениями. На мой взгляд, звук коа немного глуховат. Он мягкий и достаточно глубокий, но я в нем не слышу звонкости. Зато внешне это один из самых красивых видов дерева, который я когда-либо видел.

В заключении нужно добавить, что самым "элитным" деревом в акустике считается бразильский палисандр. До 1969-го года практически все использовали его в гитаростроении, но правительство Бразилии запретило его экспорт и теперь за две хорошие сухие досочки для стенок гитары приходится выкладывать до $2000, что мало кому по карману. Поэтому большинство современных гитар сделаны из палисандра, экспортированного из других регионов. Надо заметить, что акустические свойства того или иного дерева меняются в зависимости от того, где это дерево росло. Этот список можно было бы продолжить, но перечислить все невозможно, а мы рассмотрели практически все основные сорта, встречающиеся в "акустике". Остальное я бы назвал скорее исключением, нежели правилом.

По прочтении всего вышеизложенного становится ясно, что хороший мастер, перед тем как начать делать гитару, думает о том, какой звук он хочет ей придать. Сразу после принятия определенного решения он выбирает материал для передней и задних стенок - это самое важное.

Конечно, наш рассказ весьма поверхностен, тем более, что понятие "глубокий звук" или "мягкий звук" весьма относительны. Но, во всяком случае, большинство мастеров и гитаристов сходятся во мнении, которое я и описал выше.

У нас остается гриф, накладка и струнодержатель. На мой взгляд, эти элементы или вообще не влияют на звук, или я обладаю недостаточным слухом, чтобы почувствовать разницу. Тем не менее, спешу сообщить, что грифы, в основном, делаются из красного дерева или (чуть реже) из клена. Это твердые и относительно недорогие породы. В классических гитарах ещё часто используют кедр с вклеенной полоской черного дерева (эбони). Черное дерево очень твердое и его так же принято использовать для накладок и струнодержателей. Но оно довольно дорогое, поэтому, если у вас не мастеровая гитара, то скорее всего накладка и струнодержатель на ней будут из палисандра. Это тоже неплохо - палисандр помягче чёрного дерева, но вполне пригоден. Я читал публикации гитаристов, утверждающих, что накладка из черного дерева "приятнее" и им легче играть на инструментах с такими накладками. Я не смею насмехаться или даже спорить с таким мнением, но скажу, что я лично не знаю никого, кто с закрытыми глазами мог бы отличить накладку из палисандра от эбони путем взятия аккорда или ноты на грифе...

Вот, собственно, и всё. Остались только декоративные детали, такие как бортики, детали розетки и тому подобное. Чаще всего они пластиковые. На дорогих инструментах встречаются и деревянные, но уж на звук они точно никак не влияют.

Есть мнение, что сорт дерева, из которого сделаны пружины, тоже придает оттенок звуку, но на мой взгляд гораздо большую роль играет сама форма и размер пружин а сделаны они обычно из того же материала, что и верхняя стенка.

Итак, породы дерева мы рассмотрели и можно с уверенностью сказать, что как минимум в девяти из десяти случаев ваша акустическая гитара будет сделана из дерева, описанного в этой статье. Теперь давайте рассмотрим еще несколько важных моментов связанных с деревом. Как мы уже, наверное, знаем, большинство относительно недорогих акустических гитар сделаны не из цельного дерева, а из ламинированного и, надо отметить, что в последнее время ламинированные гитары становятся все лучшего и лучшего качества. Я, например, пробовал ламинированные инструменты, где я не мог определить по звуку, что дерево не цельное. В принципе, главное, чтобы верхняя стенка была из "настоящего" дерева, а все остальное уже менее важно. В ламинированных гитарах влияние дерева на звук значительно меньше - прессованные слои дерева не вибрируют так свободно, как цельная деревянная пластинка, поэтому "индивидуальности" у этих инструментов поменьше.

В качестве совета: если вы ищете гитару до $300, то на дерево вообще не обращайте внимания - главное, что нужно рассмотреть - это удобство игры, качество склейки и, конечно, звук! Но мы отступили от темы - вернемся к дереву.

Еще один немаловажный момент - это расположение волокон. Посмотрите внимательно на любую приличную акустическую гитару - вы увидите, что и передняя, и задняя стенки деки состоят из двух симметричных половинок. Причем не только сама форма, но и расположение волокон обычно симметрично. И сами волокна тоже расположены ровно. Достигается это путем специальной системы нарезки дерева. Считается, что это наилучший способ заставить дерево оптимально вибрировать. Кроме того, нужно обратить внимание на расстояние между волокнами, особенно на передней стенке. Обычно, чем больше расстояние, тем мягче дерево и, соответственно, звук более мягкий и менее звонкий. Считается, что наилучший вариант, это когда расстояние между волокнами - от 1мм до 2мм по всей поверхности. Кроме того, неплохо, когда это расстояние не сильно меняется от центра передней стеки к ее краям. Другими словами - ровные и параллельные волокна дают возможность дереву вибрировать наиболее свободно, а, значит, и дарить нам хороший и красивый звук!

Надеюсь, что по прочтении этой статьи, если вы и не решите посвятить свою жизнь искусству изготовления акустических гитар, то уж во всяком случае вопросов, связанных с тем, из каких пород дерева эти гитары сделаны, у вас не возникнет. А если все-таки возникнет - пишите. Я постараюсь в меру собственных знаний на все вопрсы ответить.

Кедр Ель

Красное дерево Палисандр

Клен Орех

Коа


При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter



Имя:
Ваше мнение:
Введите символы на картинке:


Последние сообщения:

18.01.2015, Vel
На звук влияет всё! Это ошибка - утверждать, что что-то точно не влияет... Иначе настоящие мастера и не стали бы тратить время на изготовление декоративных деталей из дерева, а обошлись бы... ну красками там, или тем же пластиком. Любая миллиметровая деревяшка, любой сантиметр лака или микрометр клея влияют на звук... Никогда, не задумывались, почему скрипки Страдивари имеют такие заоблачные цены?!! Не просто по тому, что ни старые... Есть и
04.05.2013, Arctic_Owl
Статья, по моему мнению, неплохая. На самом деле я могу не согласиться в чем-то с автором, но для неофитов это повод к размышлениям. Одно хочу добавить, для накладки акустической гитары очень хорошо подходит груша, сравнимо с эбена деревом по качеству, а цена деревяхи - отечественная)
18.04.2012, Владимир Иванович
Спасибо за статью с ВАШИМ индивидуальным пониманием истины (хотя это и не сама истина...) созданного мастером гитарного звучания... Расположение и материал пружин (балок) верхней и нижней деки (так как они излучают звук) имеет ( вопреки Вашему мнению) исключительную роль в образовании тембра и динамики гитары ! На самом деле материал обечайки и нижней деки - дань\" эстэтики для восприятия красоты глазами \"-как мебель! Акустическа конста
06.03.2012, АБ
Для Юрия хорошая ссылочка http://lurkmore.to/Сперва_Добейся Вообще, я замечаю, многовато иностранцев, сами нифига не смысля, лезут нас учить. Некий lwkw из Прибалтики (анализ как минимум одного из его высеров будет в статье о Шамрильне), Микола Руденко из Украины (этот дошёл до того, что стал агитировать за кандидатов в президенты России, о нём будет персональная статья), теперь ещё Призант. Гопода, если действительно хотите нас учить - давайте доб
25.02.2012, Jhav
ок, троллить не буду. ты хоть и одиозная личность, но вносишь разнообразие и дисбаланс в тусовку гитарбилдеров. дисбаланс - двигатель развития
24.02.2012, АБ
Ну, вот. Сам когда-то начал меня троллить, заявив об этом публично и открытым текстом, а теперь грозишь дяденке милиционеру пожаловаться. Ладно, кто старое помянет... с тебя - слово, что не будешь впредь меня троллить, а я убираю весь абзац где про тебя.
21.02.2012, Jhav
кстати, то, что там про меня тянет на клевету, не находишь? административки захотелось?
21.02.2012, АБ
Что значит опять? Люди ко мне обратились, я им ответил. Причём один из них гонит напраслину на меня, его никто не одёргивает. Да, на момент его пророчеств у меня уже 4 месяца функционировал свой сайт. http://brand-v.ucoz.ru/index/khoroshee_plokhoe/0-19 захаживайте, там и про Jhava ecть. и что нибудь я там хоть понемногу но стабильно пишу
21.02.2012, Jhav
Бронников, опят ты со своей бякакритикой. Может ты напишешь что-нибудь?
20.02.2012, А.Б.
Автор, дело не в терминологии, она понятна, а в реальной абсурдности многих утверждений. Самое абсурдное - что кусок древесины, независимо от конфигурации имеет собственное звучание. Я проводил эксперимент - от корпуса самодельного страта отпиливал по кусочку, и получал заметное изменение тембра. Второе - почему-то авторы подобных исследований забрасывают читателя субъективистикой, а объективные методы секретят? Конкретнее - мне ну
20.08.2011, Юрий
Уважаемый Автор! Таких, как А.Б. тысячи. Надувают щеки, оценивают свысока, критикуют... Сами же написать ничего не способны, а возможно и не догадываются, что сотням тысяч людей такие статьи нужны как воздух. Пусть бы уважаемый А.Б. соблаговолил написать свой материал – правильный и полезный, где корректно и обстоятельно раскрыл бы вопрос для широкой аудитории. Но он не напишет. Найдет тысячу отговорок. Знаю эту ситуацию по себе, т.к. пи

Все сообщения